Ксения Сатарова 24 июня 2025 |
В Москве состоялась первая Открытая международная географическая олимпиада — openGeo 2025. Дистанционно участие в соревновании приняли более 100 старшеклассников. Свои команды представили 23 страны. Сборная России завоевала четыре золотые и две серебряные медали.
Председатель жюри Открытой международной географической олимпиады, доцент, заведующий кафедрой социально-экономической географии зарубежных стран географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Алексей Наумов рассказал об особенностях нового соревнования и географическом сообществе в целом.
Существует международное олимпиадное географическое движение. Его история началась в начале 1990-ых годов с олимпиады, проводившейся под эгидой национального географического общества США, которое издает известный журнал National Geographic. Та, первая, олимпиада была рассчитана на более младшую возрастную категорию участников и носила популярный характер.
Чуть позже свой путь в этом направлении начал Международный географический союз — крупнейшая профессиональная ассоциация географов и людей географических специальностей: картографов, климатологов и других. Союз решил проводить международные географические турниры для более старшей возрастной категории, в которой участвуют в том числе и выпускники школ. Созданная олимпиада получила название International Geography Olympiad. Россия принимала в ней участие с 2000 года, и наша сборная не раз показывала высокие результаты на этом соревновании.
При этом собственное олимпиадное движение в России развивается достаточно успешно. У нас сильная Всероссийская олимпиада школьников по географии, где выступают очень талантливые ребята. И участие в международной предметной олимпиаде для них — это закономерная траектория. И мы решили организовать собственное соревнование, пригласив на него разные страны. В итоге многие проявили интерес, например, Филиппины, Бразилия, Сербия, Босния и Герцеговина, Словения.
Задания Открытой международной олимпиады полностью оригинальные, но их формат соответствует тому, который сложился в течение десятилетий, пока развивалось международное олимпиадное движение по географии.
Участники проходят три тура. Первый — теоретический — предполагает решение задач. Школьники получают исходные данные: текстовые, статистику, рисунки, графики. В вариантах встречаются различные разделы географии: природная, физическая, экономическая. В решении от ребят ждут аналитики с расчетами, выкладками и выводами. Это очень близко к формату задач, которые решаются в географии как науке. Но, конечно, у нас они адаптированы для старшеклассников.
Второй тур называется полевым. Когда олимпиада проводится очно, наблюдения ведутся не на бумаге, а на местности, делаются какие-то выводы, измерения и так далее. Но у нас онлайн, потому все переведено в немного иной формат: в основе карта некой территории, и по ней сделаны задания. Получилось почти виртуальное путешествие по карте с привязкой к разным частям территории и решением задач. И можно сказать, что новизна заключается в замене полевого тура картографическим заданием.
А третий тур — мультимедиатест. Здесь от участников требуется немного больше географической эрудиции, узнавания мест и особенностей территории. И вообще образ территории и визуал в географии играют очень большую роль.
Это, безусловно, очень важный момент. Потому что олимпиада — это соревнование не только индивидуалов, ребят талантливых, увлеченных, много знающих, это соревнование систем образования. И вот мы очень четко видели различия как раз на примере развития международных географических олимпиад. Сразу понятно, где сильнее какие элементы системы школьного географического образования, где они более практико-ориентированные, где более современные с точки зрения геоинформатики и так далее. Это очень важно. Страны смотрят друг на друга, обмениваются информацией.
Чтобы не быть голословным, по опыту нашей страны: Всероссийская олимпиада проводится с 1992 года. И мы специально издавали олимпиадные задачи с рубрикатором, привязанным к тематике раздела школьного курса. Чтобы любой учитель географии, например, выводя своих учеников обычной школы посмотреть на долину соседней реки, мог открыть такой задачник, в рубрикаторе найти раздел «Гидрология», далее «Строение русла реки» и затем использовать алгоритмы задания, чтобы прорешать их с ребятами прямо на местности. Задания международных олимпиад тоже публикуются, их очень многие смотрят. Это я точно знаю по общению с коллегами и школьниками из разных стран.
Действительно, у нас в команде есть несколько молодых ученых, некоторые из них еще продолжают учиться или только заканчивают вуз. При этом они, несмотря на свою молодость, уже имеют определенные достижения, у них есть научные публикации, и они очень хорошо понимают этот жанр и поэтому делают очень хорошие задания. Важно отметить, что в жюри олимпиады входят несколько золотых медалистов Международной географической олимпиады прошлых лет, в том числе абсолютные победители.
Я начну с необычного утверждения: среди победителей международных олимпиад есть те, кто впоследствии не выбрал географию в качестве профессионального пути. Я хорошо помню историю участника из Румынии, который добился успеха на одной из международных географических олимпиад. А позже он приезжал со своей командой как помощник тренера, и выяснилось, что он стал штурманом гражданской авиации, поступил в авиационный институт. Но география для него все равно была очень важна и полезна, особенно все, связанное с картографией.
Это я к тому, что, конечно, среди тех, кто принимает участие в олимпиадах и побеждает, много тех, кто избирает потом себе географию как профессию, или родственные области знаний: экологию, природопользование. Но не обязательно.
Я помню, что меня поразила одна история среди наших школьников. Ребята, победители Всероссийской олимпиады, были на тренировочных сборах перед международной олимпиадой. И они развлекались вечером тем, что играли в города. Но при этом у них порог численности населения был 100 тысяч по всем странам мира. Представляете, насколько это сложно? Это была нескончаемая игра, они в нее с увлечением играли.
Но география — это не только эрудиция, это еще и своя очень сложная методология, философия, непростая аналитика, сложные взаимосвязи, не всегда четко формализуемые, как в других естественных науках.
Олимпиады — это важное начало пути, человек приобщается к предмету очень рано, видит, что собой представляет география на международном уровне. Победители всегда хорошо эрудированны, у них все в порядке с аналитикой и методологией, они владеют картографическим инструментарием, что очень важно для географа. Важно попробовать свои силы, а дальше бывают разные траектории развития.