Москва
Интервью

Духван Ли: «В науке очень важно видеть общую картину»

Вы узнаете: как развивается олимпиадное движение в Корее, почему важны межпредметные связи и какие задания по химии самые сложные.
Ксения Донская 11 сентября 2017

Прошедшая в Москве II Международная олимпиада мегаполисов - отличная возможность не только проверить свои знания, но и обменяться опытом, ведь в соревновании участвуют ребята из 26 стран, а их работы оценивает международное жюри. Мы расспросили профессора химии и научных связей университета Соганг (Сеул) Духвана Ли о том, как корейские школьники готовятся к олимпиадам, почему практические задания соревнований по химии всегда самые сложные и какими навыками должен обладать ученый XXI века.

Профессор химии и научных связей университета Соганг (Сеул) Духван Ли на открытии олимпиады мегаполисов

Вы второй раз в жюри олимпиады мегаполисов, какой опыт и впечатления вы привезли из Москвы в прошлом году?

Мне кажется, олимпиада мегаполисов дает ребятам возможность проявить себя по-новому, этим она и уникальна. Существует множество международных олимпиад по самым разным предметам, но в них ребята, как правило, защищают честь страны, а число участников от каждого государства очень небольшое - от трех до шести человек.  На «мегаполисы» же приезжают представители городов, поэтому в соревновании может участвовать больше представителей одной и той же страны. Кроме того, тут ребенок представляет не целое государство, а только свой город, поэтому на нем не лежит неподъемный груз ответственности, он меньше переживает. На олимпиаде мегаполисов дети и ведут себя совсем не так, как, скажем, на международной олимпиаде по химии: они гораздо свободнее, им гораздо проще радоваться путешествию в Москву, новый для них город. Конечно, уровень заданий ниже, чем на международной олимпиаде, но я думаю, это не так уж и важно: зато здесь дети могут набраться опыта. На «мегаполисах» выступают обычные ученики, а не вундеркинды - это, мне кажется, наиважнейшая особенность олимпиады.К сожалению, команды из Кореи не участвовали в соревновании в прошлом году и в этом тоже не приехали, хотя я и пытался убедить мэра Сеула. Думаю, в будущем можно будет обсудить этот вопрос с главами других городов.

На олимпиаде мегаполисов проводится блиц-тур, который редко встретишь на олимпиадах. Как вам такая игра с формами?

Публикация 694
Это очень непривычно и весело! Кроме того, в нем участвуют не только учащиеся, которые съезжаются на олимпиаду, но и ребята онлайн. Как я понимаю, таким образом оргкомитет пытается привлечь как можно больше людей.

Как обстоят дела с олимпиадами в Корее? Пользуются ли они популярностью у ребят?

Тут у нас все довольно печально. Мы выступаем на международных соревнованиях более двадцати лет, и поначалу все шло очень хорошо, это ведь такая возможность для учеников, которые интересуются наукой. Почему тогда печально? Потому что олимпиады превратились в занятие для немногих учащихся, которые демонстрируют выдающиеся способности. Это игра для избранных, а 98% учеников все это совершенно не интересно. Такая ситуация противоречит самой идее международной олимпиады. Мы всячески стараемся расширить количество участников, но мне кажется, что в Корее у нас с этим безнадежный провал.

А как насчет национальных олимпиад?

Они у нас, конечно, есть и представляют собой своеобразную подготовку к международным. В них опять же участвует довольно узкий круг одаренных ребят, а большинству учеников они безразличны. И тут нет вины учителей, корень проблемы - в плохо организованной системе поступления в колледж. Приемные экзамены продуманы ужасно, и это мешает детям развивать свои таланты. Так что у нас сейчас одна из главных задач - это полностью обновить систему приема в колледжи. Это национальный проект, но пока он не очень-то быстро продвигается.

Есть ли какие-то привилегии для победителей и призеров олимпиад при поступлении?

Раньше были, но сейчас нет, они сдают экзамены так же, как и все остальные.

Если говорить об олимпиаде по химии, то в России у ребят часто возникают трудности именно с практической частью соревнований, в частности, потому что хорошие лаборатории есть далеко не в каждой школе. Как с этим в Корее?

С подобными сложностями, я думаю, сталкиваются в любой стране. Я много лет был председателем международной олимпиады по химии и знаю, что там эта проблема стоит особенно остро. Дело в том, что международную олимпиаду по предмету готовит страна-хозяйка. Люди, которые придумывают задания, не очень хорошо понимают, что такое международная олимпиада по химии. Они преподают в университетах и имеют весьма туманные представления как о старшеклассниках, так и о системах преподавания химии в других государствах. Часто они пытаются перекроить какие-то собственные исследования и превратить их в задания. В этом проблема экспериментальной части. К ней почти невозможно подготовиться в школе вне зависимости от ее оснащенности просто потому, что уровень экспериментов очень высок: выше уровня колледжа. Таких заданий, правда, обычно всего одно-два, но они-то и портят картину!

Как ребята в Корее готовятся к олимпиадам? Есть ли какие-то специальные курсы или подготовка - дело рук самого олимпиадника?

У нас за отбор и тренировку участников международной олимпиады отвечает Корейское химическое общество. Но программы подготовки очень короткие: у нас есть правило, согласно которому они не могут длиться больше четырех недель. Поэтому я бы сказал, что важнее то, как ученик готовится сам.

В России большую часть национальных соревнований выигрывают ребята из крупных городов. В Корее аналогичная ситуация?

У нас все еще более предсказуемо, потому что половина населения страны живет в Сеуле или его окрестностях. Поэтому все сконцентрировано в этом районе, включая лучшие школы, колледжи и университеты.

В прошлом году на олимпиаде мегаполисов вы говорили о том, что, возможно, стоит провести соревнования, на которых ребята будут выполнять задания по всем четырем предметам сразу. Вам кажется, что междисциплинарным направлениям сегодня надо уделять больше внимания?

Олимпиада
5463
Я думаю, что это критически важно, особенно в 21 веке. В прошлом столетии в приоритете была специализация: ты был только физиком или только химиком или даже химиком-органиком, то есть, на первое место ставились относительно узкие направления. А сейчас мы признаем, что такой подход не позволяет нам идти вперед в более широких областях, также он вредит и развитию технологий, потому что для создания чего-то нового необходима конвергенция. Например, тот же айфон никогда бы не появился, если бы над ним работали исключительно инженеры, химики или физики. Поэтому мы стараемся готовить своих учащихся в соответствии с требованиями сегодняшнего дня: они должны быть открыты ко всему, то есть, пусть они специализируются в чем-то одном, но при этом не забывают и про другие сферы. В науке очень важно видеть общую картину. И университетам, и колледжам нужно это понимать, иначе их выпускники будут бесполезны. Так что четыре предмета в одной олимпиаде - это отличная идея.

Что вы можете пожелать участникам олимпиады мегаполисов?

Я хотел бы вспомнить известного астрофизика Карла Сагана, который написал книгу «Мир, полный демонов: Наука - как свеча во тьме». Под демонами он подразумевал лженауку, предрассудки и алчность, которая заставляет людей забывать об этике. Мне кажется, сегодня у нас свои демоны: насилие, нетерпимость, дискриминация по самым разным признакам. Хотелось бы, чтобы ребята понимали, что нам нужно научиться жить вместе вне зависимости от нашего цвета кожи, культуры и религии. Думаю, в этом отношении олимпиада мегаполисов подает правильный пример.