Москва
Cтатья

Катализатор любви к науке: впечатления участников XXXVI Математического праздника

Математический праздник состоялся 16 февраля 2025 года. В нем участвовали более 24 тысяч учеников 6-7 классов. Школьники решали авторские задачи на олимпиаде, слушали лекции и проверяли свою смекалку на математических играх. О том, как это было, читайте в материале.
Елена Торохова 19 февраля 2025
 Математика

Мероприятие проходило на более чем 100 площадках в Москве и других городах. Мы побывали в МГУ имени М. В. Ломоносова и пообщались не только со школьниками, но и с их родителями, лекторами и гостями праздника.

Участники и родители

Анна М., 6 класс, Москва:

Математика мне как предмет очень нравится. Я сюда приехала, потому что я планирую поступать на математический факультет. Участие в Матпразднике — важный опыт! Я думаю, это поможет мне в будущем.

Кирилл К., 6 класс, Москва:

Сегодня было довольно круто! Задачи были сложноваты, больше всего мне понравилось задание про кубики. Пока не знаю, хочу ли я связать свою жизнь с математикой, но я очень рад, что узнал, что такое Математический праздник в целом.

Платон Б., 6 класс, Москва:

Задачи Математического праздника показались мне очень интересными и разноплановыми. Неподготовленный человек их не решит! Я бы сказал, что задания были в меру сложными, но справиться с ними было можно. Математический праздник — это не только про решение задач, но и про правильный отдых: после умственной работы можно расслабиться за математическими играми и увлекательными лекциями!

Владимир З., 6 класс, Воронеж:

Математический праздник мне очень понравился! Задания составлены интересно: я бы сказал, что они уникальные. В будущем я хотел бы учиться на программиста, поэтому участие в Матпразднике для меня особенно полезно.

Публикация863

Николай К., 5 класс, Москва:

Первое, что мне понравилось, — аудитория, в которой я решал задачи. Она была такой, какой я ожидал её увидеть: такая большая, масштабная, с лесенками. Также мне понравились лекторы и организаторы, все очень добрые, все помогают. Задачи сегодня были такие интересные! Не совсем то, что я ожидал: казалось, они будут намного тяжелее, но я смог решить многое. Мне очень понравилось!

Дарья И., 7 класс, Москва:

Сегодня были интересные задания и увлекательные игры! Я уже поучаствовала в семи играх, и наиболее интересной мне показалась лепка фигур из нута и зубочисток. Это позволяет слепить различные объемные фигуры. Интересно, и в целом не слишком сложно. Я планирую связать свою жизнь со смежными с математикой областями — физикой и химией.

София К., 7 класс, Москва:

Наиболее интересным заданием мне показалось создание фигурок из бумаги. Мы сделали лягушку и бумажный самолетик. Самолетики у нас полетели, с ними все хорошо, а лягушка прекрасно прыгала. Было еще очень интересное задание, когда нам дали раскраску и сказали раскрасить ее так, чтобы противоположные цвета не пересекались. Развивает мозг! Формат Матпраздника кажется мне интересным, уникальным: можно и задачки порешать, и в игры поиграть!

Екатерина Ж., мама шестиклассника Фёдора, Московская область:

Мы уже во второй раз на Математическом празднике. В прошлом году мы тоже принимали участие, но ради эксперимента. Хоть тогда Фёдор и был пятиклассником, но для того, чтобы узнать, как вообще это все выглядит, получить какой-то первый опыт оффлайн-мероприятия, мы зарегистрировались на площадку в Высшей школе экономики на Покровском бульваре. Большой сюрприз и большая радость — видеть в программе лекцию Владимира Сурдина. Естественно, мы были в первых рядах, чтобы послушать замечательного ученого. Есть надежда, что программа будет интересна и мне, и ребенку, потому что ради этого мы и приехали именно в МГУ!

Лекторы

Николай Николаевич Андреев, заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института имени В. А. Стеклова РАН, лауреат премии Лилавати:

Основная задача Математического праздника — чтобы дети посмотрели на себе подобных, на хорошие задачки, на тот интерес, который есть у других, и тоже чуть-чуть заразились математикой. А с родителями хочется поделиться теми проектами, которые я знаю, люблю и ценю, чтобы чуть-чуть подсветить такие инициативы, потому что родители, конечно же, влияют на решения детей и их воспитание. Ради популяризации математики мы и живем, и все это делаем.

Иван Валериевич Ященко, директор Московского центра непрерывного математического образования, бессменный председатель оргкомитета Математического праздника, заместитель председателя оргкомитета Московской математической олимпиады:

Центральной площадкой традиционно является Московский университет имени Ломоносова. Он наполнен духом науки. Ребята приходят на праздник не только для того, чтобы порешать задачи, но и чтобы прикоснуться к науке самой современной, самой яркой.

Частичку математики, частичку любви к этой науке мы стараемся передать ребятам через яркие занимательные задачи. Кстати, с ними не особо справляются и все современные модели искусственного интеллекта. Здесь главное — придумать идею, с чем пока еще и, я уверен, долго, будут справляться школьники, но не будут справляться суперкомпьютеры. И нам особенно приятно, что каждый школьник, уходя с Математического праздника, обсуждает задачи с друзьями, учителями, родителями. Ведь самое главное для нас — не дипломы и победы, а интерес к математике.

Владимир Георгиевич Сурдин, член Астрономического общества, член Бюро Научного совета РАН по астрономии, старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга:

Сегодня на Математическом празднике моя роль — заинтересовать ребят не только астрономией, а размышлениями на тему науки. МГУ — это наука. МГУ — это радость ежедневной научной работы. Я решил рассказать про возможность поиска внеземных цивилизаций, а конкретно, как наладить с ними связь: либо принимая их сигналы, либо отправляя им сигналы. Это сложная математическая задача: на каком языке общаться с теми, про кого ты ничего не знаешь? Может, они осьминоги (кстати, осьминоги очень умные!). Может быть, они медузы или вообще облако космической плазмы, которое с помощью нейтрино организует свою внутреннюю психику, как это было в романе «Темное облако» Хойла. А может быть, это и компьютеры. В конце концов, уже сегодня мы общаемся с компьютерами и просим голосового помощника что-то нам найти, что-то сделать, что-то поставить. Компьютеры еще более высокого класса вообще решают за нас контрольные, пишут рефераты, дипломные работы и, говорят, даже диссертации уже научились делать. Но компьютер не может синтезировать, рождать идеи. Он может тасовать, может комбинировать уже готовые решения, но не может создать ничего нового. А мы хотим, чтобы выпускники МГУ были создателями, творцами.

Ребята с горящими глазами нам нужны. Они придут к нам через несколько лет. Может быть, даже не вспомнят, что на празднике мы им что-то такое рассказывали. Но, как у химиков говорят, реакция не идет, пока катализатор не добавишь. Сегодня мы добавляем катализатор любознательности в головы молодых симпатичных ребят. Я уверен, многие из них станут нашими студентами, а потом займут наше место в науке, когда мы станем старенькими, и уже они нам будут рассказывать о своих достижениях, а мы будем слушать. Но пока еще рассказываем мы, а они, я надеюсь, будут слушать с интересом.

Фёдор Юрьевич Попеленский, кандидат физико-математических наук:

Мне кажется, Математический праздник — это идеальный формат для шести- и семиклассников. Конечно, они физиологически еще не готовы к тяжелым интеллектуальным нагрузкам, которые может вынести, скажем, одиннадцатиклассник, который прошел подготовку к международной олимпиаде. Детям надо побегать, поиграть, разгадать головоломки. Мы видим, что там в коридорах ребята складывают апериодические паркеты, из гороха и палочек собирают пространственные конструкции... Это очень важно, потому что человек как бы может поиграть в математику. Он может руками потрогать концепции, которые проявляются в современной математике.

Также Математический праздник в МГУ в рамках обмена опытом посетил президент тайского общества математического образования, профессор Майтри Инпрасита:

Мы стремимся развивать математическое образование в нашей стране на всех уровнях. Уже на протяжении шести лет мы реализуем идею Математического праздника в Таиланде. Сейчас в этом событии принимают участие студенты и из северной, и из южной части страны. Опыт, который мы можем извлечь из проведения Математического праздника в России, очень ценен для нас, и мы рады сегодня быть здесь.


Ознакомиться с заданиями, решениями и видеоразборами Математического праздника можно в материале.

Фотографии участников из МГУ и некоторых школ опубликованы в альбоме сообщества ВКонтакте.