Редакция сайта 15 февраля 2024 |
Праздник проходит с 1990 года для всех желающих учеников 6-7 классов. В этот день ребята решают увлекательные олимпиадные задачи, а после – слушают их разбор и популярные лекции.
Но это не все – организаторы проводят для школьников занимательные математические игры и квесты. Для участников подготовлены задания, выполнить которые помогут смекалка, воображение и хорошее настроение.
Ознакомиться с программой можно на сайте праздника.
Кроме того, в Москве для всех иногородних участников 17 и 18 февраля проходила экскурсия в Математический институт имени В. А. Стеклова Российской академии наук и его лабораторию популяризации и пропаганды математики.
Для подготовки к олимпиаде на сайте организаторов размещены задания и решения прошлых лет. А проверить свои знания математики все желающие могут, пройдя тест на основе вопросов соревнования.
10:00, олимпиада началась! На решение задач участникам отводится два часа.
Пока школьники решали задачи, в Главном здании МГУ перед родителями и учителями выступил Николай Николаевич Андреев, заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института имени В. А. Стеклова РАН, лауреат премии Лилавати:
«Для многих возможность побывать в Главном здании МГУ – это впечатление на всю жизнь. Это знаковый момент. Именно оказавшись здесь, ребята, увлеченные математикой, понимают, что они хотели бы продолжать двигаться в этом направлении».
Николай Андреев на встрече с родителями и учителями рассказывает об интересных математических сюжетах, книгах и проектах для школьников. О создании проекта «Математические этюды» читайте в нашем материале.
Олимпиада завершена! Совсем скоро мы узнаем впечатления ребят. Теперь школьники могут отдохнуть и проверить свою смекалку на математических играх, а также прослушать лекции и разборы заданий.
Николай Николаевич Андреев, заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института имени В. А. Стеклова РАН, лауреат премии Лилавати:
«Сегодня проходит 35-й Математический праздник. И для многих детей, увлеченных математикой, это очень важно. Понять, что ты не один, какой-то такой странный, а что есть целое сообщество детей. Это очень важно психологически. Кроме того, здесь проходят игры с математической составляющей, дети начинают понимать, что такое математика в реальной жизни. У нас здесь выступают лекторы, которые сами участвовали в олимпиадах в прошлом. Их пример заражает».
Ольга Ф., мама ученика 6 класса Губернского лицея, город Пенза:
Мой ребенок регулярно участвует в олимпиадах разного уровня, разных направлений. Поэтому сегодняшнее участие в олимпиаде в МГУ – то, о чем мы давно знали и к чему давно готовились. Мероприятие такого масштаба обязывает дотягивать до этого уровня. Мы пока не знаем впечатления ребят, но я думаю, что они не меньше нас в восторге.
Опубликованы задачи и решения Математического праздника, а также видеоразборы:
«Математический праздник в Математической Вертикали»:
Результаты проверки и сканированные листы организаторы планируют разместить через 3-4 недели после олимпиады, следите за новостями!
Варя Ш., 6 класс, школа «Покровский квартал», Москва:
Больше всего мне понравилась вторая задача, где из одной фигуры вырезали другую. Она была как минимум самой легкой. Пятая задача мне показалась самой сложной, потому что у меня не получилось придумать пример. Но все равно было интересно, и мне кажется, что задачи были чуть легче, чем в прошлом году.
В пятом классе я тоже участвовала в Математическом празднике, но он проходил в другом месте. Нам тогда давали какие-то архибиткоины за задания. За них потом можно было, например, купить кактус.
Мне нравится Математический праздник, потому что тут есть и олимпиада с необычными заданиями, и развлечения, за которые можно что-то получить.
Мария В., 7 класс, Лицей № 8, Электросталь:
Мне очень нравится квест, который мы сейчас проходим. Когда мы только ехали на электричке, я чуть ли не засыпала. Но когда пришла сюда, сразу взбодрилась. Мы уже были на станции «Трансфигурация». Там нужно было складывать оригами-дракончиков.
В олимпиаде мне запомнилась одна очень сложная задача. Там нужно было один параллелограмм разрезать на три части так, чтобы из них сложить другой параллелограмм. Это я не сделала, к сожалению. Но мне очень понравилась задача про 35 разноцветных хамелеонов.
Мария С., учительница математики, Лицей № 8, Электросталь:
Про Математический праздник я знаю достаточно давно, потому что у меня много знакомых и друзей, которые регулярно участвовали в организации праздника или привозили на него своих детей.
Первый раз я ездила сюда со старшим сыном два года назад. Сейчас приехала уже с младшим. Своим семиклассникам на кружке я тоже предложила и сильно удивилась, потому что захотели поехать 13 учеников! Я ожидала, что будет максимум 3-4.
Я рада, что ребятам интересно проходить квест. Тут можно и головоломки порешать, и руками что-то поделать.
