Наталья Иванова-Гладильщикова 28 июня 2016 |
Почему победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников по «технологии» не принимают в топовые инженерные вузы? Как нужно трансформировать преподавание этого предмета, чтобы ситуация изменилась? Как сделать так, чтобы в инженерные вузы поступали лучшие? Об этом и не только мы поговорили с и.о. ректора Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ) Никитой Анисимовым.
Кто знает, что это за профиль — «технология»?
- Никита Юрьевич, Вы закончили мехмат МГУ, сегодня являетесь и.о. ректора Университета машиностроения (МАМИ), работали проректором МГУ и секретарем Российского совета олимпиад школьников. То есть, Вы хорошо знаете проблемы российского образования и, в частности, - школьных олимпиад. Зачем нужна олимпиада по технологии, если ее победителей и призеров не берут без экзамена в авторитетные технические вузы? Ведь таким правом пользуются победители и призеры всероссийской олимпиады школьников по другим предметам. Именно поэтому многие предлагают олимпиаду по технологии не проводить вовсе. Вы согласны с такой точкой зрения?
- Я бы не считал, что целью всероссийской олимпиады школьников являются льготы для тех, кто на ней успешно выступил. Всероссийская олимпиада существует не ради этого.
- Но ведь и ради этого - тоже. Для чего, по Вашему мнению, такая олимпиада нужна?
- Я бы выделил три причины. 1. Это возможность для школьников всей страны принять участие в общероссийском интеллектуальном соревновании, задания которого отличаются от ЕГЭ. Они создаются профессионалами и поддерживают атмосферу творчества и, конечно же, здоровой конкуренции. 2. Всероссийская олимпиада – это возможность найти в масштабах страны, через некий объективный инструментарий, тех способных, одаренных, мотивированных школьников, которые могли бы достойно представить нашу страну на соревнованиях международного уровня. Ведь в широком смысле вершина всеросса – это международная олимпиада. 3. Возможность в условиях огромной страны дать дополнительный ориентир педагогам. Уровень заданий неизбежно влияет на содержание и качество школьной подготовки. А уже из того, что олимпиада призвана решать указанные задачи, несомненно следует, что победитель или призер всероссийской олимпиады должен пользоваться льготой по этому предмету и без экзамена попадать в вуз.
Следом идет юридическая часть истории. Каждый вуз сам определяет, что для него является профильным. И это правильно: является ли проектирование космической техники профилем для чистого математика, который выиграл всероссийскую олимпиаду по этому предмету? При детальном изучении это очень непростой вопрос. Ведь одной математики для этого оказывается недостаточно: такой человек должен владеть также физикой, информатикой…
- А уж что такое профиль «технология» - и вовсе непонятно…
- Действительно. Если у математиков, например, логика «профиля» присутствует, то с «технологией» все сложнее. Например, есть ведущие технические вузы, которые готовят специалистов по авиационной технике. Но они говорят победителям и призерам всеросса по «технологии», которые хотят поступить к ним без экзаменов: ваш профиль не соответствует нашим целям, нашим образовательным программам. На деле это означает, что они не доверяют результатам такой олимпиады. Когда это происходит в одном-двух вузах, можно допустить, что они погорячились. Но когда это носит массовый характер, - значит, пора что-то поправить.
- И что делать в такой ситуации?
- Наверное, дело в том, что исчезла корреляция между тем, чему учат в школе и тем, что происходит в высшем образовании. В математике она есть, и цепочка работает, а в «технологии» - нет. На самом деле, этот школьный предмет должен стать опорой для инженерного вуза, и это требует конкретных действий. Сейчас создается рабочая группа, которая будет готовить концептуальные основы модернизации школьного предмета «технология». Важно будет, в том числе, сделать так, чтобы на всероссийскую олимпиаду ориентировались преподаватели «технологии» в каждой школе.
Это странное слово «ФГОС»
- Как соотнести правила, по которым предписывается преподавать «технологию» в школе, с олимпиадой по этому предмету? Ведь существует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), где записано, что нужно изучать в школе. Значит ли это, что олимпиада по технологии должна охватывать все то, что записано в этом ФГОСе? Или же лучше делать так, как на всероссийской олимпиаде по информатике: она учитывает только часть ФГОСа и посвящена программированию?
