Москва
Интервью

«Самое сложное – научиться справляться не с заданиями, а с эмоциями»: впечатления победителей и призеров Всероссийской олимпиады по химии и астрономии

Делимся с вами первой подборкой впечатлений победителей и призеров Всероссийской олимпиады 2023 года! О том, как подготовиться к финалу, не потерять настрой и справиться с эмоциями, рассказали дипломанты заключительного этапа по химии и астрономии.
Анастасия Карманова 8 апреля 2023
 Химия Астрономия

Химия

Заключительный этап проходил с 16 по 23 марта на федеральной территории «Сириус». Дипломы получили 25 победителей и 115 призеров.

Александр Моклоков, 9 класс, Москва, победитель:

Впечатления от олимпиады у меня неоднозначные: с одной стороны, я в очередной раз стал победителем, с другой, можно было бы воспользоваться возможностью и получить опыт участия за старшие классы. Теперь у меня остался год-два, чтобы осуществить мечту: попасть на межнар, поэтому я должен очень серьезно напрячься и подготовиться.

Результатом я доволен. Конечно, абсолютом я не стал по неудачному стечению обстоятельств. Но я понимаю, что по уровню знаний ему не уступаю, поэтому за оставшийся год должен буду стать еще увереннее, чтобы неудачливость компенсировать знаниями.

В олимпиадную сферу я пришел случайно: в 7 классе заинтересовался химией, мой преподаватель увидел во мне потенциал и сказал, что хочет, чтобы я взял Всерос. Через год я стал победителем, еще через два снова получил диплом.

В этом году я заинтересовался наночастицами: в школе делал проект, связанный с ними, читал много статей. Еще за этот год увлекся органикой и понял, что неорганика – это не самое интересное в химии. Я пробовал свои силы в физике, биологии и математике, но оказалось, что это не настолько «мое», как химия.

Никита Перов, 11 класс, Республика Татарстан, победитель:

Я очень горжусь результатом. Удалось удержать планку: три года подряд становлюсь победителем.

Я начал участвовать в олимпиадах в 8 классе, занимался физикой, математикой и химией. Но тогда серьезно еще не готовился, стал призером регионального этапа по химии. А в 9 классе победил на заключительном этапе. Еще через год повторил успех и попал на Менделеевскую олимпиаду, где взял золото. Затем снова золото, но уже на межнаре.

Первый Всерос в 9 классе прошел очень сумбурно. Он был жуткий: только 12 призеров и победителей суммарно. В 10 классе все уже было более серьезно, результаты неплохие, сказалась подготовка. В этом году я понял, что олимпиады меня не особо интересуют. Меня привлекает сама химия как наука, а также физика и математика.

Подготовка к Всеросу относительно совпадает с тем, что называется «разбираться в химии». Нужно хорошо знать неорганику и глубоко разбираться в физхимии. То есть серьезная подготовка к олимпиадам способствует общехимическому развитию.

Чистой химией сейчас не занимаются, я бы тоже не хотел ограничиваться одной наукой. Меня интересует компьютерная и квантовая химия, моделирование и вычисления.

Подборка6

Анастасия Нахатова, 11 класс, Республика Бурятия, призер:

Впечатления от олимпиады спорные: сначала я очень волновалась, а теперь радуюсь! Результатом очень довольна и считаю, что призер заключительного этапа Всероса – это престижно.

В олимпиадную сферу я пришла благодаря моему первому учителю Татьяне Викторовне Фроловой. Она мне как-то поставила двойку по химии и сказала идти на пересдачу. Во время подготовки я поняла, что мне нравится решать задачи. Стала погружаться в химию. Приятным бонусом было, что на занятиях мы пили чай. В 8 классе я написала свою первую перечневую олимпиаду «Будущее Сибири» и стала победителем.

Я учусь в музыкальной школе, играю на фортепиано. Это мое любимое увлечение. Для олимпиадников важен отдых: я предпочитаю смотреть ролики в интернете, смешные видео, сериал «Великолепный век».

Планов на поступление пока нет, решу все в мае, диплом это позволяет.

К Всеросу интенсивно готовилась начиная с 10 класса в составе сборной Бурятии. Добиться такого результата мне помогло упорство и отсутствие выгораний. Главный отдых – смена деятельности. Также мне помогла поддержка тренеров и родителей. Справляться с турами было в разной степени тяжело. С первым получилось неважно, со вторым – хорошо, а с третьим – отлично. Самое сложное – научиться справляться не с заданиями, а с эмоциями. Советую олимпиадникам жить полной жизнью и развиваться сразу в нескольких областях.

Астрономия

Финал проходил на федеральной территории «Сириус», по итогам трех туров дипломы получили 107 школьников.

Станислав Силантьев, 10 класс, Челябинская область, призер:

Когда я сюда ехал, не рассчитывал на то, что что-то возьму. Я прошел по квоте, двух баллов не хватило. А когда написал первые два тура, получил результаты, воодушевился. Увидел, что не хуже всех, понял, что есть шансы. Потом переживал, думал, что блиц очень плохо напишу, но в призеры попал. Так что радуюсь, не ожидал от себя такого.

Всем, кто только начинает участвовать в олимпиадах, я пожелаю веры в себя, настроя, поменьше нервничать. Готовился я в школе, и в региональном центре со мной занимались. Не могу сказать, что у меня была жесткая дисциплина. Я мог заниматься 8 часов в один день, а в другой вообще ничего не делать. И вот это очень важно: не переусердствовать, иначе предмет надоест.

Разиль Шарипов, Республика Татарстан, 9 класс, призер:

Я готовился сам, без учителя, просто повторял темы и решал задачи. У меня нет никакого секрета, мне просто нравится то, чем я занимаюсь, поэтому не выгорал даже без дополнительной мотивации.

Михаил Гарковенко, Москва, 9 класс, призер:

На самой олимпиаде мне очень понравилось. На самом деле я в этом году прошел на четыре финала, так что подозреваю, что сейчас я только в начале пути. Готовился к астрономии я не особо интенсивно: посещал занятия и сборы с командой Москвы.

Сейчас основная цель – доучиться и поступить на физика, так как БВИ по физике у меня уже есть. Я буду либо астрофизиком, либо ядерным физиком, не решил пока.

Секрет моей подготовки в том, что я работаю и отдыхаю примерно одинаковое количество времени. У меня есть занятия, где я работаю усердно, но потом я прихожу домой и там только отдыхаю. Это очень эффективно, потому что когда ты отдохнувший, ты более продуктивно работаешь с преподавателями.

Екатерина Чуркина, Москва, 9 класс, победитель:

Для подготовки к олимпиаде я ходила на кружок в школе, посещала очные и онлайн-занятия ЦПМ, ездила на сборы и самостоятельно решала задачи и читала различные материалы. Думаю, именно такая усердная работа и позволила мне прийти к победе.

Да, в Москве, безусловно, гораздо больше возможностей для подготовки, чем в регионах. Но мне кажется, что для всех участников будет полезен следующий совет: найдите себе компанию единомышленников, ботать с друзьями гораздо приятнее и эффективнее. Также могу посоветовать прорешивать комплекты прошлых лет в обстановке олимпиады, то есть с ограничением по времени и ни на что не отвлекаясь. Это должно помочь не растеряться на туре и научиться правильно распределять время.

Благодарим Анну Соколову и Полину Кулалаеву за помощь в подготовке материала.


Подробная информация об олимпиаде, новости, фотографии участников и результаты смотрите на специальной странице финала.

Еще больше впечатлений, а также репортажи, викторины и конкурсы для финалистов вы найдете в группе Всеросс-live.