Москва
Cтатья

В музей с ребенком и с папой «под мышкой»

В воскресенье, 21 мая, на территории Московского городского Дворца детского юношеского творчества на Воробьевых горах прошло закрытие олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы». Как стать победителем и какие вопросы давались на олимпиаде - читайте в материале.
Наталья Иванова-Гладильщикова 26 мая 2017
 Биология Географияи еще 5 предметов

В воскресенье, 21 мая, на территории Московского городского Дворца детского юношеского творчества на Воробьевых горах прошло закрытие олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы».

А была ли ваза?

Несмотря на прохладный и ветреный день, в парке перед Дворцом пионеров на Воробьевых горах было очень много школьников: детям вручали грамоты и подарки за успехи в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы», которая проходит в столице вот уже четвертый год. В ней приняли участие более 110 тысяч московских школьников.

Это необычная олимпиада: она не проверяет знания, а скорее, побуждает к тому, чтобы их получить. Причем (что важно), не с помощью Google, а благодаря собственным исследованиям. Главная цель – сделать так, чтобы детям захотелось ходить в музеи, заинтересовать их историей и культурой своего города. У этой олимпиады не проверочная, а просветительская миссия.

Как это происходит? Участниками олимпиады могут стать школьники с 1-го по 11-й класс. Сначала они должны пройти предварительный интернет-тур: их знакомят с музеями и парками, которые они могут выбрать для участия в олимпиаде. Ну, например, не всякий ребенок знает, что есть два музея Островского: один – Александра Николаевича, автора «Снегурочки» и множества знаменитых пьес, а другой – Николая Островского, автора «Как закалялась сталь». В этом году с олимпиадой сотрудничало 169 музеев. В первый год их было 65.

А потом ребята приходят в музей, или музеи (их может быть 5-6), получают вопросы, на которые нужно ответить сразу, на месте. Это основная часть соревнований.

Подхожу к трем младшим школьникам, которые только что спустились со сцены, где их награждали за победу в олимпиаде. Оказалось, что они – третьеклассники из школы №1329: Маша, Даша и Федя. Об олимпиаде они узнали от родителей. На вопрос, почему их это заинтересовало, Федя говорит: «Мы ходили по разным музеям, узнавали что-то новое. Например, мне понравился музей Паустовского». Согласитесь, что немногие представители молодого поколения сегодня помнят этого автора. «А ты знал до этого, кто такой Паустовский»? – спрашиваю его. «Я только слышал, что это писатель, – признается Федя. – А теперь знаю гораздо больше. Потом мы еще в усадьбе Голицыных были, в Экспериментаниуме. Мне там очень понравилось. Было круто».

По словам организатора олимпиады, Марии Войцик, «многие родители говорят, что сначала не понимали, зачем это нужно, а теперь, в воскресенье утром, с ребенком и с сонным папой «под мышкой», вместе идут в музей. Ходят и учителя, и родители, и школьные команды, и индивидуально». Для того чтобы избежать ситуации, когда за детей на вопросы отвечают их родители, теперь появилось правило: ребята обязательно должны сфотографироваться на месте, чтобы за спиной была вывеска музея.

Но есть еще парки. Ответить на вопросы о них можно, начиная с 1 октября, пока тепло. Дети сами скачивают задания и загружают ответы на сайт. И тоже обязательно нужны их фотографии на фоне...

На наш вопрос, какого рода задания школьники получают в парках, Мария Войцик ответила, что, с одной стороны, они более сложные, а с другой – более развлекательные. «Спрашиваем про памятники (у нас есть любимый вопрос про ордера колонн), про детские и спортивные площадки (иногда нужно сравнить игровое или спортивное оборудование). А есть и такие вопросы: нужно старую фотографию сопоставить с нынешним видом этого места и сказать, что изменилось. У нас была смешная история: пару лет назад мы предложили фотографию набережной в Нескучном саду. Фокус в том, что там когда-то стояли вазы, но в 70-х годах их убрали. И это детям нужно было заметить. Но, к «несчастью», зимой того года их вернули. То есть, до середины января «отсутствие ваз» было правильным ответом, а с середины января – уже нет. И мы не знали, как быть».

Призеры и суперпобедители

Как оценивают победителей и призеров? Оказывается, за ответы на вопросы в одном музее или парке можно получить до 50 баллов (в зависимости от их качества). Таким образом, за 6 музеев реально заработать 300-400 баллов, и стать призером олимпиады. А за удачные ответы школьник, посетивший 8 музеев, может стать победителем. Но есть и суперпобедители – это те, кто набрал наибольшее количество баллов по какой-то теме. Например, за театральные или  литературные музеи. Или: кто посетил наибольшее количество парков и усадеб.

