Москва
Интервью

«Я вижу, какие возможности дает олимпиада»: родители – об интеллектуальных соревнованиях

Как выбрать свою олимпиаду? Стоит ли родителю вмешиваться? Что самое сложное в соревнованиях и достаточно ли для победы знания школьной программы? Мы пообщались с мамой двух олимпиадников и узнали ее мнение об интеллектуальных соревнованиях.
Светлана Кантонистова 19 ноября 2024
 Математика Информатикаи еще 22 предмета

Оксана – мама двоих детей, Виктории и Дениса. Она хорошо понимает устройство олимпиадного движения, ведь оба ребенка не раз участвовали в интеллектуальных состязаниях.

Как вы узнали об олимпиадах?

В начальных классах дочь писала олимпиады, которые рекомендовала учительница. Она заинтересовалась и уже в старшей школе участвовала во Всероссийской олимпиаде школьников и перечневых олимпиадах: «Ломоносов», «Юные таланты», Московская олимпиада. На соревнования ее отправляла учительница по географии и отслеживала результаты. Дочь сама решала, где участвовать, а я ее поддерживала.

Сейчас, когда мы увидели успехи у сына по английскому языку, сразу поняли, что олимпиада – отличная возможность проверить уровень своих знаний. Сын учится в 10-м классе, и мы решили в этом году выиграть олимпиаду. А если не получится, в следующем году сфокусируемся на ЕГЭ. Пробуем разные возможности для поступления в вуз.

Какие соревнования выбрал Денис и почему?

Будем принимать участие во Всероссийской олимпиаде школьников, Московской олимпиаде и следить за другими перечневыми олимпиадами по английскому языку и лингвистике. Выбрали те, которые дают хорошие льготы при поступлении в вуз – это основная наша цель на ближайшие два года.

*Статистика: в сезоне-2023/24 победителями Всероссийской олимпиады по английскому языку стали 132 школьника. Московской традиционной олимпиады по лингвистике – 68 старшеклассников. Кроме того, финалисты МОШ по лингвистике претендуют на участие в Международной олимпиаде по лингвистике.

Что вы чувствуете, когда дети пишут олимпиаду?

Я сильно переживала за дочь. Сейчас переживаю за сына и его результаты. Но я вижу, какие возможности дает олимпиада, сам процесс мне понятен и интересен, поэтому поощряю олимпиадные стремления детей.

Достаточно ли школьных знаний для успешного выступления на олимпиаде?

Сын, помимо школьных уроков, много занимался английским языком самостоятельно. Увидев его увлеченность и успехи, прошлым летом мы отправили его в выездную школу для начинающих олимпиадников. И ему понравилось! После этого записались в школу Ассоциации победителей олимпиад по английскому языку. Теперь Денис дополнительно занимается там: слушает лекции, семинары, выполняет домашние задания.

На мой взгляд, только школьных знаний для успеха на олимпиаде не хватит – нужно заниматься дополнительно. А уж как именно, самостоятельно или на курсах, решать ребенку и родителям.

В чем, на ваш взгляд, польза школьных олимпиад?

Основную пользу я вижу в возможности поступить в вуз, не переживая, хватит ли тебе баллов. Конечно, если сын выиграет только перечневую олимпиаду, он должен подтвердить диплом своим баллом на ЕГЭ. Но тогда мы сфокусируемся только на одном экзамене, а не на четырех.

Помощь при поступлении в вуз не единственная польза олимпиад. Дочь благодаря олимпиадам завела новых друзей, определилась с профессией и впоследствии нашла хорошую работу. Она работает педагогом дополнительного образования по географии.

Справка: ежегодно Министерство науки и высшего образования России утверждает Перечень олимпиад школьников и их уровней. В 2024/25 году в список вошли 85 олимпиад. Чем выше уровень олимпиады, тем больше льгот она дает победителям и призерам.

Что бы вы посоветовали родителям будущих олимпиадников?

Советую не бояться участвовать в олимпиадах. Мне как родителю кажется, самый сложный – первый шаг: решиться и написать первую олимпиаду. Затем ваш ребенок втянется, заинтересуется олимпиадами и самостоятельно поймет, какие соревнования ему интересны.

Еще очень важно не проецировать собственные желания и интересы на детей. Пусть ребенок самостоятельно выбирает предмет. Я бы никогда не подумала, что мои дети предпочтут географию или английский язык – сама я эти предметы знаю плохо. Если бы выбирала детям олимпиаду, то они писали бы по русскому языку или экономике. Но я рада, что дети сами решили, что им нравится. Потому что только искренняя заинтересованность принесет результат.

*Данные исследования «Яндекс.Образование»