- Прежде всего, нужно определить ключевые ориентиры, которым необходимо следовать, проводя всероссийскую олимпиаду по этому предмету. Крайне важны международная конкурентоспособность такой олимпиады и определение ориентира - куда движется предмет. А ФГОС - это документ. Любой документ может быть поправлен: смысл должен править бумагой, а не наоборот. Поэтому, если что-то в олимпиаде по «технологии» не работает на наше будущее, не стыкуется с инициативами НТИ, Ростеха, Росатома, крупных технологических корпораций, институтов развития, значит, пора скорректировать документы. Хотя, если посмотреть внимательно принятые у нас стандарты, становится понятно, что они очень гибкие, одни из самых демократичных в мире.
- А какой должна быть олимпиада по «технологии»? На ваш субъективный взгляд?
- Эта олимпиада должна создаваться людьми, проектирующими прежде всего ключевые для ХХI века технологии. И соревноваться в этой олимпиаде обязательно нужно на международном уровне. Содержание ее должно соответствовать тому, как будет преподаваться «технология» через 5-10 лет. Потому что такая олимпиада должна не догонять, а опережать.
Сейчас не тот век, чтобы все сваливалось на школьное образование
- А как преподавание «технологии» можно организовать в школе, которая и так перегружена академическими предметами? Или же это должны быть профильные классы в старшей школе? Там бы и занимались инженерным делом.
- Я бы разделил две вещи: преподавание и соревнования. Например, для изучения «технологии», помимо школьных площадок, есть огромная сеть дополнительного образования, есть самообразование, есть центры молодежного творчества, фаблабы (мастерская, - прим. ред.), море возможностей. Во времена СССР, к примеру, существовали кружки юных техников, из которых выходили лучшие авиамоделисты. Ребята были способны спроектировать самолет, хотя в школе этому не учили. Поэтому не совсем логично говорить о том, как перестроить преподавание в школе ради олимпиады. Сейчас не тот век, чтобы все сваливалось на школьное образование. Необходимо всероссийское движение по развитию высокой технологической культуры. Это должна быть культура инженерной подготовки. Сочетание школьной и внешкольной деятельности, если говорить о том, как учить «технологии». Создается целая рабочая группа, которая даст ключевые рекомендации, а Минобрнауки России решит, как их эффективнее внедрить в масштабах страны.
- Наверное, здесь крайне важна профориентация?
- Да. И демонстрация возможностей, и мастер-классы специалистов, и взаимное проникновение школы и предприятий. Дворцы детского творчества должны будут себя перестроить. Это сложная задача по реформированию подходов, по изменению педагогических подходов.
- Это глобальная проблема.
- Да. И модернизация всероссийской олимпиады – это лишь один из фрагментов ее решения. Например, можно провести олимпиаду по «технологии» в номинации «робототехника». И школьники всей страны будут состязаться в робототехнике. Так должно быть. Потому что в ХХI веке «технология» без робототехники уже немыслима.
- То есть, это могло бы стать одной из номинаций олимпиады по технологии?
- Думаю, появятся даже несколько новых номинаций. Мы пока не научились делить школьный предмет «технология» на подразделы: авиакосмические технологии, транспортные технологии, технологии деревообработки… Но если в олимпиаду зашить задания, профессионально ориентированные на университетские направления, составленные при участии ведущих инженерных школ страны, то это станет одним из мощных стимулов соответствующей профессиональной ориентации в школе.
Робототехника, космос, Big Data…
-А какие направления, на ваш взгляд, будут актуальны в будущем и поэтому по ним надо проводить всероссийскую олимпиаду?
- Насколько я знаю, и Минобрнауки России, и Агентство стратегических инициатив проводят сейчас в масштабах страны опросы о том, какие направления могли бы стать приоритетными для развития предмета и для олимпиады по «технологии». Если давать мое экспертное суждение, то можно рассматривать и робототехнику, и сельское хозяйство, и современную космонавтику, и беспилотный транспорт, и Big Data (большие данные). Нужно собрать максимально широкую экспертизу готовности школ и регионов даже к начальному этапу изменений. Но в любом случае мы должны дополнить то, что сейчас существует, несколькими направлениями, для того, чтобы ориентировать всех участников на поступательное движение вперед. А участие в этих процессах ведущих инженерных университетов позволит им ориентироваться на результаты обновленной олимпиады и принимать к себе без экзаменов победителей «технологической» олимпиады по выбранным ими же профилям.
