На чем потренироваться?
|
Где ещё поучаствовать?
|
Видеоуроки |
|
Представляем вашему вниманию текущий календарь олимпиад этого года по данному предмету.
|
Разбор заданий школьного этапа
2016/17 учебный год (Москва)
2017/18 учебный год (Москва)
2018/19 учебный год (Москва)
2019/20 учебный год (Москва)
2020/21 учебный год (Москва)
2021/22 учебный год (Москва)
Разбор заданий муниципального этапа
2014/15 учебный год (Москва)
2016/17 учебный год (Москва)
2017/18 учебный год (Москва)
2018/19 учебный год (Москва)
2019/20 учебный год (Москва)
2020/21 учебный год (Москва)
2020/21 учебный год (Москва)
|
Участнику филологических олимпиад, помимо знания художественных текстов, полезно ознакомиться с основными трудами отечественных филологов. Многие из предлагаемых работ написаны специально для школьников или студентов-первокурсников; они отличаются внятностью изложения и доступным языком. Предлагаемые ниже ссылки на статьи, книги и интернет-ресурсы ориентированы главным образом на учащихся 8-11 классов:
С чего начать:
учебные пособия:
- Н. М. Азарова, К. М. Корчагин, Д. В. Кузьмин, В. А. Плунгян и др. «Поэзия» (учебник, М., 2016).
- В. С. Баевский «История русской поэзии: 1730-1980» (М., 1994).
ещё 7 книг
- Н. А. Николина «Филологический анализ текста», (М., 2003).
- И. Н. Сухих «Структура и смысл: Теория литературы для всех» (СПб, 2016).
- Б. В. Томашевский «Поэтика. Теория литературы» (М., 1999).
- О. И. Федотов «Основы теории литературы» (в 2 частях, М., 2003).
- В. Ф. Чертов, Е. М. Виноградова, Е. А. Яблоков, А. М. Антипова «Слово, образ, смысл: филологический анализ литературного произведения» (учебное пособие для 10-11 классов, М., 2006).
- В. И. Новиков «Энциклопедический словарь юного литературоведа» (М., 1988).
по поэтике и анализу текста:
- М. Л. Гаспаров «Избранные труды. Т. II. О стихах.», статьи по анализу текста, особенно первая из цикла: «"СНОВА ТУЧИ НАДО МНОЮ...": Методика анализа» (М., 1997, С. 9-20).
- Е. Г. Эткинд «Разговор о стихах» (М., 1970).
- Д. С. Лихачев статья «Внутренний мир художественного произведения» из журнала «Вопросы литературы» № 8 (1968, С. 74-87).
- Ю. М. Лотман «Анализ поэтического текста» (СПб, 1996).
по культурологии:
- Ю. М. Лотман «Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX вв)» (М.,1993).
- Ю. А. Федосюк «Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века» (М., 2001).
по истории литературы:
- Ю. М. Лотман «В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь» (М., 1988).
- П. Вайль, А. Генис «Родная речь. Уроки изящной словесности» (М., 1991).
по стиховедению:
- М. Л. Гаспаров «Русский стих 1890-1925 гг. в комментариях» (М., 1993).
- В. Е. Холшевников «Основы стиховедения. Русское стихосложение» (М.-СПб, 2004).
- В. Е. Холшевников «Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха» (М.-СПб, 2005).
Чем продолжить:
по поэтике и анализу текста:
- В. Б. Шкловский статья «Искусство как приём» из книги«Теория прозы» (М., 1925).
- Б. М. Эйхенбаум статья «Как сделана «Шинель» Гоголя» из книги «Литература: Теория. Критика. Полемика» (Л., 1927).
по истории литературы:
- Б. М. Эйхенбаум «Мелодика русского лирического стиха» (Пб, 1922).
- Ю. Н. Тынянов, статьи «Архаисты и Пушкин», «Сюжет “Горя от ума”», «О Хлебникове» из книги «История литературы. Критика» (СПб., 2001).
- Литературная матрица: учебник, написанный писателями (в 2 томах, СПб., 2011).
- Литературная матрица: учебник, написанный писателями. Внеклассное чтение (СПб., 2014).
Подготовка к олимпиадам:
- Л. Л. Бельская «Литературные викторины» (М., 2007).
- Л. Л. Бельская «Викторины по русской литературе XX века» (М., 2009).
- Е. Д. Волжина «Школьные олимпиады. Литература: 5-11 классы» (М., 2012);
- Л. А. Черниченко, Е. Г. Чернышева «Литература. Олимпиады» (М., 2012).
Другую литературу и справочные материалы можно найти на информационных порталах:
- Библиотека по гуманитарным наукам.
- Русская формальная школа и ОПОЯЗ.
Смотрите также:
задания и работы победителей и призеров финала всероссийской олимпиады прошлых лет