Наталья Иванова-Гладильщикова 9 марта 2017 |
Как заинтересовать ребенка математикой? Что нужно сделать для того, чтобы школьник 11-12 лет, еще не определившийся в своих склонностях, понял, что математика это не скучно и занудно, а интересно и увлекательно? Об этом и не только мы спросили Сергея Дориченко - преподавателя математического анализа в 179 школе, а также - председателя Центрального жюри Международного математического Турнира городов, главного редактора журнала "Квантик" и зав. отделом математики журнала "Квант".
Веселый марафон
- В конце февраля в Москве прошел Математический праздник для школьников 6-7-х классов. Вы уже много лет участвуете в его проведении. Для чего и кем он придуман, какие цели преследует?
- Этот праздник придумали три человека: тогдашние преподаватели математического кружка при МГУ (Малого мехмата) – Дмитрий Ботин, Александр Спивак и Иван Ященко. Я присоединился к ним через несколько лет. И, если на первом Матпразднике, состоявшемся в 1990-м, было всего 200 человек (в основном, дети из математических кружков), то в 2017-м их оказалось уже более 8 тысяч!
Зачем нужен такой праздник? У троих его создателей возникла идея устроить веселый марафон, где в один день проходит олимпиада, разбор задач и награждение. А для того, чтобы было время проверить работы, в промежутках проходят веселые математические игры, лекции, показ мультфильмов... Хотелось придумать радостное, наполненное смыслом, мероприятие.
Правда, не уверен, для всех ли оно радостное: ведь есть те, кто олимпиаду плохо написал, кто-то пришел, совершенно не зная, что и как…
- А насколько много тех ребят, которые случайно попали на Матпраздник?
- Лучше спрашивать тех, кто проверяет работы. Думаю, что такие тоже есть. Но если человек и пришел случайно, но сам (а не по «предписанию» из школы), и ему это оказалось интересно, то, даже если он ничего не решит, польза все равно будет. Может, он что-то узнает на лекции, поиграет в интеллектуальные игры, а потом придет на математический кружок. А заставлять ни в коем случае не надо – это приведет только к отторжению математики.
Главное – не расстраиваться от неудач
- Как я понимаю, главная цель праздника – заинтересовать математикой?
- Да. Причем, победа или поражение в нем ничего не определяют. Иногда потенциально сильный ребенок, который потом становится математиком, на первых порах вообще не может ничего решить. Но если задачи ему интересны, если его это как-то захватывает, то дальше можно идти на кружок. Там он с кем-то познакомится, что-то увидит, услышит. Главное – не расстраиваться от неудач. И, с другой стороны, надо, чтобы голова не закружилась от того, что у тебя диплом первой степени. Ведь это только начало большого пути.
- В этом году на Матпраздник пришло невероятное количество школьников – 8 тысяч. А это значит, что была проявлена чрезвычайная заинтересованность.
- Да, можно так сказать. Я разбирал решения задач для 6-го класса и в аудиторию, где это происходило, все не влезли: стояли в проходах. Ребята активно пытались участвовать в разборе: задавали вопросы («почему так, а не иначе», «а я хочу своё решение рассказать»). То есть, вели себя очень заинтересованно. А потом я еще читал лекцию. И, хотя на лекцию осталось меньше народа, там тоже ребята были очень активными: задавали вопросы, подходили после ее окончания. Они пытались быть внутри процесса, а не просто наблюдать.
- А есть ли ощущение, что из года в год на Матпраздник и на другие олимпиады приходят дети из одних и тех же сильных школ и математических кружков?
- Я слышал от организаторов, что в последние годы сильно увеличилось количество школ, из которых не просто приходят, но и получают хорошие результаты, пусть и не самые высокие. Наверное, это в том числе следствие работы «Квантика», кружков Малого мехмата, где сейчас около 3000 участников, всей сети московских кружков. Я вот веду в 179-й кружок для 6-7 класса, и на Матпразднике каких-то своих кружковцев видел.
Мы лет 7 назад анализировали, кто приходит на Турнир городов, и там получалось, что из двух тысяч школ в нем реально участвуют порядка двухсот. А из остальных школ ни одного человека не было. То есть, мы не можем до всех дотянуться. Сейчас из примерно 600 школ Москвы в Турнире городов участвуют около 150.
Хоккей не помеха математике
- Где публикуется информация о Матпразднике и о других, подобных мероприятиях?
- На сайте Московского Центра непрерывного математического образования такой информации достаточно, и каждый учитель математики, если у него учатся способные ребята, может им об этом сказать. В журнале «Квантик» мы тоже сообщаем про Матпраздник…
- Ну, опять же, этот журнал - для мотивированных детей.
- Я бы сказал немного иначе: он мотивирующий. «Квантик» – для тех, кто хочет как-то развиваться, чему-то научиться, кто не сидит в одних компьютерных играх. Конечно, бывает, что человек занимается только спортом и ему математика не интересна. Хотя… У меня был случай, опровергающий эту мысль. Когда я приезжал в Сочи, в Образовательный Центр «Сириус», мне пришлось читать лекцию для 30 хоккеистов-шестиклассников. Там присутствовал преподаватель, который был уверен, что получится неудачное занятие («ну что ты можешь рассказать хоккеистам?»). Но я начал задавать им интересные задачки, кому-то пообещал подарить журнал, и у них появился такой азарт! Они перебивали друг друга, спорили. И я в какой-то момент подумал, что нахожусь на математическом кружке 6-го класса. То есть, в этом возрасте школьники развиваются во всем: они просто растут. Может быть, поэтому задачи на здравый смысл хоккеисты решали с таким же азартом, как мои ребята на математическом кружке. Спорили, просили даже дать что-то посложнее.
