Москва
Интервью

«Олимпиады – это химия, но с элементами спорта», – организатор международных олимпиад по химии Александр Гладилин

Продолжаем серию материалов о подготовке к олимпиадам в разных городах и странах. В этом выпуске доктор химических наук, профессор химфака МГУ, зампредседатель жюри Менделеевской олимпиады по химии Александр Гладилин рассказал, как меняются олимпиады по химии, на какие соревнования нужно обратить внимание и как быть, если в школе нет хорошей лаборатории.
Ксения Донская 28 сентября 2017
 Химия

Подготовка к соревнованиям по химии – дело вдвойне непростое, если учесть, что в олимпиадах чаще всего есть не только теория, но и практика. На что стоит обратить внимание? Как быть, если в школе нет хорошей лаборатории? Мы обсудили эти и другие (не менее важные) вопросы с доктором химических наук, профессором химфака МГУ, зампредседателя жюри Менделеевской олимпиады по химии Александром Гладилиным на прошедшей в начале сентября олимпиаде Мегаполисов.

Зампредседателя жюри Менделеевской олимпиады по химии Александр Гладилин на открытии олимпиады мегаполисов

Как вам кажется, как меняются олимпиады по химии? Можно ли говорить о том, что со временем задания становятся сложнее или, наоборот, проще?

Это очень зависит от того, какую олимпиаду рассматривать, ведь соревнований по химии достаточно много. Есть Всероссийская олимпиада школьников, есть международная. Или, например, Менделеевская – это бывшая Всесоюзная олимпиада, которая теперь проводится только по химии. Это тоже очень интересное соревнование, в этом году оно прошло в Астане и в нем участвовали представители всех 15 бывших советских республик, такого давно не было.

Если говорить о Менделеевской и о Всероссийской олимпиаде школьников, то там еще со времен Советского Союза задан очень высокий уровень и усложнять уже просто некуда. Подводя итоги, мы каждый год говорим, что в следующем надо сделать чуть полегче, чтобы задания были более доступными для ребят. С другой стороны, благодаря достаточно жестким заданиям мы можем увидеть реальную силу участников.

Допустим, вы юный талантливый химик, на какие соревнования стоит обратить внимание в первую очередь?

Олимпиада
76
На мой взгляд, устоявшаяся, очень хорошая олимпиада – это Всероссийская олимпиада школьников по химии. «Ломоносов», Московская олимпиада школьников и Всесибирская олимпиада школьников – тоже сильные и важные соревнования. Олимпиада мегаполисов очень радует, она явно набирает обороты, но она все-таки международная, поэтому чтобы на нее попасть, надо сначала показать какие-то хорошие результаты в своей стране, в своем городе. Я бы предложил все-таки начать со Всероссийской: школьный этап обычно простой, муниципальный сложнее, но тоже, как правило, по силам многим ребятам, и вот здесь как раз важно понять, насколько это твое. Потому что олимпиады – это в целом, конечно же, химия, но с элементами спорта. Я знаю ребят, которые в принципе не очень любят соревноваться, их интересует наука, они потом могут стать и часто становятся очень хорошими учеными, учителями, преподавателями, но при этом спортивные соревнования – это не для них. На олимпиаде необходима быстрая реакция, нужно выдать максимум в течение пяти часов, решить кучу сложных задач, а научные исследования требуют спокойных, длительных размышлений, то есть, это немножко разные жанры.

В каких городах, кроме Москвы и Питера, хорошо готовят олимпиадников по химии?

В принципе, у нас многие города представлены, некоторые каждый год дают участников в сборную России, некоторые, скажем, через год. Традиционно очень сильная подготовка в Казани, я бы еще отметил Новосибирск, Барнаул, Екатеринбург, Нижний Новгород. Сейчас еще добавился Саранск, в этом году заключительный этап проводился именно там.

В этих городах проводится какая-то системная подготовка ребят? Или это заслуга отдельных школ?

Везде по-разному. В Москве и Питере трудно выделить отдельные школы. В Казани можно говорить о лидирующей роли химфака Казанского государственного университета, который имеет давние традиции: очень много открытий было сделано именно в Казани, там сильная школа и органической, и физической химии. В Новосибирске все также крутится вокруг университета и школы при нем – СУНЦ НГУ. А вот про Барнаул я бы сказал, что это усилия одного человека – Раисы Андреевны Коркиной, заслуженного учителя России. Она готовит медалистов международной олимпиады уже на протяжении двух-трех десятилетий.

