В эти дни проходит региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике. Буквально за два дня до этого, команда Москвы вернулась из Витебска, где наши ребята принимали участие в областном этапе белорусской республиканской олимпиады. Мы побеседовали с руководителем команды, доцентом физического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, кандидатом физико-математических наук – Алексеем Александровичем Якутой, который является председателем оргкомитета регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике в Москве.
-Алексей Александрович, расскажите, пожалуйста, как российские школьники оказались на олимпиаде в Беларуси?
- Белорусская республиканская олимпиада - аналог нашей Всероссийской олимпиады школьников. Она проводится по общеобразовательным предметам в 4 этапа. Мы давно сотрудничаем с белорусскими коллегами, и в этом году они пригласили наших ребят принять участие в областном этапе своей олимпиады. Он соответствует региональному этапу Всероссийской олимпиады, и мы решили отправить туда девяти- и десятиклассников. Для наших школьников это хорошая тренировка перед участием в будущих международных олимпиадах. В команде было 11 человек. Мы привезли 10 дипломов, причем среди девятиклассников наш школьник стал первым, а среди десятиклассников мы уступили только одной представительнице Беларуси.
- Вы сказали, что олимпиада в Витебске – хорошая тренировка перед международной олимпиадой. Но разве для этого недостаточно участия во Всероссийской олимпиаде?
- Дело в том, что задания на международных олимпиадах по физике существенно отличаются от олимпиадных задач, которые привыкли решать российские школьники. Поэтому нам приходится их специально готовить к решению заданий в формате межнара. В чем разница? Задача на международной олимпиаде представляет собой длинное описание какого-либо процесса, явления, эксперимента и т.п., и целый ряд вопросов и заданий к нему. Отвечая на вопросы и выполняя задания, ученик проводит что-то вроде исследования. Разные задачи могут быть взаимосвязаны. Для наших школьников задания такого типа непривычны. А вот в Беларуси на всех этапах олимпиады (даже на школьном!) используются именно такие.
- То есть, сразу готовят ребят к международной олимпиаде?
- Именно. Причём задания изначально даются трудные. На финальном этапе они могут быть даже сложнее, чем на межнаре. Поэтому для наших участников это была возможность потренироваться. Впрочем, задания были на русском языке, а не на английском, как это принято на международных соревнованиях.
- Сколько дней вы провели в Витебске?
- Четыре. В первый день было торжественное открытие. Затем два дня соревнований: теоретический и практический туры. И в последний день - апелляция, закрытие олимпиады и награждение победителей и призёров.
- А культурная программа была?
- Да, конечно. Во-первых, обзорная экскурсия по городу. Во-вторых, мы посетили Музей Марка Шагала - это комплекс, состоящий из арт-центра и мемориального дома-музея. И посмотрели спектакль «За двумя зайцами».
- На финал поедете?
- Обязательно. Финал олимпиады пройдёт с 25 по 29 марта тоже в Витебске. Как раз сейчас отбираем кандидатов. Планируем отправить около десяти человек. В команду войдут члены сборной Москвы, в основном одиннадцатиклассники, и несколько девяти- и десятиклассников. Посмотрим по результатам регионального этапа Всероссийской олимпиады.
Беседовала Анна Титова