Директор Центра математического творчества МГУ Александр Владимирович Бегунц рассказал о сегодняшнем событии:
«Сейчас проходит 35-й Математический праздник, а первый состоялся в 1990 году в Московском университете. За эти годы он превратился в масштабное мероприятие, которое проходит не только в университете в Москве, но и в других городах. Московский математический праздник привлекает к себе тысячи участников из 6-7 классов. Мероприятие направлено на привлечение ребят к математике, их развитию. В этом году у нас очень обширная программа для детей и родителей. Мы надеемся, что сегодня удовольствие получат как родители , так и дети».
Елена Л., учитель около 100 участников Матпраздника из Физико-технической школы, Обнинск:
Мы традиционно ездим на это мероприятие уже много лет, ребятам очень нравится. У нас в школе работает кружок по олимпиадной математике, а для 7-8 классов – по алгебре и геометрии. Поэтому готовимся мы на регулярной основе к олимпиадам вообще, а Математический праздник – это еще и возможность для ребят хорошо провести время.
Анна, мама Павла из 7 класса, Медико-биологическая школа «Вита», Москва:
У нас в школе на очень высоком уровне преподают не только химию и биологию, но и математику с физикой. Поэтому ребята участвуют в различных мероприятиях. В нашей школе, помимо уроков, существуют очень интересные кружи. Там и происходила основная подготовка. А на Математический праздник мы решили прийти еще и потому, что здесь после основной работы можно побыть на празднике, познакомиться с ребятами из других школ, поиграть, развлечься.
Лариса, мама Александра из 6 класса, школа № 1514, Москва:
О Математическом празднике мы узнали от преподавателей в школе и сразу решили, что стоит поехать. Мой сын давно увлекается математикой, он сам без конца что-то сидит решает, поэтому мы такие мероприятия посещаем часто. Наша цель – участие в олимпиаде, но сейчас я посмотрела и увидела, как здесь интересно, сколько здесь необычных активностей. Хочу, чтобы мой сын тоже пришел после решения олимпиад и почувствовал атмосферу праздника.
Юлия, мама Егора из 7 класса школы имени маршала В. И. Чуйкова:
О Математическом празднике я узнала из телеграм-канала, посвященного математике. В прошлом году мы участвовали впервые, сейчас тоже решили попробовать. Подготовка была у нас достаточно конкретная: мы распечатывали задания прошлых лет и решали их.
Маргарита Р., 7 класс, школа № 1279, Москва:
Олимпиада мне очень понравилась. Мозг поработать она точно заставила. Запомнила задачу про параллелограмм. Еще помню про параллелепипед и брусок, но ее я не решила, к сожалению. Я побывала уже на станции «Трансфигурация» и сделала очень красивую сову из бумаги. На «Дьявольских силках» тоже понравилось, только долго развязаться не могли. На одной из станций мы разгадывали загадки, но они были сложноватыми, конечно. А вообще всем посоветовала бы сюда приехать, потому что настроение праздник точно поднимает.
Георгий Л., 4 класс, школа № 1273, Москва:
Мне больше всего запомнилась третья задача, я ее решил на самых последних минутах, когда нужно было уже сдавать работу! Сложнее всего была задача с параллелепипедом. Там был куб из семи брусков: четыре из них одинаковые, два других – разные. Нужно было посчитать длину, высоту и ширину одного из брусков.
На квесте мне понравилась станция «Дьявольские силки», где нужно было распутывать веревки. Еще понравилась станция, где нужно было из гороха и зубочисток собирать что-то. Но когда мы пришли, зубочистки закончились, поэтому конструкция получилась маленькая.
Ирина Л., мама Георгия:
Мы участвуем первый раз, делаем это «заранее», так как мой сын только в четвертом классе. Нам очень все понравилось, организация в том числе. Порадовало, что начало было вовремя, а то на некоторых олимпиадах его задерживают часто. Сейчас как раз ребенок прошел все квесты и готов получать подарок!
Георгий сам захотел поучаствовать. Он занимается с педагогом на курсах и успешно решает заданиях прошлых лет. Но мы приехали просто попробовать. Мы рассчитываем, конечно, на какой-нибудь похвальный листик, но у нас не было задачи решить вообще все. Мы будем рады любому результату.
Сергей Г., 6 класс, Физико-математический лицей им. В. Г. Кадышевского, Дубна:
Сложнее всего была задача про отличников, троечников и хорошистов, вставших в круг. Пытался решить ее от обратного, но как-то не получилось в итоге.
А понравилась мне первая задача и вторая, которая про разрезание фигуры. За две попытки я все-таки смог ее решить!
Я уже посетил все станции, но больше всего мне понравилась «Гербология», где нужно было сооружать конструкции из нута и зубочисток. Еще поправилась станция оригами и головоломки.
Мне понравился формат Математического праздника, потому что квест после решения задач снимает напряжение. Выполняешь интересные задания, и тебе сразу легко.
