Редакция сайта 23 июня 2017 |
Интеллектуальные соревнования в России проводятся уже более 80 лет. Все начиналось с математических и физических олимпиад, которые по формату были похожи на школьные контрольные работы. Организаторы писали на доске задачи, участники записывали решения на листочках и сдавали. Затем узнавали результаты. Иногда задания публиковали в журналах, таких как «Квант». В этом случае школьник отправлял тетрадку с решениями в конверте почтой.
С тех пор олимпиады развивались и изменялись. Сначала их стали проводить по естественно-научным предметам, а позже и по гуманитарным. Список направлений продолжает расширяться: сегодня школьники участвуют в состязаниях по дизайну, менеджменту, основам предпринимательства, робототехнике, финансовой грамотности, биомедицине, востоковедению, журналистике, политологии, инженерным наукам. Появились и новые форматы: помимо традиционного очного , олимпиады проходят в дистанционном или смешанном вариантах. Кроме того, организаторы внедряют интерактив: приглашают финалистов в музеи и планетарии.
Это главное интеллектуальное соревнование школьников страны, самая сложная олимпиада, поэтому ее диплом дает значительные льготы при поступлении и ценится больше любых других в олимпиадном сообществе. Всероссийская олимпиада проходит по 24 предметам и состоит из четырех этапов: школьного, муниципального, регионального и заключительного.
В 2024 году в соревновании приняли участие более 7 миллионов школьников, ведь диплом призера или победителя заключительного этапа – главная мечта олимпиадника. Он обеспечивает поступление без вступительных испытаний на бюджетное место в любой вуз по направлению, соответствующему профилю олимпиады.
Для некоторых ребят олимпиадный путь на этом не заканчивается: по ряду предметов существуют международные соревнования. Как правило, на них едут победители, которые показали лучшие результаты на заключительном этапе и прошли дополнительный отбор. В подготовке школьников принимают участие ведущие олимпиадные педагоги и вузы.
Есть множество других соревнований , дающих существенные льготы при поступлении. Это так называемые перечневые олимпиады. Название связано с тем, что они включены в специальный Перечень, утверждаемый Министерством науки и высшего образования РФ. Обычно их организуют ведущие вузы страны: МГУ, ВШЭ, МГИМО, МФТИ, СПбГУ и другие. Они проходят в два тура (онлайн и очно).
Олимпиады делятся на три уровня в зависимости от количества участников и качества заданий. От уровня соревнования зависят льготы, которые получают победители и призеры: это может быть поступление в вуз без экзаменов или 100 баллов за профильный ЕГЭ. Чем выше уровень олимпиады, тем больше шансов, что вуз может дать льготы при поступлении, так как вузы самостоятельно определяют, дипломы каких соревнований учитывать.
Одно из самых крупных таких состязаний – Московская олимпиада школьников – отличается необычными форматами: так, второй тур олимпиады по истории искусств традиционно проходит в музее, а финал соревнования по астрономии – в планетарии.
Отличная возможность попробовать себя в интеллектуальных состязаниях – принять участие в командных чемпионатах. Они развивают креативное мышление и погружают в мир олимпиад.
На таких турнирах школьники вместе выполняют задания и борются за общий результат. При этом форматы командных соревнований отличаются в зависимости от предмета и фантазии организаторов.
На математических, физических, химических и биологических состязаниях распространены бои, когда одна команда рассказывает решение, а другая его оспаривает. Или карусель, где для победы не обязательно решить много задач, а важно дать много верных ответов подряд.
Командные олимпиады – это хороший опыт работы в коллективе. Участники учатся находить общие решения, уважать чужое мнение, грамотно распределять обязанности. Совместная деятельность и одна на всех цель сплачивает школьников и повышает мотивацию. По накалу борьбы и зрелищности командные турниры похожи на спортивные соревнования и поэтому одинаково интересны как самим участникам, так и тем, кто пришел просто посмотреть и поддержать друзей.
Турниры посвящены как отдельным предметам, так и проверке общего кругозора. Так, Командное стратегическое московское соревнование (КОСМОС) построено на игровом сюжете. Согласно легенде, команды отправляются в космическую экспедицию. Для ее успешного проведения им необходимо решить задания по всем школьным предметам – от астрономии до истории искусств. А участники Межрегионального Турнира Ынтеллектуальных Школьников (МЫШ) выполняют задания только по русскому языку и лингвистике. При этом турнир по формату напоминает капитал-квиз: ученики должны не только решать задачи, но и грамотно распоряжаться валютой игры.
Даже олимпиады, которые проходят в традиционном письменном формате, включают в себя задания различных типов: это и тестовые вопросы, и задачи с открытым ответом, и творческие работы по типу эссе. По ряду технических и естественно-научных дисциплин, например, на Всероссийской олимпиаде, организуют также практические этапы: так, участники состязаний по обществознанию могут имитировать дебаты на устном туре, экологи готовят и защищают научный проект, а химики выполняют эксперименты.
Отборочные этапы перечневых олимпиад в основном проводятся онлайн, поэтому попробовать свои силы может любой желающий, имеющий доступ в интернет. Заключительные этапы проходят, как правило, очно в вузах-организаторах или в школах-партнерах.
Одно из самых крупных таких состязаний – Московская олимпиада школьников – отличается необычными форматами: второй тур олимпиады по истории искусств традиционно проходит в музее, а финал соревнования по астрономии – в планетарии.
Помимо олимпиад из Перечня, ежегодно проводятся соревнования и конкурсы, которые не дают значимых льгот при поступлении в вузы, но отличаются необычным форматом и открытостью участия. Отметим некоторые из них:
В рамках олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» ребята вместе с учителями и родителями посещают музеи, парки и усадьбы Москвы. Там их ждут интересные задания, для решения которых необходимо изучить экспозицию. Это соревнование не столько проверяет знания школьников, сколько помогает им расширить кругозор.
А, например, второй этап Школьной биологической олимпиады проходит в различных аудиториях Биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. В каждом из них участника ждет устный опрос по тематике кабинета. Организаторы учитывают разный уровень подготовки и интересы школьников , поэтому кабинетов достаточно много и они условно разделены на «Биология-1», «Биология-2», «Ботаника» и «Зоология».
Над материалом работали Анна Титова и Полина Кулалаева