В 6-м классе делать выбор в пользу того или иного предмета я бы не советовал
- Вы считаете, что чем раньше стараться заинтересовать детей математикой, тем лучше?
- Конечно! Для этого же служит Турнир Ломоносова, где одновременно проходит много конкурсов по разным предметам. Но нужно быть очень осторожными: в 6-м классе делать выбор в пользу того или иного предмета я бы не советовал. Ведь через год-два-три все может измениться, и человек, решивший в 6-м классе, что он - математик заинтересуется филологией, химией, физикой. Иначе говоря, показывать, что математика это интересно и круто, стоит и в 6-м классе, но профессионально определяться, для многих рановато.
Мы сами создавали традиции для «Квантика»
- Вы придумали журнал «Квантик», только что отметивший пятилетие. Почему вы решили его издавать?
- Идея витала в воздухе давно. С 2008-го года я работал в журнале «Квант» и там, вместе с Сашей Спиваком мы обсуждали, что со временем он стал трудноватым для школьников. Для ниши 5-7-х классов там ничего не было. И я решил: чем болтать и мечтать, надо просто делать. Набрал команду из молодых ребят, студентов, пошел к Ивану Ященко и сказал: давайте регистрировать новый журнал. И его зарегистрировали. Первый номер делали целый год! И к сентябрю 2011-го года выпустили пилотный «Квантик». Получили одобрение и решили печатать его ежемесячно, с января 2012-го. Это был ужас. Мы совершенно не успевали: ведь кроме задачек, нужно было писать интересные, содержательные статьи по математике, физике, лингвистике; придумывать конкурсы, изобретать задачи-картинки. С одной стороны, мы не знали, как это делать, но с другой - на нас ничего не давило, мы сами создавали свои традиции. Сначала боялись, что не будет материалов, но к нам потянулись авторы, которые стали присылать свои статьи. И всё завертелось. Люди приняли журнал и поняли, что это здорово. Недавно мы подсчитали, что за эти пять лет его иллюстрировало порядка 60 художников. А авторов, считая тех, чьи задачи были опубликованы, – примерно 200 человек. У нас нет закрытости: если статья хорошая, мы ее публикуем, кто бы нам ее ни прислал. Например, уже вышло несколько статей, написанных школьниками.
- Как вы могли бы определить характер задачек и статей, которые публикуются в «Квантике»?
- Эти задачи и статьи учат смотреть вокруг, помогают школьнику развиваться, понимать, что можно исследовать окружающий мир, заниматься научным творчеством. Кроме того, журнал очень хорошо иллюстрирован, что тоже важно.
- А на какой возраст он рассчитан?
- Грубо говоря – для детей с 4-го по 8-й классы. Девятиклассники начинают уже чуть свысока смотреть на «Квантик» (что, кстати, жалко – там масса интересного и для них). Хотя я сам видел, что его читают и бабушки, и дедушки, и старшеклассники. Когда я был на летней конференции для сильнейших дипломантов Турнира городов (9-10-й классы), то в холле положил «Квантики». Так вот, журналы активно листали то старшеклассники, то преподаватели, обсуждали, спорили. Даже они находят там что-то интересное.
Некоторые дети сами присылают нам задачи. Например, в ближайшем номере будет опубликована статья одного школьника. В метро он заметил, что у него очки отпотевают сначала в центре, а потом – по краям, а у его приятеля – сначала по краям, а уже потом в центре. Он заинтересовался, почему так происходит, и написал статью: оказалось, что у одного из них - вогнутые линзы (в центре тоньше, а по краям толще), а у другого – выпуклые (края тоньше центра). Это здорово, когда маленький ребенок сам решает задачу, не потому, что ему ее задали в школе. Он просто смотрит вокруг, замечает интересные вещи, и что-то открывает для себя.
«Квантик» должен быть в каждом доме
- Какой у вас тираж?
- Сейчас – 6 тысяч. Было бы хорошо, чтобы о нас узнало больше людей. Если говорить залихватски, то я считаю, что «Квантик» должен быть в каждом доме. Так, конечно, не будет, но к чему-то такому надо стремиться.
-Журнал выходит в печатном виде. А в Интернете?
- Мы выкладываем все номера целиком, с задержкой в год. А оперативно публикуем на сайте примеры статей из каждого номера, и конечно, все конкурсы, которые проводим. Журнал интерактивный, важно, что ты его ждешь. Существенно и то, что он бумажный. Мы стараемся давать и что-то, что можно вырезать, склеить. Делаем так, чтобы дети не сидели только в компьютерном мире.
Я подозреваю, что скоро вырастет поколение ребят, которые читали «Квантик» и, надеюсь, что однажды они придут к нам работать и помогать совершенствоваться.
Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова