20 марта 2023, 17:02

«Главное – быть довольной собой сразу после тура»: впечатления финалистов Всероссийской олимпиады по химии

 Химия

В «Сириусе» продолжается заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии. 17 и 18 марта участники решали задания теоретических туров, а с 19 по 21 марта проходят практические испытания: для каждого класса выделен отдельный день.

О том, какие задачи достались ребятам и как они готовились к финалу, рассказали сами школьники.

Дарья Азарова, сборная Москвы, 11 класс:

Олимпиадный путь я начала в конце девятого класса, потому что именно тогда поняла, что единственный способ поступить в вуз мечты – получить диплом на олимпиаде. Поэтому начала усердно работать самостоятельно.

Уже в десятом классе смогла стать призером, причем почти победителем. Так что я была очень довольна своим результатом. В одиннадцатом классе занималась не особо много, потому что поняла, что цель уже выполнила. Перед туром я была в себе уверена, настроена решительно и готова решать. Задания были сложными, но это ожидаемо. В этом году первый тур был значительно труднее, чем второй, как и в прошлом году, особенно неорганическая химия – это первая и вторая задачи. Одна была еще решаемая, а другая, на кристаллические решетки, совершенно не поддалась. Больше всего мне понравились органическая химия и биохимия из второго тура. Ожидаю высоких баллов, точно выше среднего.

Егор Злобин, сборная Тульской области, 9 класс:

Я считаю, что к практическому туру подготовиться невозможно. Руководство моей школы смогло договориться с местным политехом, чтобы для меня провели необходимые практические работы. Самое главное – работа руками. Можно пробовать проводить опыты самому или под руководством наставника.

Задания практического тура этого года были вполне ожидаемыми, но чуть сложнее, чем в прошлом сезоне. Все делается легко, главное – быть аккуратным и не спешить.

Иван Филин, сборная Москвы, 9 класс:

На практическом туре был качественный анализ. В теоретической части дали названия веществ, которые нужно было классифицировать, в зависимости от того, проявляют они кислотные, основные или амфотерные свойства. Также нужно было написать методику разведения трех веществ. На практическом туре было 10 пробирок с веществами, которые нужно было определить. Задание было максимально легким. Мне сняли только 0,5 балла.

Александра Скоморохова, сборная Санкт-Петербурга, 10 класс:

Я занимаюсь в олимпиадном кружке в Санкт-Петербурге плюс стараюсь прорешивать задачи сама и читать умные книжки. Это полезно, ведь иногда, увидев интересную реакцию или необычное соединение, может показаться, что такое нереально запомнить. Но позднее, на туре, подобное резко всплывает в памяти и может помочь решить сложную задачу.

У меня довольно большой олимпиадный опыт, причем не только в химии, поэтому я точно знала, что самое главное – не волноваться. Именно волнение и неуверенность в своих знаниях чаще всего сбивают с верного пути к решению.

Я ожидала, что задания будут довольно сложными, но на деле они оказались вполне решаемыми для меня. Очень люблю так называемые «угадайки» по неорганической химии. Это задачи, в которых дано много химических свойств соединений и немного чисел, которые помогают подтвердить предположения. Надеялась, что в этом году на турах попадется что-то подобное, в итоге так и получилось.

Самой сложной оказалась задача 10-3 с первого тура. Были даны описания синтеза неизвестного соединения и некоторые данные анализа промежуточных веществ. Нужно было много считать, а на олимпиаде, как известно, катастрофически не хватает времени на все.

А самой интересной мне показалась задача НХ-2 со второго тура. В ней совершенно не было дано чисел, но очень много необычных (в том числе не совсем химических) фактов про неизвестные соединения. Например то, что их молярные массы состоят из двух цифр, причем они одинаковы для обоих веществ. Непривычный формат задачи всегда заставляет задуматься, именно этим она меня и привлекла.

Еще до начала олимпиады я поставила себе определенные цели по каждому туру и пока успешно с ними справляюсь. Для меня главное – быть довольной собой сразу после тура, понимать, что сделала все, что могла, и довольна тем, сколько решила.

Программа


Подробная информация об олимпиаде, новости, фотографии участников и результаты добавляются на специальную страницу финала.

Еще по теме