Москва
Совет

Ресурсы для подготовки к олимпиадам по литературе от АПО

И снова делимся полезными материалами от преподавателей Ассоциации победителей олимпиад. Сегодня вы узнаете, как победить в состязаниях по литературе.
Ассоциация победителей олимпиад 17 сентября 2025
 Литература

А вот и авторы нашего материала:

Офелия Закарян, победитель заключительного этапа «Высшей пробы» по филологии и русскому языку, призер заключительного этапа Турнира им. М. В. Ломоносова по литературе, призер заключительного этапа олимпиады «Ломоносов» по русскому языку, призер регионального этапа ВСОШ по литературе в 2022, 2023 и 2024 годах.

Никита Ильин, трижды призер регионального этапа ВсОШ по литературе, призер олимпиады «Ломоносов» по литературе, призер олимпиады «Покори Воробьевы горы!» по журналистике, член жюри регионального этапа ВсОШ по литературе в Москве в 2023 году.

Екатерина Богданова, призер олимпиады «Ломоносов» по литературе, призер регионального этапа ВсОШ по литературе, призер универсиады «Ломоносов» по литературе.

Светлана Волкова, призер регионального этапа ВсОШ по литературе, призер МОШ по филологии.

Никита Егоров, призер заключительного этапа ВсОШ по литературе, абсолютный победитель олимпиады «Высшая проба» по филологии, победитель олимпиады РГГУ и Турнира им. М. В. Ломоносова по литературе.

Мария Коленова, призер заключительного этапа ВсОШ по литературе, призер олимпиады «Высшая проба» по филологии и журналистике.

Список книг для подготовки

Офелия Закарян:

Е. М. Мелетинский «Мифологический словарь»

В. Е. Холшевников «Основы стиховедения»

Е. Г. Эткинд «Разговор о стихах»

В. Н. Топоров «Петербургский текст русской литературы»

Никита Ильин:

Анализ одного стихотворения / Под ред. В. Е. Холшевникова. Л., 1985

Е. Г. Эткинд. Разговор о стихах. М., 1970

Энциклопедия для детей. Аванта Плюс. Том 9. Русская литература

Л. В. Чернец. Введение в литературоведение

Б. О. Корман. Изучение текста художественного произведения

Екатерина Богданова:

В. Е. Хализев, Теория литературы — классический учебник по теории литературы. Его ключевые достоинства — четкая структура и доступный язык изложения.

Поэзия. Учебник / Н. М. Азарова, К. М. Корчагин, Д. В. Кузьмин,  В. А. Плунгян и др. (2016 год) — отличное пособие по теории литературы с примерами из современной поэзии.

И. Н. Сухих, Русская литература для всех. В 3-х т. — хороший учебник, который помогает сформировать представление о литературном процессе от «Слова о полку Игореве» до поэзии Бродского. Отличная база, после которой можно переходить к более профильным учебникам.

Бугров Б.С., Голубков М.М. Русская литература XIX-XX веков: В 2-х т. — пособие, в котором можно найти примеры качественного анализа ключевых текстов школьной программы. Разделы учебников написаны преподавателями филологического факультета МГУ, большинство из них писало об авторах, которым посвятило свою научную карьеру (гарантия качества!).

Светлана Волкова:

Ю. М. Лотман. В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь

М. Л. Гаспаров «Снова тучи надо мною…». Методика анализа

Б. М. Гаспаров. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века

Б. М. Эйхенбаум. Как сделана «Шинель» Гоголя

Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы

А. П. Квятковский. Поэтический словарь

Никита Егоров:

Ю. М. Лотман. Анализ поэтического текста. Структура стиха

Н. М. Азарова. Поэзия: Учебник

М. Н. Эпштейн. Постмодернизм в России

Серия учебников И. Н. Сухих «Русская литература для всех»

Мария Коленова:

Павел Басинский. Подлинная история Анны Карениной — да и вообще книги Басинского о Толстом замечательны.

Михаил Жебрак. Пешком по Москве — книга написана на основе его авторской телепередачи, но читать исключительное удовольствие.

