Редакция сайта 25 февраля 2022 |
Предлагаем вам решить еще одну занимательную задачу для семиклассников:
Доктор Айболит хочет навестить и корову, и волчицу, и жучка, и червячка. Все четверо живут вдоль одной прямой дороги. Орлы готовы утром доставить Айболита к первому пациенту, а вечером забрать от последнего, но три промежуточных перехода ему придется сделать пешком. Если Айболит начнет с коровы, то длина его кратчайшего маршрута составит 6 км, если с волчицы – 7 км, а если с жучка – 8 км. Нарисуйте, как могли располагаться домики коровы, волчицы, жучка и червячка (достаточно одного примера расположения).
Где же на самом деле могут находиться домики пациентов доброго доктора Айболита, рассказывает Иван Ященко:
По предварительным подсчетам организаторов в Математическом празднике приняли участие более 18 тысяч школьников!
Одной из любимых задач у ребят оказалось задание про мышку:
Лабиринт для мышей (см. рисунок) представляет собой квадрат 5 × 5 метров, мыши могут бегать только по дорожкам. На двух перекрестках положили по одинаковому куску сыра (обозначены крестиками). На другом перекрестке сидит мышка (обозначена кружочком). Она чует, где сыр, но до обоих кусочков ей нужно пробежать одинаковое расстояние. Поэтому она не знает, какой кусочек выбрать, и задумчиво сидит на месте.
О том, как решить задачу, рассказал на разборе научный руководитель Центра педагогического мастерства Иван Ященко.
Оля, 7 класс, Цифровая школа:
Это мой третий Матпраздник, один раз я писала олимпиаду за класс выше. Задания на смышленость, решить их довольно просто, если подумать головой:) Сейчас мы участвуем в играх, они совсем разные: на раскрашивание, на внимание, даже на шум! Больше всего мне понравилось делать бумажную башню из листов А4. Я думаю, что самое главное в Матпразднике – то, что мы хорошо провели время, повеселились, порешали что-то умное и себя почувствовали чуть умнее. Будет, что вспомнить.
Марина Д., учитель, школа № 54, Люберецкий район:
В Математическом празднике мы участвуем уже лет шесть. Постоянно к нему готовимся, прорешиваем задания прошлых лет, у нас проходят различные игры на мобилизацию внимания.
Как мне кажется, главный плюс Матпраздника – то, что он развивает нестандартное мышление, учит искать нестандартные подходы к заданиям. Сегодня я приехала сюда с 6 классом, дети впервые участвуют в математических играх, и они в восторге: видимо, после сложной олимпиады им нужно почувствовать вкус победы. Также мы обычно слушаем лекции, правда, учениками они слушаются достаточно сложно, но после мы их поэтапно разбираем. Была, например, несколько лет назад лекция «Одно зеркало, два зеркала и калейдоскоп», и потом мы по ней поставили Математический праздник у нас в школе.
Дима В., 6 класс, школа № 1539:
В этом году задания были легче, чем в прошлом, я гораздо быстрее их решил. Также перед этим Матпраздником я изучил задачки прошлых олимпиад, поэтому в принципе знал, чего ждать. Год назад я набрал 6 баллов, думаю, в этом будет больше: я решил все. Больше всего мне понравилась задача про мышку, которая думала, за каким куском сыра ей побежать. Ее я сделал первой.
Екатерина Г., мама семиклассника Дмитрия из Физико-математического лицея имени В. Г. Кадышевского, Дубна:
Сын уже давно увлекается математикой, ходит на кружок, также сам проходит онлайн-курсы, в том числе на платформе «Сириуса». Он участвует уже второй раз: впервые на Матпразднике он был в пятом классе, ему тогда очень понравились и задачи, и развлекательные мероприятия.
В этом году, кажется, получилось не все: сын вышел не совсем довольный, но сейчас он участвует в играх, – смотрю, настроение поднялось, уже и забыл, что что-то не решил. Я думаю, ничего страшного. Больше всего в Матпразднике как раз и привлекает, что здесь не только олимпиада, на которую ты приехал, написал и все, после этого никакого продолжения, а интересно, что есть еще игры, мероприятия для детей.
Дмитрий С., 6 класс, школа № 1279:
Я увлекаюсь математикой, в свободное время, бывает, что-то решаю. Олимпиада была довольно сложной, но я собрался и справился со всеми задачами, кроме одной: она была для меня непосильной. Задания интересные: в них нужны и вычисления, и логика. Сейчас мы с одноклассниками будем смотреть, что тут за игры, в чем-нибудь поучаствуем.
Вадим Д., 7 класс, школа № 1248:
Первые три задания мне показались довольно легкими, а вот последние два – наоборот, сложными, их я, если честно, так и не решил, скоро собираюсь пойти на разбор. Это уже вторая моя олимпиада, на прошлой я набрал 11 баллов и занял какое-то призовое место в числе последних. На этой надеюсь набрать побольше, потому что задания показались проще, чем в прошлом году.
Сейчас я смотрю, какие тут есть игры, в кое-каких уже поучаствовал: мы с другими участниками раскрашивали шляпу Шерлока Холмса, а в другом месте нужно было строить мост Леонардо Да Винчи, тоже довольно увлекательно.
Александр К., 7 класс, школа № 227:
Решил где-то половину олимпиады: задачи интересные, сначала полегче идут, потом посложнее. Мне нравятся такие задания навороченные, надо что-то попробовать, подольше подумать. К олимпиаде мы готовились на дополнительных занятиях по выходным: решали задачи за прошлый год, плюс я готовился сам.
Сейчас я на играх, мне очень нравится архитектурное решение этого года: каждая игра – как отдельная лондонская достопримечательность, мы как будто в городе, а зал походит на настоящую площадь.
Опубликованы задачи и решения Математического праздника, а также видеоразборы:
«Математический праздник в МатВертикали»:
Олимпиада завершена, и участники уже делятся своими впечатлениями.
Марина К., 7 класс, школа № 1370:
Мне понравилось! Круто, что после самой олимпиады есть дополнительные действия: лекции, игры, на которые я сейчас иду. Это мой первый опыт участия в олимпиаде вне школы.
Самая сложная была задача с прямоугольниками. Я до этого ни разу не решала такие задачи, но остальные были более-менее легкие. Понравилась задача про мышь, где надо было найти пути пересечения с перекрестками и разложить куски сыра.
Михаил О., 7 класс, школа № 218:
Хочу сказать, что были очень красивые задания и довольно интересная олимпиада. То есть, задания больше не на знания школьной программы, а чтобы просто подумать и разобраться в них. Любимую задачу так и не выберу сходу – они все были интересными. Какая-то легче, какая-то сложнее.
Отметим, что при регистрации школьники могли выбрать, какие задания выполнять: классического Математического праздника или более простые Математического праздника в Математической вертикали.
Условия сегодняшней олимпиады будут опубликованы позднее, но пока вы можете посмотреть задания прошлых лет и оценить свои знания.
Праздник проводится с 1990 года для всех желающих школьников из 6-7 классов, интересующихся математикой. В этот день участники решают оригинальные и нестандартные олимпиадные задачи, а после – слушают разбор заданий и лекции преподавателей и ученых.
Кроме олимпиады, на некоторых площадках организаторы подготовили для школьников увлекательные математические игры. Ребят ждут разнообразные задания и головоломки, решить которые помогут воображение и смекалка.
Пока мы ждем начало праздника, предлагаем вам проверить свои знания и пройти тест по задачам олимпиады прошлых лет.