Москва
Интервью

Виртуальное путешествие по карте: как прошла первая Открытая международная географическая олимпиада

Как возникла идея создания соревнования, какие задания выполняли участники и кем становятся победители географических олимпиад, читайте в нашем материале.
Ксения Сатарова 24 июня 2025
 География

В Москве состоялась первая Открытая международная географическая олимпиада — openGeo 2025. Дистанционно участие в соревновании приняли более 100 старшеклассников. Свои команды представили 23 страны. Сборная России завоевала четыре золотые и две серебряные медали.

Председатель жюри Открытой международной географической олимпиады, доцент, заведующий кафедрой социально-экономической географии зарубежных стран географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Алексей Наумов рассказал об особенностях нового соревнования и географическом сообществе в целом.

Сборная России на OGEO. Фото: географический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова

Как возникла идея создания олимпиады?

Существует международное олимпиадное географическое движение. Его история началась в начале 1990-ых годов с олимпиады, проводившейся под эгидой национального географического общества США, которое издает известный журнал National Geographic. Та, первая, олимпиада была рассчитана на более младшую возрастную категорию участников и носила популярный характер.

Чуть позже свой путь в этом направлении начал Международный географический союз — крупнейшая профессиональная ассоциация географов и людей географических специальностей: картографов, климатологов и других. Союз решил проводить международные географические турниры для более старшей возрастной категории, в которой участвуют в том числе и выпускники школ. Созданная олимпиада получила название International Geography Olympiad. Россия принимала в ней участие с 2000 года, и наша сборная не раз показывала высокие результаты на этом соревновании.

При этом собственное олимпиадное движение в России развивается достаточно успешно. У нас сильная Всероссийская олимпиада школьников по географии, где выступают очень талантливые ребята. И участие в международной предметной олимпиаде для них — это закономерная траектория. И мы решили организовать собственное соревнование, пригласив на него разные страны. В итоге многие проявили интерес, например, Филиппины, Бразилия, Сербия, Босния и Герцеговина, Словения.

Расскажите, пожалуйста, о заданиях олимпиады

Задания Открытой международной олимпиады полностью оригинальные, но их формат соответствует тому, который сложился в течение десятилетий, пока развивалось международное олимпиадное движение по географии.

Участники проходят три тура. Первый — теоретический — предполагает решение задач. Школьники получают исходные данные: текстовые, статистику, рисунки, графики. В вариантах встречаются различные разделы географии: природная, физическая, экономическая. В решении от ребят ждут аналитики с расчетами, выкладками и выводами. Это очень близко к формату задач, которые решаются в географии как науке. Но, конечно, у нас они адаптированы для старшеклассников.

Второй тур называется полевым. Когда олимпиада проводится очно, наблюдения ведутся не на бумаге, а на местности, делаются какие-то выводы, измерения и так далее. Но у нас онлайн, потому все переведено в немного иной формат: в основе карта некой территории, и по ней сделаны задания. Получилось почти виртуальное путешествие по карте с привязкой к разным частям территории и решением задач. И можно сказать, что новизна заключается в замене полевого тура картографическим заданием.

А третий тур — мультимедиатест. Здесь от участников требуется немного больше географической эрудиции, узнавания мест и особенностей территории. И вообще образ территории и визуал в географии играют очень большую роль.

Организаторы международных олимпиад не раз говорили, что одной из главных целей таких соревнований является объединение школьников из разных стран. Как вам кажется, насколько важен обмен опытом и общение в современном мире?

Это, безусловно, очень важный момент. Потому что олимпиада — это соревнование не только индивидуалов, ребят талантливых, увлеченных, много знающих, это соревнование систем образования. И вот мы очень четко видели различия как раз на примере развития международных географических олимпиад. Сразу понятно, где сильнее какие элементы системы школьного географического образования, где они более практико-ориентированные, где более современные с точки зрения геоинформатики и так далее. Это очень важно. Страны смотрят друг на друга, обмениваются информацией.

Чтобы не быть голословным, по опыту нашей страны: Всероссийская олимпиада проводится с 1992 года. И мы специально издавали олимпиадные задачи с рубрикатором, привязанным к тематике раздела школьного курса. Чтобы любой учитель географии, например, выводя своих учеников обычной школы посмотреть на долину соседней реки, мог открыть такой задачник, в рубрикаторе найти раздел «Гидрология», далее «Строение русла реки» и затем использовать алгоритмы задания, чтобы прорешать их с ребятами прямо на местности. Задания международных олимпиад тоже публикуются, их очень многие смотрят. Это я точно знаю по общению с коллегами и школьниками из разных стран.

В жюри новой олимпиады представлены молодые специалисты, которые в прошлом тоже сами становились дипломантами международных соревнований. Насколько важно, чтобы такие люди сохраняли себя в этой системе и помогали будущим олимпиадникам?

Действительно, у нас в команде есть несколько молодых ученых, некоторые из них еще продолжают учиться или только заканчивают вуз. При этом они, несмотря на свою молодость, уже имеют определенные достижения, у них есть научные публикации, и они очень хорошо понимают этот жанр и поэтому делают очень хорошие задания. Важно отметить, что в жюри олимпиады входят несколько золотых медалистов Международной географической олимпиады прошлых лет, в том числе абсолютные победители.

Что бы вы могли посоветовать школьникам, которые интересуются географией, и почему стоит участвовать в олимпиадах по этому предмету?

Я начну с необычного утверждения: среди победителей международных олимпиад есть те, кто впоследствии не выбрал географию в качестве профессионального пути. Я хорошо помню историю участника из Румынии, который добился успеха на одной из международных географических олимпиад. А позже он приезжал со своей командой как помощник тренера, и выяснилось, что он стал штурманом гражданской авиации, поступил в авиационный институт. Но география для него все равно была очень важна и полезна, особенно все, связанное с картографией.

Это я к тому, что, конечно, среди тех, кто принимает участие в олимпиадах и побеждает, много тех, кто избирает потом себе географию как профессию, или родственные области знаний: экологию, природопользование. Но не обязательно.

Я помню, что меня поразила одна история среди наших школьников. Ребята, победители Всероссийской олимпиады, были на тренировочных сборах перед международной олимпиадой. И они развлекались вечером тем, что играли в города. Но при этом у них порог численности населения был 100 тысяч по всем странам мира. Представляете, насколько это сложно? Это была нескончаемая игра, они в нее с увлечением играли.

Но география — это не только эрудиция, это еще и своя очень сложная методология, философия, непростая аналитика, сложные взаимосвязи, не всегда четко формализуемые, как в других естественных науках.

Олимпиады — это важное начало пути, человек приобщается к предмету очень рано, видит, что собой представляет география на международном уровне. Победители всегда хорошо эрудированны, у них все в порядке с аналитикой и методологией, они владеют картографическим инструментарием, что очень важно для географа. Важно попробовать свои силы, а дальше бывают разные траектории развития.