29 апреля 2023, 19:10

«Каждый способен найти в лирическом тексте ранее неизведанные грани»: как проходил финал Всероссийской олимпиады по литературе

 Литература

Уже завтра, 30 апреля, состоится торжественная церемония закрытия заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Соревнование проходило в Московской области и включало три тура. Участниками стали более 300 старшеклассников.

Финалисты рассказали, какие были задания, и поделились своими впечатлениями от олимпиады.

Аналитический тур

Школьникам нужно было проанализировать эпический или лирический текст.

Вика Агуреева, 11 класс, Москва:

Я чувствую себя спокойно и хорошо. Нет особого волнения, потому что я люблю то, чем занимаюсь, и верю, что все складывается, как нужно. Осталось немножко и больше такого опыта у меня не будет, ведь я заканчиваю 11 класс. Я очень ценю людей рядом, они создают атмосферу, настроение, дарят потрясающие моменты и мне радостно разделять с ними эту финишную прямую.

Мария Тюрина, 11 класс, Орловская область:

После тура ощущения смешанные… Когда только вышла из аудитории, казалось, что я хорошо поработала, и анализ получился неплохим, но прошло время, много с кем обсудила задания уже и поняла, что это полный провал: большую часть реминисценций не прописала, потому что не поняла (про Франсуа Вийона знала только его имя). С таким анализом дипломы точно не берут :) Поэтому пока покайфовать от ощущения проделанной работы не выходит.

Фото: Образовательный центр «Взлёт»

Елизавета Громова, 11 класс, Пермский край:

Я понимаю, что могла написать лучше, но в то же время знаю, что в моем анализе есть неплохие моменты, которыми я все равно горжусь. Я уверена, что каждое стихотворение можно интерпретировать по-разному, и что каждый способен найти в лирическом тексте ранее неизведанные грани. Я определенно постаралась отразить в анализе собственное видение произведения и применить знания, полученные в процессе подготовки.

Марианна Витковская, 9 класс, Москва:

Впечатления достаточно смешанные: с одной стороны, кажется, что все удалось, учитывая небольшое количество времени, данное для анализа. Но с другой стороны, есть чувство неудовлетворенности – в каких-то местах совершила орфографические ошибки, не успев их исправить из-за лимита времени.

Одновременно страшно и радостно: fingers crossed (скрестим пальцы. – Прим. ред.), как говорится.

Творческий тур

Школьники писали собственный текст по заданным параметрам.

Кирилл Карсаков, 10 класс, Республика Чувашия:

Очень доволен творческим туром, особенно первым заданием на анализ оперы и спектакля, так как этот формат я отработал в течение подготовки. На открытии Татьяна Геннадьевна (Кучина – заместитель председателя жюри. – Прим. ред.) напугала, сказав, что на творческом туре тяжелее всего будет десятому классу, но по факту анализ «Трех сестер» у 11-го, в отличие от «Бориса Годунова» у 10-го, кажется куда сложнее. Я очень доволен, тем более, что в прошлом году в школе выступал с презентацией о композиционных особенностях трагедии Пушкина. Будем ждать результаты.

Ангелина Фадеева, 10 класс, Республика Алтай:

Всерос стал интересным опытом, потому что литература для меня – это всего лишь увлечение. Она не понадобится мне при поступлении (я собираюсь поступать на юриспруденцию), поэтому отношусь ко всем турам как к новому опыту.

Я в принципе ожидала подобные задания. Аналитический тур мне понравился чуть меньше, чем творческий, потому что на творческом мы могли показать себя, добавить что-то уже вне школьной программы и как-то проявить свои навыки письма.