Петр Вайль и Александр Генис. Родная речь. Уроки изящной словесности — образцы прекрасных литературных эссе.

Список ресурсов для подготовки

Офелия Закарян:

Сайт «Горький»

Сайт «Полка»

Сайт «Арзамас»

Никита Ильин:

Курсы Лекториума и Арзамаса по школьному курсу литературы.

Книжные блогеры: я лично читаю Юлию Амосову и ее канал Новелла.

Портал «Полка»

Сайт «Урок в формате А4»

Курс по теории литературы от АПО

Екатерина Богданова:

Arzamas — образовательный ресурс с отлично подготовленными и оформленными лекциями, подкастами, статьями практически на любую интересующую тему. Рекомендую обратить внимание на их сводные таблицы и геймифицированные тесты.

Armen Zakharyan — набирающий все большую популярность литературный блогер. Каждая его лекция — настоящее искусство. Не пожалеете, особенно, если интересуетесь зарубежной литературой.

Ася Занегина — еще один блогер, зачаровывающий своими лекциями. Много и интересно рассказывает о мрачной, готической литературе. Стоит познакомиться с лекциями о Гоголе и Достоевском в ее исполнении.

Подборка12

Магистерия — образовательный проект с лекциями о литературе о живописи, музыке, философии. Кладезь гуманитарного знания.

Светлана Волкова:

ШЮФ ВШЭ

Раздел «Библиотека» на сайте Школы юного филолога

Группа «Ксюня, поясни за литру»

Подкаст «Полка.литра»

Подкаст «Розенталь и Гильденстерн»

Никита Егоров:

Arzamas

Магистерия

Постнаука

Горький

Мария Коленова:

Группа «Олимпиады по литературе». В нашем медиа кафедры мы показали, что подготовка к олимпиадам — это не только глубоко, но и красиво.

Программа «Игра в бисер» Игоря Волгина на канале «Культура» — не пренебрегайте просмотром таких передач, они помогают погрузиться в узкие темы.

Литературные журналы «Юность», «Знамя», «Новый мир» помогут следить за современным литературным процессом, ведь нередко на аналитическом туре можно встретить тексты, написанные авторами наших дней.

Советы олимпиадникам

Офелия Закарян:

Уверена, мои коллеги поделились множеством полезных советов, которые могут помочь школьникам в подготовке к олимпиадам. Мне же хочется сказать несколько слов о том, как преподаватель может усовершенствовать занятия по анализу текста. Принято считать, что ученик должен задавать вопросы к тексту, предложенному для анализа. Вопросы помогают найти «ключи» к текстам и выйти на основные идеи произведения. Но задавать вопросы может не только ученик. Очень здорово, когда это делает и преподаватель в ходе занятия.

Цель любого коллективного разбора текста – своеобразный брейншторм, который позволяет собрать самые важные наблюдения для последующего написания анализа. Ученик в таком случае чаще всего видит текст впервые, преподаватель – нет. Поэтому задача преподавателя заключается в том, чтобы аккуратно направлять и контролировать процесс. Это отлично получается делать как раз с помощью вопросов, обращенных к ученикам. Вопросы позволяют плавно и ненавязчиво менять ход размышлений учеников, поскольку они лишь побуждают к рассуждению, но не обязывают принимать конкретную позицию.

В общем, не бойтесь спрашивать своих олимпиадников о том, что они только что прочитали! Так вы поможете им быстрее сориентироваться, а себе – наладить коммуникацию и контролировать ход занятия.

Никита Ильин:

Анализируйте не только содержание, но и форму. Казалось бы, очевидный совет, но большая часть олимпиадников валится на этом — смотрят на текст как на сюжет, а не цельное произведение искусства. Представьте, что литературный текст — это цветок. Сюжет, фабула, система образов, тема — это только верхняя видимая часть растения. При этом у любого произведения литературы есть и своя корневая система — то, что не видно при беглом прочтении. Это и контекст, и интертекст, и жанровая природа, и композиция и так далее. По сути, задача олимпиадника — понять, как цветок получился таким, каким его видит читатель.