Еще награждают победителей конкурсов: рисунки, стихи, съемки видео, просмотры фильмов… Сейчас участники олимпиады придумали 9 тысяч анаграмм станций метро.

Квесты бывают развлекательные и образовательные

А самые-самые лучшие (те, кто набрал очков чуть больше, чем победители) стали участниками финальной игры, которая прошла 13 мая. Их было 11 тысяч. Это - что-то типа квеста, только не развлекательного, а образовательного. Школьники ходили по городу и отвечали на вопросы, посвященные историческим местам и объектам. Было предложено пять маршрутов разной сложности.

Были вопросы, связанные с фотографиями. Например, нужно было дойти до дома Кекушевой на Остоженке, и сравнить его со старой фотографией, ответив на вопрос, что изменилось (ответ – нет льва при входе). А на другой фотографии пешеходный переход развернули (начинали прокладывать Калининский проспект, расширяли улицу), и тоже требовалось определить, что изменилось. Или: ребятам показали картину Поленова «Московский дворик», и предлагалось ответить, где это место (Спасо-Песковский сквер), прийти туда и найти памятник Пушкину. А еще, всем участникам раздали карты (план Москвы 1853 года), где некоторые объекты были отмечены крестиками. С их помощью, например, надо было найти здание, имеющее отношение к почтовой марке с вертолетом. Фокус в том, что на том месте была мемориальная табличка, говорившая, что там жил советский конструктор вертолетов Михаил Миль.

Или: на карте крестиком обозначили место, где теперь стоит высотка МИДа. И нужно было, по синей адресной табличке, номер которой давался детям, определить, что это за здание. Нагуглить это нельзя. Надо понять, куда прийти, найти табличку и переписать ее (а, значит, – найти здание). Один из сложных вопросов: какие медальоны находятся на северной стороне дома. Дети редко умеют определять, где северная сторона здания, а где – южная, не всегда способны пользоваться картой. Может, после этого научатся.

Фестиваль, на котором можно слетать на Марс

А еще в этот день на Воробьевых горах проходил фестиваль, в котором участвовали музеи – соавторы олимпиады. Их было 40 (все 169, конечно, просто бы тут не поместились). Шатры и стенды были разбросаны в парке Дворца. Везде было полно народу: дети участвовали в мастер-классах, викторинах, играли в игры. Тут был даже Музей советских игровых автоматов.

На стенде Музея адмирала флота Н. Г. Кузнецова всех желающих учили вязать морские узлы, а еще обучали «флажной азбуке». Минералогический музей имени А. Е. Ферсмана знакомил ребят с коллекцией минералов и горных пород Подмосковья (и не только). Музей по сказкам П. П. Бажова учил желающих делать кулоны из малахита, которые потом можно было забрать домой. А в шатре, где был представлен Биоэкспериментаниум «Живые системы», стояли стаканчики, наполненные разным мусором: алюминиевыми банками, деревом, картоном, стеклом… И под каждым стаканчиком было написано, за какой срок этот мусор разлагается, когда его выбрасывают. И выяснилось, например, что картон гниет 6 месяцев, алюминиевая банка или памперс (!) – 500 лет. А стекло вообще не разлагается. Очень поучительно, между прочим. А еще был шатер «Станции Марс», и все желающие могли поуправлять марсоходом, совершить посадку на Марс, зарядить солнечные батареи, кого-то спасти, что-то найти (были созданы такие игровые ситуации). Так представлял свои программы Московский Планетарий, на пятом уровне которого находится полноразмерная модель Марсианской межпланетной станции, а еще работает космическая академия для детей.

Организаторы олимпиады представили и свой игровой образовательный объект – ковер, на котором нарисована карта Москвы. По словам Марии Войцик, «это была идея факультета искусств МГУ, предложившего олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы» так поучаствовать в октябрьском фестивале науки. И авторы олимпиады нарисовали эту карту на ковре. Участникам игры нужно правильно расставить на ковре парки – зеленые кусочки должны выкладываться на нем, как пазлы. А еще – высотки, театры, церкви, улицы, станции метро. Цель – заставить весь ковер, а потом составить маршрут, который соединил бы какие-то объекты, придумав прогулку. Мы в этом году с этим ковром ездили по летним лагерям, участвовали в фестивале науки». При мне к ковру подъезжает мальчишка на велике, спрашивает, что это такое, и ему предлагают найти пазл Парка имени Горького, что он и делает.

Хочется, чтобы в такой, далекой от школьной скуки олимпиаде, участвовало как можно больше детей: это не только интересно и увлекательно, но и невероятно полезно. Хотя бы потому, что это не знания, полученные из учебника или из уст учителя, а те, которые ребенок исследовал и нашел сам. Именно они и остаются в памяти на всю жизнь.

Наталья Иванова-Гладильщикова