Старая версия доступна по адресу info.olimpiada.ru
Интервью

Абсолютный победитель Всероса по астрономии: «Задания показались несложными, это играло против меня»

26 марта подвели итоги заключительного этапа Всероссийской олимпиады по астрономии: дипломы призеров и победителей получили 114 школьников. Москвич Кирилл Рощин из школы Центра педагогического мастерства стал абсолютным победителем в 10 классе, набрав 94 балла из 100. Он рассказал, как готовился к соревнованиям и какие впечатления оставила олимпиада.
Ксения Донская 31 марта 2022
 Физика Астрономия

О победе

Ставить себе целью стать абсолютным победителем – это скользкая дорога, на которой каждая ошибка может оказаться решающей. Любой, кто достаточно хорошо знаком с олимпиадной системой, этого делать не будет. Просто победителем можно стать даже при каких-то недочетах: тут перенервничал, там не то написал, а с абсолютом все сложнее, некоторую роль здесь играют и случайности.

Кирилл Рощин. Фото из личного архива

Задания этого года показались несложными, и это отчасти играло против меня. Я переживал, потому что делал много ошибок, правда, потом исправлял. Слава богу, исправил почти все, но мне самому это было некомфортно. И казалось, что раз олимпиада легкая, кто-то, возможно, справится с ней лучше. Так что даже уверенности в том, что стану победителем, у меня не было.

О занятиях астрономией

Астрономией я начал заниматься в середине восьмого класса. До этого я увлекался физикой и математикой, постепенно этого стало мало, захотелось чего-то еще. Изначально я даже не знал, что есть ВсОШ по астрономии. Потом посмотрел задания, начал готовиться, стал изучать темы, специфические именно для астрономии и не встречающиеся в физике. Связь астрономии с физикой действительно очень сильная, но есть и свои особенности, к этому достаточно долго приходится приспосабливаться, особенно если хочешь что-то занять на заключительном этапе. В 9 классе я стал последним в списке победителей, набрал пограничный балл – на балл ниже уже шли призеры. В этот раз, видимо, два года занятий и полученный опыт дали результат.

О подготовке

В 10 классе я перешел в школу Центра педагогического мастерства, здесь у нас по шесть часов астрономии в неделю, и все они в субботу. Мне кажется, довольно удобно, что все так сосредоточено, в один день. А вот когда осенью 2021 года ввели дистанционное обучение из-за пандемии, мне стало тяжелее: я предпочитаю очный контакт с тренерами и преподавателями.

Очень помогли сборы по астрономии. Так вышло, что я на них попал всего один раз. Сборы замечательны тем, что ты все время общаешься с людьми, с которыми вы занимаетесь одним делом, – интенсивно готовитесь к олимпиадам. Ты постоянно в окружении единомышленников.

Конечно, были и занятия с тренерами сборной Москвы, они у нас хорошие, с ними всегда можно проконсультироваться.

Но в основном я готовился самостоятельно. У меня был такой подход: сначала я смотрел задачи прошлых лет, чтобы понять, какие могут быть темы. Есть такой замечательный документ, в котором прописаны все темы, задания по которым разрешено давать на определенном этапе за определенный класс, я просматривал и его. Но чаще ориентировался именно на задания прошедших олимпиад и темы, которые мне интересны.

Об интересных темах

В последние несколько месяцев меня очень увлекала теория относительности: идеи, которые легли в ее основу, опередили свое время, это был прорыв. Тем она мне и понравилась. Но сейчас не могу сказать, что я во что-то погружен, у меня скорее период отдыха: тренеры и опытные участники советуют примерно за неделю до олимпиады либо минимизировать подготовку, либо прекратить ее совсем. Тут все как у спортсменов: им перед соревнованием тоже нельзя интенсивно тренироваться, нужно восстановить мышцы.

О будущем

У меня впереди заключительные этапы Всероссийской олимпиады по физике и экономике. Экономика – это не основная область моих интересов. Я ее начал изучать одновременно с астрономией, когда мне хотелось чего-то нового. Выбрал этот предмет просто потому, что он связан с математикой, и по сути, если знаешь математику, то изучать экономику – особенно олимпиадную – будет легко.

Основное для меня – это либо астрономия, либо физика, которая связана с астрономией: космология, теория относительности.

Многие в моем возрасте уже более-менее определились с выбором вуза, но это не мой случай. Я пока не знаю, с чем связать свою дальнейшую деятельность. К счастью, у меня еще есть время подумать.

P. S.

Еще у меня есть совет для всех людей: найдите любимое дело и занимайтесь им.