Фото: Образовательный центр «Взлёт»

Анна Прялухина, 10 класс, Оренбургская область:

Мне очень понравился творческий тур, хотя безумно устает мозг за пять часов и на пальце уже мозоль от ручки. Задания интересные, я вообще люблю искусство, а тут еще и эссе надо было написать, а его я тоже как жанр люблю. Дольше всего думала над названием :)

Елизавета Громова, 11 класс, Пермский край:

Ощущения после этого тура лучше, чем после аналитического! Задания мне показались очень интересными. Особенно понравилось описывать, как в разных произведениях искусства воссоздаются эмоции. У меня появилось желание полностью посмотреть предложенные для анализа оперу и спектакль, наконец-то прочитать «Три сестры» Чехова.

Марианна Витковская, 9 класс, Москва:

Ощущения после творческого тура прекрасны – свобода и умиротворение! Впечатлило первое задание, несмотря на простоту формата: теперь хочется посмотреть полностью спектакль «Евгений Онегин». А второе задание позволило мне стать неким психологом-аналитиком: собственные примеры «благодарности» было интересно аргументировать.

Устный тур

Последнее испытание предполагало выступление на заданную тему.

Мария Нафталиева, 10 класс, Москва:

Я очень довольна устным туром, в отличие от предыдущих. Весь год я бережно «несла у себя подмышкой» цитату литературоведа Александра Чудакова ровно на ту же тему, на какую нам привели высказывание Чехова на туре. Я начала с этой чудесной фразы свое выступление. Затем привела два примера, хорошо их развив, потом получила одобрение от своих преподавателей, что тоже очень меня подбодрило.

На самом деле, вот это самое «легкое дыхание» включилось. Это ощущение от осознания своей свободы после всех туров.

Елисей Смирнов, 9 класс, Москва:

Устный тур, наверное, самый необычный из всех трех, и мне он безумно понравился, потому что это было интересно и как глоток свежего воздуха после суммарных десяти часов написания сложных работ.

Организация была отличная: никаких вопросов и недопониманий. Очень понравилось, что учли мнение участников в том, кто хотел пойти первым. Это было на самом деле отлично, потому что я хотел поскорее выступить, у меня был настрой и я рад, что мое желание удовлетворили.

Мне кажется, что все получилось хорошо, были очень позитивные проверяющие, они очень подбадривали и взглядом, и жестами, и это придавало некоторую уверенность. Вопросы были очень добрые, интересные, действительно оригинальные. Я получил только положительные эмоции от этого тура.

Фото: Образовательный центр «Взлёт»

Лиза Чуйкова, 10 класс, Ростовская область:

Мне понравился устный тур, это совсем неожиданно для меня, в первую очередь потому, что мне второй год подряд в комиссии попадается Татьяна Геннадьевна Кучина. Вообще боялась, что спросят что-то совсем конкретное, а мне легче рассуждать о каких-нибудь абстрактных и пространных вещах. Мне очень понравились задания.

Мария Коленова, 11 класс, Вологодская область:

У меня не было каких-то ожиданий от устного тура. Хотя нам и сказали, что концепция глобально поменяется: надо было написать небольшое выступление в формате TED talk (неформальный монолог на серьезные темы. – Прим. ред.), создать стендап. Значит, можно было подойти к туру искренне, с юмором и пошутить, а я надеюсь, что все мои шутки были понятными, потому что я их придумала прямо по ходу выступления. В целом все понравилось, было здорово.

Алиса Шаститко, 11 класс, Красноярский край:

В общем, задания были просто огонь! Мне очень понравилось, что был выбор. В первом задании нужно было придумать спектакль. В другом – рассказ от лица кота Бегемота из «Мастера и Маргариты». Еще – рассказ с точки зрения халата.

Мне очень понравилось просто писать. У меня было много-много мыслей, я даже всякие местные шуточки придумала. Но, к сожалению, когда я рассказывала, мне не хватило времени, чтобы вот ту самую изюминку-шутку туда включить, но, в целом, у меня работа была, вроде, логически нормально выстроена.

Закрытие олимпиады 30 апреля


Подробная информация об олимпиаде, новости, фотографии участников и результаты добавляются на специальную страницу финала.

Еще по теме