Олимпиадный анализ — это не тест с одним верным ответом. У хорошего текста всегда несколько возможных прочтений, и ваша задача — выбрать то, которое кажется вам наиболее убедительным, а не «официальным». Представьте, что вы археолог: текст — это находка, а ваша интерпретация — гипотеза о прошлом. Чем богаче детали и точнее логика реконструкции — тем весомее работа. Если вы сумеете организовать своей анализа верно и полно, то даже ошибочные суждения могут засчитать как верные. При условии, что мы говорим не о фактических ошибках — тут уже другая история :)

Следите за ритмом, повторами, звукописью, за тем, как звучат фразы. Музыкальность — это не украшение, а часть смысла. Поэтическое мышление может прятаться даже в прозе — в неожиданных сравнениях, в ритмической организации фраз, в паузах и тишинах между словами. Обычно от таких находок удобно отталкиваться и даже уместно строить анализ. Подумайте о том, как ваши любимые музыкальные исполнители организовывают свои песни: они же наверняка не прямо говорят вам о том, что у них болит.

Всматривайтесь в жанровую природу текста. Жанр — важная оптика. Комедия и трагедия, роман и повесть, притча и эссе — каждый жанр несет в себе собственную систему ожиданий и смыслов. Часто ключ к интерпретации текста скрыт именно здесь: в том, как автор играет с жанровой формой, подчеркивает ее или, наоборот, ломает.

Если произведение кажется слишком сложным, начните с малого. Возьмите один эпитет или метафору и подумайте, почему автор выбрал именно этот образ. Как один камешек может отражать строение всей породы, так и частная деталь в тексте способна подсветить общую идею.

Цель — не разложить текст на части, а собрать из этих частей цельный смысл. Вы не препарируете текст — вы прислушиваетесь к его внутренней жизни, стараетесь понять, как он дышит, о чем молчит, чего требует от читателя. Это и называется «лабиринтом сцеплений».

Чтобы не запутаться в анализе и деталях, о которых хотите написать в своей интерпретации произведения, рисуйте блок-схемы, например, от метафоры А переходите к толкованию сюжета Б, затем — к роли хронотопа В. Выпишите отдельно все любопытные наблюдения, затем — соберите из них пазл. Тут тоже понадобится теория литературы и ваша общая насмотренность: как вы будете переходить от анализа одного элемента к другому?

Читайте и делайте это часто, вдумчиво и желательно с записной книжкой. Смотрите варианты прошлых лет или ищите произведения для анализа самостоятельно. Например, почитайте старые сборники «День поэзии», «Итоги года» или литературные журналы.

Екатерина Богданова:

Гарантия успеха на олимпиаде — баланс между теорией (знание терминов, дат, биографии авторов, текстов, истории литературы), практикой (отработка теста, форматов анализа текста и творческого задания) и удачей. На последнюю полагаться не стоит, но при подготовке обратите внимание на несколько важных моментов:

  1. Несмотря на то, что олимпиада предполагает творческую свободу, без понимания формата далеко не уйти. Почитайте работы победителей, посмотрите разборы задания, внимательно изучите критерии, чтобы обозначить себе направление движения при подготовке.
  2. Начитанность будет вашим преимуществом, поэтому лучше не оставлять подготовку на последний момент, и постоянно по чуть-чуть впитывать тексты, которые могут оказаться полезными для тура.
  3. Помимо освоения литературы, совсем не лишним будет расширять свой гуманитарный кругозор. Смотрите исторические лекции, посещайте музеи, театры, экскурсии, художественные выставки. Вы удивитесь, но с большой долей вероятности все это может вам пригодиться, особенно при выполнении творческого задания!
  4. Следите за современной литературной жизнью: обращайте внимание на новые публикации, популярных авторов, литературные журналы и критические рецензии, премии. Если будете в контексте, литература заиграет в новом свете. Да и приятно будет встретить в задании текст современного автора, о котором вы совсем недавно читали.
  5. Оставляйте пространство для риска. Креативные, нестандартные идеи и решения на олимпиаде помогут вам выделиться среди других участников и запасть в душу проверяющим. А что это, если не личная победа?