Колледж или вуз?
- В советское время ребята, у которых что-то хорошо получалось на уроках труда, частенько шли в ПТУ.
- Действительно, очень многое из того, что было на школьных уроках труда, который потом превратился в «технологию», выливалось в подготовку хороших специалистов для сферы среднего профобразования. Сегодня есть мощное движение Молодые профессионалы («Worldskills»), есть люди, которые строят новое лицо среднего профобразования. Они, безусловно, заинтересованы в том, чтобы всероссийская олимпиада по «технологии» на уровне 9-го класса (перед поступлением в колледж), давала, в том числе, профориентацию для среднего профобразования.
- «Worldskills» - это же c 18 лет?
- Уже несколько лет в России развивается движение «Juniorskills», в котором участвуют школьники. Чемпионат проводится более чем по 70 компетенциям. В огромном количестве регионов проходят соревнования. Процент ребят, которые пойдут после 9 класса в колледжи, значителен, и о них тоже надо задумываться всерьез. Уверен, что на уроках «технологии», если мы профилизируем этот предмет, будет множество задач сферы СПО. Сейчас появляется новая профессия - «оператор беспилотных летательных аппаратов» (дронов). Профессиональная подготовка к ней будет проходить на уровне колледжа.
220 тысяч бюджетных мест для инженеров
- А всеросс по технологии (в отличие от «Juniorskills») ориентирован на инженерные ВУЗы?
- Безусловно. И возникает еще очень серьезная проблема, которая связана с соотношением числа бюджетных мест на инженерных направлениях с запросом промышленности через несколько лет. У нас более 220 тысяч мест в этом году – на инженерные направления подготовки. Очень важно, чтобы выпускник, закончив инженерный факультет, получив оплаченное государством образование, шел работать на соответствующее профильное предприятие. Необходимо ориентироваться на направления, которые будут востребованы работодателями.
- То есть, надо пересмотреть количество бюджетных мест?
- Нужно изучить те бюджетные места, которые предлагают вузы с точки зрения востребованности работодателем. Если у нас есть, к примеру, авиационная корпорация, которая говорит, что им в среднесрочной перспективе нужно много выпускников системы высшего образования, то, наверное, надо вузовскую систему авиакосмического образования соотнести с отраслью и в том числе запустить номинацию в олимпиаде по технологии, связанную с этим направлением.
С чем связано сегодняшнее острое обсуждение олимпиады по «технологии»? В стране 44 процента бюджетных мест – на инженерные направления подготовки. А число победителей всеросса по «технологии» – это доля процента по сравнению со всеми остальными олимпиадами (особенно если считать и так называемые «вузовские» олимпиады). Поэтому это вопрос назревший – вопрос соотношения систем поиска. Инженерные вузы, имеющие значительный бюджетный прием, должны иметь и мощные системы привлечения наиболее способных ребят именно в инженерной сфере. Ведь школьников нужно заранее сориентировать, предлагать такие задачи и возможности, чтобы они заболели профессией инженера. Поэтому корпорации и создают свои системы работы с подростками. А когда самое масштабное соревнование в стране находится в стороне от процессов поиска лучших инженеров для лучших инженерных вузов - это противоречит логике и нуждается в доработке.
- И еще, Вы все-таки произнесли слово «профильное образование».
- Разговор про профильное образование неизбежен. Сейчас люди интеллектуально взрослеют раньше, и равномерно размазывать все предметы до 11-го класса не очень продуктивно. Человек должен получать базу широкого спектра и общую культуру, причем и в школе, и в университете, но ранняя специализация еще на школьной скамье становится все более неизбежной.
- То есть, Вы за то, чтобы в 10-11 классе был профиль «технология».
- Да. И я очень надеюсь, что общими усилиями мы сможем привлечь как можно больше молодежи в инженерное творчество и познание мира современных технологий.
Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова