Закончился региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по иностранным языкам. В чем специфика этих олимпиад, какими качествами должны обладать их участники? И, наконец, что популярней – французский или немецкий? Эти вопросы мы задали Каринэ Махмурян - профессору, председателю оргкомитета регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по иностранным языкам, зав. кафедрой иностранных языков МИОО.
- Есть ли принципиальное отличие олимпиады по иностранному языку от ЕГЭ?
-Конечно. Олимпиада отличается своими творческими заданиями, рассчитанными только на сильных детей, на тех, кто мотивирован к обучению иностранным языкам. ЕГЭ же основывается на школьном стандарте, и сложность заданий там не превышает уровня программы. Главное, что заданий, которые дают на языковых олимпиадах, нет в школьных учебниках.
-А как же тогда готовиться к олимпиаде? Или на ней проверяют не только знания, а что-то большее?
- В такой олимпиаде должны участвовать интеллектуальные дети, способные понять, какая задача перед ними стоит. В английском языке, например, предлагаются интегрированные задания. Например: чтение и аудирование вместе. Потом следует тест по предложенному материалу. Текст слушают только один раз (на ЕГЭ – дважды). Поэтому дети должны обладать хорошей памятью. Важно, чтобы школьники владели стратегиями разного вида чтения, разного извлечения информации из текста – основной или детальной информации, или какой-то запрашиваемой информации. В олимпиадах это, как правило, запрашиваемая информация.
- Что это такое?
- Например: дается вопрос и несколько ответов, из которых нужно выбрать правильный. Интегрированных заданий – чтение-аудирование – раньше почти не было. Но, поскольку мы знали, что они мелькнули уже в прошлом году, в 2013-м, мы предложили подобные задания заранее, на муниципальном этапе. В этом нам помогало издательство «Кэмбридж».
Еще одно новшество 2013-го года: Центральная комиссия ввела новый тип заданий, интегрировав лексико-грамматический раздел с разделом «письмо». Такого нет ни в зарубежных учебниках, ни в наших. Предлагается кусочек из личного письма, написанного одним из учащихся (в ЕГЭ в первом задании тоже нужно написать личное письмо), в котором надо было найти 5 лексико-грамматических ошибок. А потом, от имени учителя написать письмо ученику, где отметить положительные и отрицательные стороны его работы. Это согласуется с новым федеральным стандартом образования, в котором сказано, что на первое место нужно выдвигать мета-предметные умения. То есть, умения извлекать информацию, анализировать, обобщать, аргументировать свою позицию. И в этом, новом типе заданий тоже проверяются не только предметные, но и метапредметные умения. То есть, интеллектуальные способности детей.
- Можно ли сказать, что победителями и призерами становятся лишь ученики специализированных школ, или бывают исключения?
-Исключения бывают. Но, как правило, это дети, которые учатся в лингвистических лицеях, в гимназиях и в школах с углубленным изучением иностранного языка. Родители некоторых – учителя английского языка, дипломаты. Кто-то из детей жил в стране.
- А можно назвать школы-лидеры?
-В этом году победитель из школы №2033 (Восточный округ). Хорошо себя показали гимназии и лицеи №1307, № 1530, №1549, №1535, № 1555.
- Кто входит в жюри олимпиад по иностранным языкам?
- Члены жюри – преподаватели вузов, носители языка (люди, которые работают, как правило, в посольствах или в международных школах). Почти на всех олимпиадах в жюри – только вузовские преподаватели. Школьные учителя всегда очень сочувствуют детям, а у вузовских – более независимый взгляд.
- Какие языки пользуются большей популярностью? Это, наверное, видно по числу участников олимпиад?
- По популярности это - английский, французский языки. И лишь потом – немецкий. На региональный этап олимпиады по английскому языку пришло 457 человек, а по французскому – 242. На ЕГЭ – еще более жесткое соотношение: ЕГЭ по английскому в этом году сдавали 15600 человек, а по французскому – 350. Разница большая. Испанская олимпиада - только Московская (испанские школы ведь в основном - в Москве и в меньшей степени - в Петербурге).
К сожалению, сокращается количество школ, в которых изучается французский и немецкий языки. Это нас очень заботит (в последнее время и послы стали с этим приходить). Но это – реальная ситуация (родители выбирают для своих детей английский). Правда, теперь федеральные стандарты предусматривают изучение второго иностранного языка с 5-го класса, может быть, что-то немного изменится к лучшему.
Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова