В Новом Уренгое подводятся итоги заключительного этапа Всероссийской олимпиады по химии. Состязание включало два теоретических и практический туры.
В первом туре школьники решали 5 задач по основным разделам химии: неорганической, органической, биоорганической и физической. Второй включал 19 заданий, сгруппированных по четырем разделам: неорганическая химия, органическая химия, физическая химия и химия и жизнь.
На практическом испытании девятиклассники решали задачу на качественное определение неорганических соединений. Ученикам десятых классов досталось задание на окислительно-восстановительное титрование, в которой необходимо было определить содержание воды в соли хрома. Одиннадцатиклассникам нужно было провести качественный анализ карбонильных соединений методом тонкослойной хроматографии, а также попробовать себя в органическом синтезе.
По результатам всех туров жюри определит победителей и призеров, их имена объявят на торжественной церемонии закрытия 30 марта. А пока можно узнать, какие впечатления оставили задания у финалистов и как ребята готовились к соревнованию.
Стефания И., 8 класс (выступает за 9-й), Самарская область:
Это мой первый Всерос. Подготовка к олимпиаде шла интенсивно, много времени было проведено за изучением нового материала, посещением интенсивов и курсов, а также за решением огромного количества задач.
Как только начался первый тур и все замерли в ожидании заданий, я не сильно переживала, но мысли о дипломе не выходили из головы. Уже во время олимпиады я расслабилась и получила огромное удовольствие от того, где я оказалась и чем занималась.
Каждый день начинался с раннего подъема и ожидания: заданий, окончания туров, критериев и так далее. Задания оказались хоть и сложные, но очень интересные, мне было в удовольствие разбираться в загадках от тех, на кого я равняюсь. Самая интересная задача была про азот, мне понравилось пытаться найти то, за что смогу зацепиться и начать распутывать эту цепочку мыслей. А самым неожиданным для меня заданием оказалась задача на физхимию: она вызвала шок, и я, к сожалению, не смогла ее решить.
Мотивация — одна из немногих вещей, которая правда нужна в олимпиадном движении. Моя была в поддержке родителей, наставников и друзей. Я очень хотела поехать на Всерос, чтобы поразить близких своей настойчивостью. Так что одна из маленьких целей исполнена, но взять диплом — это главное, к чему я буду идти.
После сложных туров нас возили на потрясающие экскурсии, где мы узнавали много нового и завораживающего, особенно мне запомнились олени. Появилось много новых друзей и веселых воспоминаний. Думаю, этот опыт мне был необходим! Всерос — это место для тех, кто, правда, хочет внести в свою жизнь что-то новое и незабываемое.
Роман М., 8 класс (выступает за 9-й), Республика Башкортостан:
Целый год я постепенно погружался в каждый из разделов химии, особенно продуктивная подготовка началась сразу после регионального этапа. С начала марта до самого Всероса нашу команду готовили наставники из Республики Башкортостан. В среднем в день я готовился по 6-8 часов. Двигаться вперед мне помогала моя цель — занять призовое место.
Перед турами было немного волнительно, но уже в аудитории, в кругу других химиков, становилось намного легче и я настраивался на победу.
Задания первого теоретического тура включали в себя неорганическую и физическую химию, а второго тура содержали неожиданно много органики в неорганической и физической химии.
Задача, которая мне больше всего запомнилась, — первое задание первого тура. Оно было про марганец и его соединения. Также довольно интересной задачей оказалась вторая неорганика во втором туре. В ней были различные псевдогалогениды и реакции с ними. Наиболее сложными оказались задания второго тура. На практическом туре был качественный анализ и теоретические вопросы, связанные с практикой. Он содержал и вещества в неизвестных пробирках, и смеси.
Ильяс К., 9 класс, Ямало-Ненецкий автономный округ:
Можно сказать, что я заинтересовался химией благодаря сообществу «Химия — Просто». В конце 8 класса начал часто смотреть научно-популярные видео и решил, что хочу связать свою жизнь с химией.
Этот заключительный этап стал для меня первым в жизни. К олимпиаде я готовился при помощи решения задач прошлых лет, читал учебники А. В. Шевелькова по органической химий, Ю. Д. Третьякова по неорганической химии и В. В. Ерёмина по физхимии. Кроме того, в этом учебном году сборной Ямала в подготовке помогали преподаватели Московского физико-технического института.
