В Саранске продолжается заключительный этап Всероссийской олимпиады по химии. Соревновательные туры уже завершились, впереди – церемония награждения. Имена победителей и призеров мы узнаем 10 апреля.
Финалисты рассказали, удалось ли им в полной мере показать свои знания, и чем в этом году удивили их составители задач.
Евгения Долгачева, 9 класс, Республика Мордовия:
Я усиленно готовилась к заключительному этапу на сборах в школе, с учителем и одноклассниками, прошедшими в финал. Подготовка помогла мне почувствовать себя увереннее, но на самом туре у меня все равно было волнение. Тем не менее оно быстро прошло: вернуть равновесие внутри мне помогали игрушка-талисман и браслетик. Получив комплект заданий, я сразу начала вчитываться в задачи и решать.
Задания были по-настоящему интересными! Задачи по неорганике решать было одно удовольствие. В одной, к сожалению, так и не смогла досчитаться до некоторых соединений, поэтому остались лишь догадки. Задача по физхимии также была приятной.
Мотивировала меня мысль о том, что я оправдаю ожидания родных и знакомых и все старания нашего лучшего учителя — Тарасовой Ирины Вячеславовны. Именно она вложила в меня всю душу в период подготовки к олимпиадам.
На практическом туре девятиклассникам предложили качественный анализ. Было дано три голубых, три желтых и четыре бесцветных вещества. Соответственно, нужно было их распознать. Это было довольно несложно, ведь многое получалось распознать сразу, а остальное определить методом исключения. Мне было интересно наблюдать разные цвета осадков, а не все белые, как это было на региональном этапе, например.
Игорь Матыкин, 9 класс, Тульская область:
Подготовка к олимпиадам подобного уровня занимает не неделю и не месяц. Важно подходить к занятиям планомерно, в таком случае перед самими финальными турами останется только актуализировать информацию. В моем случае подготовка проходила именно так.
Тревога перед олимпиадой была несильной: лишь за несколько дней появилось некоторое волнение, которое, впрочем, почти сразу отступило, уступив место сосредоточенности и напряжению. При решении комплекта заданий мне сильно помогал переход от задач одного раздела к другому, например, от неорганической химии к физической. Самой интересной мне показалась задача по физической химии. Она затрагивала как химическую кинетику, так и термодинамику.
В олимпиадах для меня самое ценное — это не призовое место, а сам путь к достижению целей. Победит далеко не каждый, но знания, приобретенные во время олимпиадной деятельности, останутся надолго. Этот аспект соревнования меня больше всего мотивирует, так как полученные навыки помогут мне в дальнейшей научной и профессиональной карьере. Практика — неотъемлемая часть науки, и мне это нравится. Я возлагаю большие надежды на практический тур, именно он мне кажется наиболее интересным.
Демид Карабань, 9 класс, Алтайский край:
Во время подготовки к финалу я читал различные книги, чтобы изучить теорию, научные статьи и решал задачи прошлых лет как с заключительного этапа Всероссийской олимпиады, так и с различных перечневых олимпиад.
Волнение появилось сразу, как я зашел в аудиторию. Не был уверен в своих силах, знал, что мои знакомые готовились больше меня. Но когда раздали задания и я начал их читать, переживания отошли на второй план. Задачи оказались вполне решаемыми.
Больше всего мне понравилась третья задача, потому что она была сбалансирована, по моему мнению. По сложности в ней не было трудоемких расчетов, зато были другие изюминки, над которыми пришлось посидеть подольше.
На практическом туре необходимо было выполнить теоретические задания: написать цвета растворов, формулы веществ и уравнения реакций. Затем нужно было определить вещества в пробирках. Задания показались мне интересными, так как составители решили использовать не самые популярные вещества. Пока я в целом доволен своим результатом, но считаю, что мог справиться с заданиями лучше.
София Колошина, 10 класс, Ямало-Ненецкий автономный округ:
Для меня в первую очередь была важна самоподготовка: чтение Клайдена, Гринвуда, Третьякова, активное прорешивание заданий Всероссийской и Международной Менделеевской олимпиады прошлых лет. К тому же ЯНАО предоставил мне прекрасную возможность поучиться неделю с преподавателями Ассоциации победителей олимпиад в Москве как раз в конце марта. Это помогло мне закрепить самостоятельно полученные знания и навыки.
Во время тура я старалась не думать ни о чем, кроме задач. От мысли «Ужас, как решить это?» я плавно перешла к огромному удовольствию от процесса решения. Также с волнением мне помогали справиться вера в себя и поддержка любимого сопровождающего.
Олимпиада — это всегда неожиданность, где предсказания накануне тура зачастую просто не работают. Например, сюрпризом стали практически две задачи на химию Бора. На Всеросе это редкость. Еще удивила третья задача. Кажется, ее решение лежит на поверхности, но, чтобы прийти к правильному ответу, пришлось поломать голову.
На практическом туре задача десятиклассников состояла в определении точной концентрации раствора щелочи с помощью кислотно-основного титрования, а также в выявлении массы борной кислоты в выданной навеске посредством титрования комплекса борной кислоты и глицерина раствором гидрооксида натрия.
Александра Скоморохова, 11 класс, Санкт-Петербург:
К заключительному этапу я готовилась в основном в Химическом центре — это олимпиадный кружок в Санкт-Петербурге. Также как и большинство школьников я читала необходимую литературу и решала задания прошлых лет.
Перед туром я немного волновалась, потому что хотела показать свой максимум. Вскоре переживания меня покинули, и появилось желание решить все что смогу. Сохранить спокойствие мне также помогал мой талисман — подвеска, которую я всегда ношу с собой на соревнования.
На теоретическом туре мне больше всего понравилась задача по неорганической химии. Она была довольно забавно составлена, и я решила ее хорошо. Получила удовольствие от процесса ее решения. Особенность задачи была в том, что в условии были проставлены как будто кляксы: часть слов и численных значений была скрыта. Многие ожидали задач на кристаллохимию, но их не оказалось. Это стало приятным сюрпризом.
На практическом туре у 11 классов нужно было определить зависимость растворимости хлорида свинца от температуры. Нам необходимо было приготовить три насыщенных раствора хлорида свинца при разных температурах, оттитровать каждый из них и с помощью полученных данных построить график зависимости и по нему вычислить энтальпию и энтропию этой реакции. Это было довольно неожиданное задание для практического тура: я такого рода титрования еще не встречала. Для меня это было довольно интересно. Когда я зашла в аудиторию и увидела термометры и бюретки, сразу не поняла задание, пока не прочла условия. Тем не менее я получила максимальный балл за практический тур, поэтому осталась очень довольна собой.
Мне интересно решать олимпиадные задачи. Нравится сам длительный процесс, кажется, бесконечных поисков решения. Самый яркий момент, когда приходит верная мысль и все наконец складывается воедино, и ответ находится сам собой. На химии задачи часто бывают заковыристыми, но очень красивыми.
Задания и решения теоретических туров
Подробная информация об олимпиаде, новости, фотографии участников и результаты добавляются на специальную страницу финала.