Марина Морозова 7 мая 2025 |
Объединенная межвузовская олимпиада по физике проводится только с 2024 года и набирает обороты по количеству участников: в этом году в отборочном этапе состязались около 2700 школьников, а победителями и призерами финала стали 39 ребят. Обладатели дипломов смогут претендовать на льготы при поступлении в вузы.
Анатолий Подыман, организатор олимпиады, заместитель директора Центра развития физико-математического образования МФТИ, академический руководитель проекта «Физика ЦПМ», организатор фестиваля физической науки ФизФест и Всероссийского дня физики, член оргкомитета множества олимпиад по физике и математике.
ОМО по физике – достаточно молодая олимпиада. Мы появились только в прошлом году, но уже заслужили второй уровень в Перечне. Поэтому как таковой истории мы еще не наработали, но все еще впереди.
Как можно понять из названия – эта олимпиада объединенная, да еще и межвузовская. Это значит, что в ее организации задействовано несколько университетов со всей страны, которые участвуют в составлении, проверке и проведении олимпиады. Можно сказать, что она вбирает в себя опыт и возможности одних из лучших университетов страны.
Соорганизаторами олимпиады также являются Уральский федеральный университет, МИРЭА – Российский технологический университет, МИСиС, НИЯУМИ МИФИ, МАИ, Московский государственный технический университет гражданской авиации, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Алтайский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения и Московский государственный университет геодезии и картографии.
Это значит, что призеры и победители могут воспользоваться льготами при поступлении, которые предлагает каждый университет. Какие-то вузы дадут возможность поступления без вступительных испытаний (БВИ), а какие-то дадут возможность учесть олимпиаду вместо дополнительных вступительных испытаний (ДВИ). Обратите внимание, каждый вуз сам решает, какие льготы и за какие соревнования давать. Подробную информацию можно узнать на сайте приемной комиссии интересующего университета.
Не опускать руки и продолжать учиться, ведь олимпиада – это всего лишь возможность посоревноваться с единомышленниками, а не цель. А тем, кто победил, хочу посоветовать не расслабляться ровно по той же причине.
Артём Пивоварчик, составитель задач олимпиады, член городской предметно-методической комиссии ВсОШ в Москве, эксперт Центра развития физико-математического образования МФТИ, бронзовый медалист Международной олимпиады по физике (IPhO-2015).
Общие впечатления исключительно положительные! Чувствуется, что олимпиада набирает обороты – увеличивается количество участников, для которых вузы России готовят задачи.
Как и в любой олимпиаде, есть те, кому практически любые высоты под силу, но увы, есть и те, кому даже первый «горный перевал» показался достаточно сложным. В среднем можно сказать, что участники ОМО по физике – это ребята, которые в большинстве своем достаточно хорошо разбираются во многих темах школьной программы по физике.
Это очень интересный вопрос, и ответ на него приоткроет завесу, что не все так просто с составлением задач! Они составляются, к сожалению, не по запросу, а по тому, какие идеи приходят в моменте в голову авторам. Дальше уже происходит огранка идеи до конкретного и осмысленного текста условия, попыток решить задачу с теми или иными численными данными, проверка задачи «на физичность» – чтобы не возникло никаких противоречий. Ну а вопрос темы – это всегда соответствие раздела курса физики, в котором получилась задача, с тем, что к текущему моменту уже изучили школьники, и дальше уже задача попадает в комплект какого-то конкретного класса. В дальнейшем комплект задач рассматривается целиком на предмет охвата тем по каждому классу, отсутствие повторов идей.
В девятом классе одной из наиболее трудных оказалась задача, объединяющая в себе закон Архимеда и закон сохранения энергии. Для 9-го класса это, ожидаемо, сложная задача, поскольку ее идея нетипична для данного раздела.
10-ый класс – однозначно геометрическая оптика. Оптика всегда является разделом, являющимся камнем преткновения для олимпиадников 10-го класса – многое из оптики уже успело забыться, а повторения (которое случается по программе только в 11-ом классе) еще не произошло.
В 11-ом классе одной из наиболее трудных задач оказалась задача о термодинамической модели колебания цефеид – очень красивая и интересная, на мой взгляд, задача, позволяющая проверить способность строить физические модели и грамотно описывать их математически.
Следует обязательно прорабатывать все текущие темы программы по физике с точки зрения олимпиадных идей, которые можно увидеть и в других перечневых олимпиадах, таких как «Физтех», «Курчатов», «Покори Воробьевы горы!» и много-много других. Не лишним будет заглядывать в муниципальный и региональный этапы Всероссийской олимпиады по физике – это позволит еще сильнее расширить свой «банк» идей задач! Рекомендую также обратить внимание на качественную математическую подготовку – очень обидно, когда решение не доводится до конца не потому что физики не знаешь, а потому что не понимаешь, что дальше делать с полученным выражением или уравнением.
Денис Шпунтов, координатор Объединенной межвузовской олимпиады по физике и других олимпиад по физике, математике, химии и астрономии, специалист Центра развития физико-математического образования МФТИ.
Я выбрал МФТИ, потому что это действительно передовой технический университет. Здесь сильнейшая научная среда, уникальная система обучения и ведущие лаборатории страны. Сейчас я понимаю, что Физтех – это не просто университет, это сообщество увлеченных и амбициозных людей. Именно здесь ты учишься мыслить нестандартно и видеть картину мира шире.
У них горят глаза, когда появляется сложная задача, и они не боятся идти до конца, даже если решение не сразу на поверхности
Думаю, тем, кто любит разбираться в сложных вещах, не боится задач без готовых решений. Если тебе интересно исследовать, пробовать, экспериментировать – Физтех даст для этого все возможности. Здесь ценят любознательность, самостоятельность и стремление расти в науке и технологиях.
Это, прежде всего, увлеченные и пытливые школьники. У них горят глаза, когда появляется сложная задача, и они не боятся идти до конца, даже если решение не сразу на поверхности. Они умеют думать нестандартно, а главное – получают удовольствие от самого процесса размышления.
Чаще всего они спешат, и из-за этого теряют баллы на неаккуратных вычислениях. Или, наоборот, оттягивают время сдачи заданий до конца. Иногда решают не ту задачу, которую на самом деле нужно было решить.
Самое главное – понять, как устроена физика процессов, а не просто запомнить формулы. Важно научиться анализировать условия, строить модели и аккуратно доводить решение до конца. Я бы посоветовал разбирать задачи прошлых лет; оформлять решения полностью в процессе подготовки; следить за тем, где и почему ты ошибаешься, и работать именно над этим; и, конечно, задавать вопросы, если что-то непонятно – не бояться обсуждать.