Перед первым теоретическим туром я волновался достаточно сильно: все-таки совершенно новый уровень для меня. Когда начал решать задачи, тревога пропала. Перед вторым туром волновался уже намного меньше. А вот перед практическим переживания снова охватили меня. Но только стоило занять свое рабочее место в лаборатории — я снова успокоился.
Каждый раз, прежде чем войти в аудиторию, делал физические упражнения: приседал на одной ноге и отжимался. Это помогало мне снимать стресс и переключаться.
Задания первых двух туров в основном проверяли знания химии элементов и чуть-чуть физхимии. Единственной неожиданностью оказалось, что во втором туре вместе с физхимией дали органику, в которой мои знания сейчас не очень глубоки. Тем не менее я справился!
Большего всего запомнилась и понравилась задача из второго теоретического тура на псевдогалогениды — просто очень милая задачка. А вот больше всего голову пришлось поломать над физхимией: ей я уделял меньше всего времени в период подготовки.
Участвовать в олимпиаде меня мотивирует то, что я получаю удовольствие от того, что делаю! Это один из важнейших факторов в любой сфере: нужно полюбить свой предмет, тогда многое перестанет казаться сложным.
Злата К., 10 класс, Республика Мордовия:
К заключительному этапу я в основном готовилась в школе и, конечно, самостоятельно. Было прочитано много книг и прорешено бесчисленное количество задач как с других олимпиад, так и с заключительных этапов прошлых лет.
Перед туром я немного волновалась, но, получив задания, быстро успокоилась и стала решать их. Было непросто, часто приходилось перебирать множество вариантов и делать выбор, но это всегда очень интересно, каким бы ни был результат. На туре мне помогала уверенность в себе и поддержка близких. Мои родители и друзья очень гордятся мной, я как никогда чувствовала их огромную любовь.
На первом теоретическом туре были задачи из трех разделов: физическая, органическая и неорганическая химия. Задачи из последнего раздела представляли собой «угадайки», где нужно было узнать вещества по реакциям и расчетам. Была классическая органика с цепочкой, а физическая химия попалась достаточно нетривиальной, сложной, но интересной. Подобные задачи я ни разу не решала, и было интересно себя попробовать в этом. На втором теоретическом туре был большой выбор. Органическая химия показалась достаточно сложной, физическая и неорганическая напротив — легче и очевиднее.
Меня мотивируют люди, которые верят в мои силы, желание выиграть и, конечно же, большая любовь к химии. Все это дает мне много сил и желания двигаться дальше и продолжать бороться!
Ярослав К., 11 класс, Москва:
Это уже не первый мой заключительный этап, поэтому подготовка шла гладко и планомерно. В основном я готовился самостоятельно, а также посещал теоретические и практические занятия сборной Москвы.
Перед турами, несмотря на то, что я уже в третий раз на олимпиаде, волнение присутствовало, но во время решения задач и выполнения практикума старался отбросить эмоции и концентрироваться на заданиях. Однако в последний час обоих теоретических туров это не особо помогало.
Неожиданностью для меня стал первый теоретический тур: вместо типичной схемы «две неорганики — две органики — физхимия (которую я не люблю)» была нерешаемая задача по неорганике, две физхимии, биохимия и одна органика. Слишком много физхимии...
Больше всего мне приглянулась задача по неорганике со второго теоретического тура. В течение последнего года многие стали часто упоминать рентгеновскую дифракцию. На заключительном этапе данный метод появился и в задачах. Было интересно разобраться в этом задании: оно позволило посмотреть на знакомые соединения под новым углом.
На практическом туре была тонкослойная хроматография. Работа состояла из трех частей: определение выданной смеси, небольшой органический синтез и определение получившегося вещества. Само практическое задание было легким и получилось у большинства, а вот теоретические вопросы заставили подумать и потерять баллы. В целом с заданиями этого года я справился хорошо! Хочется взять третий диплом на Всеросе просто для красивой статистики.
Беседовала Анна Соколова
Подробная информация об олимпиаде, новости, фотографии участников и результаты добавляются на специальную страницу финала.