Елизавета Кравченко 30 июня 2025 |
Важно понимать, что мы говорим именно об олимпиаде по информатике. На этом предмете на заключительном этапе проводится общий зачет по всем классам. Значит, если ты взял диплом победителя в 9-м классе, то, если ты совсем не забросишь занятия, в следующем классе призера уж возьмешь точно. Задания не становятся сложнее, а конкуренция обычно не увеличивается. Поэтому фраза «словить звезду» плохо применима к Всеросу по информатике: здесь, если выиграл один раз, скорее всего, выиграешь и второй. Каждая последующая победа — не исключение, а закономерность для тех, кто постоянно растет.
Да, такое чувство есть. Из-за этого я достаточно сильно волновалась. Но волнение сильно мешало писать, поэтому в один момент, будучи десятиклассницей, я просто осталась наедине с собой и задумалась: если я уеду с олимпиады без диплома, это страшно или нет? Не очень страшно. И эта мысль помогла мне относиться к турам спокойнее. Я стала рассуждать другими категориями, а моя цель была не «лишь бы не занять последнее место», а «прийти и написать как можно лучше». В 11-м классе моей задачей на Всеросе было сделать все, что в моих силах прямо сейчас, без вопросов самой себе о дипломе и будущем.
Это, может, и нелогично, но теперь не переживаю. В 10-м классе я решила не волноваться, и этот принцип со мной до сих пор. Просто само вот так взяло и поверилось в то, что стресс — это лишнее, поэтому надо выполнить задачи и все.
Думаю, это победа на Международной олимпиаде.
Я действительно начала свой путь к межнару с 9-го класса. Но ведь тогда у меня ничего не получилось, я была пятой на отборе. А берут 4 человека… Было обидно.
В 10-м классе я много готовилась — на этот раз прошла и, понятное дело, выиграла. Я говорю «понятное дело», потому что конкуренция в сборную России на межнар — огромная. Считается, что если ты прошел в сборную, то точно способен взять как минимум серебро. По крайней мере, по информатике. Помогла справиться с волнением тогда как раз моя новая «философия», которая открылась мне в этот период. В итоге у меня золото.
Я бы посоветовала себе быть более уверенной, а еще постоянно обращаться к ошибкам, анализировать их. Нельзя забывать недочеты — нужно вернуться и исправить, проработать решение.
Информатика ведь максимально объективна. Если кто-то тебя обогнал, значит, он действительно лучше решает, ведь систему не обманешь
Я знаю много межнарников прошлых лет, ими всеми можно восхищаться. А еще я часто вспоминаю одного девятиклассника, который однажды вел у нас урок по информатике, я тогда была в пятом классе. Он прошел на Всерос в 7-м классе, и вроде бы даже тогда вернулся без диплома. Но я поняла, что пройти на Всерос так рано — реально, к этому можно стремиться!
На Всеросе много конкуренции, потому что всех волнует вопрос: призер или нет? Будет ли БВИ? Но надо рассуждать иначе: призеров много, и странно думать, что если кто-то из друзей тебя обгонит, ты обязательно останешься под чертой. Влияние одного человека на конкуренцию не слишком большое. Но и дружбы на Всеросе тоже много. «Жесткая конкуренция» — это, скорее, про межнар. Там сразу понятно, что кто-то не пройдет (и я убедилась в этом на своем опыте): в сборной всего 4 места.
С другой стороны, информатика ведь максимально объективна. Если кто-то тебя обогнал, значит, он действительно лучше решает, ведь систему не обманешь. Лично я всегда радуюсь за успехи друзей. Если у меня что-то не получилось, это моя проблема, что я недостаточно подготовилась, а не их.
Не думаю, что у меня есть секрет. Основной критерий — это, во-первых, время подготовки. Все-таки я начала заниматься довольно рано. Еще один критерий — эффективность занятий. Некоторые участники слишком углубляются в дебри теории, хотя она не нужна для того, чтобы взять диплом. Поэтому лучше решать много задач. Довольно банальный совет (именно совет, не секрет): не учить теорию, а тренироваться на реальных задачах.
Во-первых, мне просто интересно решать разные задания. Например, задачи олимпиад других стран, которые мы не успеваем затронуть во время сборов. А во-вторых, действительно сложно быть первым, если ты готовишься ровно столько же, сколько они, и делаешь аналогичное. Нужно отличаться, делать другое. Диплом призера можно взять и без сильной самостоятельной подготовки, но если хочешь на межнар — придется работать в разы больше.
Бывают простые задания, где решение само приходит в голову. Иногда пробуешь разные подходы: что если использовать иную технику, поменять метод? Круто, если решаешь простую задачу интересным, оригинальным способом. А бывает, задача решается просто «нагромождением» строк кода — это не особо красивое решение. В информатике есть специфика: нужно не просто записать на листочек решение, но и прописать работающий код. И чем сложнее идейное решение, тем сложнее будет код. Когда решение «красивое», оно не требует какого-то гигантского количества кода. Поэтому «звездочек», наверное, нет. А в голове какие-то такие мысли.
Как и все. Могу погулять, могу посмотреть кино, поиграть во что-нибудь на компьютере. В качестве отдыха иногда читаю художественную литературу, чтобы не отставать от программы в школе, или учебники по информатике или математике для себя.
Из необычных увлечений у меня — японский язык. Я начала заниматься им в 7-м классе, потому что любила аниме. Хотелось смотреть, конечно же, в оригинале, чтобы глубже вникать в суть. Во время сборов и подготовки находить время очень сложно, но сейчас я стараюсь заниматься регулярно: поставила себе цель сдать экзамен на уровень В1. Ну и хочется поехать в Японию.
У меня есть желание создать что-то большое и значимое. Не быть обычным программистом, а открыть теорему или запустить первый в мире стартап в какой-то области. Хочу сделать что-то, что изменит мир
Я много колебалась и меняла выбор, но в итоге думаю, что все-таки остановлюсь на Вышке.
Я знаю кое-что, но ведь не все на свете (смеется). Сейчас я много работаю с алгоритмами, но существует еще высшая математика и много других интересных предметов. В программировании есть очень много вариантов развития после олимпиады: машинное обучение, распределенные системы, теоретическая информатика… А дальше, когда изучил, снова открываются варианты для выбора. Можно пойти работать программистом в большой корпорации, преподавать школьникам, работать сотрудником лаборатории и изучать что-то новое, а можно уйти в бизнес, запустить стартап. Лично мне нравится идея стать программистом или заняться научной деятельностью.
Думаю, если бы я не увлекалась информатикой, то обязательно бы занималась математикой. Ну или экономикой, по которой я пару раз брала диплом призера. В общем, я бы в любом случае осталась в поле точных наук.
Не знаю… Наверное, у меня есть желание создать что-то большое и значимое. Не быть обычным программистом, а открыть теорему или запустить первый в мире стартап в какой-то области. Хочу сделать что-то, что изменит мир.