Литература во многом про любовь, искусство, творчество. Полюбите ее, и подготовка покажется вам увлекательным хобби! Но не забывайте и про заботу о себе: хорошо спите, кушайте, отдыхайте. Удачи!

Светлана Волкова:

Друзья, хочется быть краткой — будьте разносторонними, увлеченными и собранными. Интересуйтесь разным. Ходите в театры (или смотрите записи спектаклей) и музеи, посещайте экскурсии, заходите в известные литературные места, если оказываетесь в каком-то новом для вас городе. Слушайте подкасты, смотрите лекции, посещайте курсы и олимпиадные школы (это еще и прекрасный способ найти товарищей по духу) не только по литературе, но и, к примеру, по истории и МХК — метапредметность любой олимпиады очевидна, поэтому чем больше у вас знаний, выходящих за рамки вашего предмета, тем вы успешнее.

Читайте и думайте о прочитанном. Если уроков в школе мало для полноценного понимания текста, для вас всегда открыты углубленные олимпиадные программы или даже книжные клубы (их, кстати, можно попробовать организовать самостоятельно в своей школе). Нам, как читателям, важно встроить произведение в контекст и понять, как оно работает в этом контексте литературы — поэтому разговор о книгах всегда должен быть предельно осмысленным. Если при этом вы еще и прочитаете научную литературу, сможете научиться применять знания оттуда на практике — вы почти у цели!

Оставайтесь сфокусированными. Можно тоном диванного психолога сказать, как важно соблюдать режим сна, хорошо питаться и поддерживать физическую активность (читать как «хотя бы не прогуливать уроки физ-ры»), но все знают, что в стрессовые периоды именно это все становится невероятно трудно. Мне кажется, одно из преимуществ олимпиадников — умение победить себя и остаться эмоционально и физически устойчивым в разных ситуациях.

А еще верьте в себя и помните про правило маленьких шагов для больших результатов. Если вы читаете эту статью, то уже делаете вклад в свое олимпиадное будущее. Успехов!

Подборка20

Никита Егоров:

В любом деле главное — уверенно начать с настроя и эмоционального состояния. Не бояться, спокойно подходить к решению каждой задачи, верить в свою мечту и смело идти вперед. Как человек, который заработал олимпиадные достижения только в 11 классе, ручаюсь, что настрой — ключевая вещь на этом пути.

Читать, читать и еще раз читать! Без этого в нашем деле никуда — от слова совсем. Советую начинать с художественных текстов — и больших, и малых. После постепенного прочтения основной школьной программы можно уже переходить к научной литературе. Особенно рекомендую уже упомянутую книгу Ю. М. Лотмана: в ней есть не только полезная теория, но и представлены отличные примеры анализа текста! Также важно читать работы победителей, заимствовать лучшее и, вообще, вступать в олимпиадные сообщества, чтобы общаться с единомышленниками. Литература — это не только познание культуры и истории, но и знакомство с большим количеством новых людей, споры и дискуссии с ними.

И последнее. Никогда не бойтесь обращаться за поддержкой к семье и друзьям. Олимпиадный путь невероятно интересен, но и одновременно сложен, поэтому хорошо, когда этот путь можно пройти не в одиночку.

Мария Коленова:

Однажды, ожидая апелляцию на региональном этапе, я случайно подслушала чужой разговор с жюри:

— И после этого вы считаете себя культурным человеком? — донеслось до меня. И хоть эти слова были адресованы не мне, я задумалась: смогу ли уверенно назвать себя культурным человеком, если не знаю чего-то базового?

Всякий раз, когда мне кажется, что я написала хороший текст, в голове у меня звучит этот строгий голос: «И после этого вы считаете себя…».

И да, необязательно при этом всегда сомневаться в себе, но такая самопроверка помогает избежать глупых ошибок.

А еще помните, что слово «филология» — это буквально про «любовь к слову». Так что без любви вершины не покоряются.