Научный руководитель Центра педагогического мастерства Иван Ященко рассказал о роли сегодняшнего праздника:
«Что же это такое — эта самая математика? Она яркая, интересная и красивая. И задачи, подготовленные с любовью к математике, которые составляются несколько месяцев, сегодня дают ребятам искорку этой самой любви, ведь главное для нас не диплом, а то, что каждый из ребят — я уверен — почувствовал вкус к математике. Ему понравилась задачка, пускай даже та, которую он не решил, и он потом обсуждает ее с друзьями, родителями, учителями. Для ребят тем более подготовлены прекрасные видеоразборы, а кроме этого здесь проходят лекции и математические игры».
Ранее были опубликованы задания, решения и видеоразборы сегодняшней олимпиады.
Амира, 6 класс, школа № 1317, Москва:
Я узнала о Математическом празднике через учителя математики, он раздал нам задания прошлых лет. Здесь задания были похожими, но каждое из них требовало творческого подхода. Это мне очень понравилось! Больше всего мне запомнилась задача, в которой нужно было слово «пять» представить как десятичную дробь. Это так необычно!
Диана, 6 класс, Губернский лицей, Пенза:
Я приехала сюда, чтобы порешать задачи и познакомиться с ребятами из других городов. Также мне очень понравились мероприятия, лекции, игры, которые были после самой олимпиады. Самым сложным заданием на олимпиаде мне показалось то, где нужно было буквы соотносить с цифрами, на уроках математики мы таким не занимались. И вообще мне нравится сама атмосфера праздника – видно, что и у организаторов, и у участников по-настоящему горят глаза.
Амелия, 6 класс, Кировский физико-математический лицей:
Про Математический праздник нам рассказала наша учительница в школе, и мы решили поехать группой. Я даже не ожидала, что будет так интересно. Мне безумно понравилась задача про шаха – не только с математической точки зрения, но и по сюжету. Этим праздник и отличается от всех остальных олимпиад – тут много сюжетных и увлекательных задач.
Дина, 7 класс, школа № 67, Москва:
Все началось со Всероссийской олимпиады. Я приняла участие в школьном и муниципальном этапе, мне очень понравилось, но дальше идти было нельзя – региональный этап закрыт до 9 класса. Я рассказала об этом маме и она мне порекомендовала поучаствовать в Математическом празднике. Олимпиада оказалась нелегкой, но интересной. Больше всего я люблю задачи на разрезание, я хорошо их решаю, но в этот раз было очень тяжело. И от этого еще более интересно!
Александр Александрович Гайфуллин, член-корреспондент РАН, сотрудник МИАН, профессор МГУ, сегодня читал лекцию на тему «Кривизна и углы». Он рассказал нам, что для него значит сегодняшнее мероприятие:
«На сегодняшнем Математическом празднике я рассказывал о том, как на уже школьном уровне можно почувствовать неповторимо красивую связь между некоторыми вопросами, связанными с углами многогранников, многоугольников и понятиями кривизны – поверхностей, кривых. На уровне 6 класса достаточно сложно построить теорию, но вполне можно почувствовать.
Сам Математический праздник для меня – это прежде всего праздник. И я очень рад участвовать в нем как лектор и как родитель, когда в прошлом я был участником. И сквозь года этот дух праздника не утерян: математических мероприятий много, а таких, которые в большей степени праздничные, чем спортивные, мало».
Михаил Александрович Евдокимов, автор журнала «Квантик», многих задач Матпраздника и других олимпиад ответил на вопросы о том, в чем заключается уникальность праздника и как заинтересовать школьников математикой:
«Особенность задач Математического праздника в том, что они оригинальные. Несколько месяцев коллектив из примерно 20 авторов придумывает новые задания, которые тщательно отбираются, чтобы оставались новые и необычные. Олимпиад сейчас очень много, столько уникальных задач придумать просто невозможно, поэтому на некоторых олимпиадах задачи часто заимствуются с чуть измененным условием. Это не так на Матпразднике.
Задачи Математического праздника оригинальны и разнообразны по темам и сложности, от простой первой задачи до обычно очень сложных пятой и шестой. И задачи зачастую интересны по постановке. Хорошо, когда задачу интересно решать, интересно разобраться в ней.
Уникальность Математического праздника заключается в том, что это очень массовое мероприятие. В Москве несколько площадок, и мне сложно представить, сколько ребят на них сегодня собрались, несколько тысяч точно. Важной особенностью является и то, что, помимо решения задач, на площадках есть множество интересных активностей.
Самый сложный вопрос – как увлечь школьников математикой? Как раз для этого и нужны оригинальные задачи, которые могут заинтересовать. Помогут также интересные материалы. Например, тот же журнал «Квантик». Мы сейчас делаем турнир «Квантландия», где школьник решает задачи в формате компьютерной игры с интерактивными задачами и головоломками. Потенциально это может увлечь ребенка. А как только удастся это сделать, школьник уже сам захочет продолжать заниматься».