Вы входите в международный олимпийский комитет по химии. С вашей точки зрения, в чем специфика задач этого соревнования?

Новость 10227
В непредсказуемости. Каждый год задания готовит научный комитет страны, где проводится олимпиада, и традиции совершенно разные, уровень сложности разный. В этом году абсолютная золотая медаль была под 97 баллов из 100, то есть, каждая описка, каждая маленькая ошибка стоила пяти-семи мест. А когда мы проводили олимпиаду в Москве в 2007 году, мы сделали очень сложные задания, и последнее золото было где-то в районе 55 баллов. Обычно это серебро или бронза. Очень сложный был комплект: и эксперименты, и теория. В этом году у всех ребят, получивших золото, было больше 90. Это особенность олимпиад, которые проходят в тихоокеанском регионе, на Дальнем Востоке: на Тайване, в Китае, в Японии. Они почему-то делают очень длинные задания, но при этом не очень сложные. Благо, мы знаем специфику комплектов, поэтому заранее ориентируем ребят на то, что может встретиться.

Очень помогает в подготовке комплект подготовительных заданий. Каждый организатор не позднее конца января публикует около 30 теоретических и 7-8 экспериментальных задач, где показывает, что примерно будет на соревновании. По правилам международной химической олимпиады команду нельзя готовить больше двух недель, всю химию за это время, конечно, не расскажешь, нужно концентрироваться на каких-то конкретных областях.

Если сравнить задания международной олимпиады и заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, насколько сильно различается уровень и различается ли вообще?

Это зависит, в первую очередь, от того, где проходит международная олимпиада. В некоторые годы ее задания по уровню соответствуют всероссийской, а иногда даже бывают легче. Тогда главным становится что-то другое: умение аккуратно и быстро работать и отвечать на простые вопросы. Потому что у нас часто участники сами себе придумывают трудности: они не могут поверить, что вопрос настолько прост, и сами же его усложняют и приходят к какому-то очень красивому, элегантному решению, а нам потом приходится настаивать, чтобы им за это дали хоть какие-то баллы. А те участники, которые просто в лоб решили задание, получают баллы сразу. Бывает и такое.

Временами у ребят на Всероссийской олимпиаде возникают проблемы на экспериментальном туре из-за того, что в их школах мало внимания уделяется практике или лаборатории не очень хорошо оборудованы. Вы можете что-то посоветовать в отношении подготовки?

Олимпиада
5321
Во-первых, ни в коем случае ничего не делать на кухне! Практикой надо заниматься под руководством специалиста, просто так смешивать вещества не стоит, даже если все их можно купить в аптеке или супермаркете. Очень хорошо, если в школе есть учителя, которые готовы вести подготовку. Я олимпиадами занимаюсь уже больше двадцати лет и могу сказать, что тут ситуация меняется в лучшую сторону. Потому что в середине девяностых был просто провал: на сборы приезжали ребята, которые пробирки в руках с трудом держали, приходилось начинать с самых азов. Сейчас ситуация меняется, в различных городах возникают центры, которые отслеживают талантливых ребят и помогают им. Часто это какие-то высшие учебные заведения, университеты или академические институты. И если в школе не хватает базы, то такая кооперация с вузами и академией наук может быть ключиком.

Мой совет такой: хорошо делать теорию по химии, занимать места на олимпиаде, а дальше система работы с талантливыми ребятами сама, скорее всего, ребенка найдет, и у него уже появится возможность готовиться на более высоком уровне, например, поехать в тот же «Сириус» и поработать руками. Или на сборы команды России – там тоже есть практическая часть на базе химфака МГУ.

С вашей точки зрения, каких соревнований по химии сейчас не хватает, какие могут появиться в будущем?

Уже начали появляться олимпиады, в которых акцент делается на практические задания. Интересны были бы и соревнования, связанные с химическими проектами, мы сейчас над этим думаем. Но тут есть трудности: эксперимент по химии всегда очень затратен. На той же международной олимпиаде это всегда одна из главных статей расхода, когда нужно обеспечить 300 одинаковых рабочих мест и интересные задачи: это безумный труд и существенные деньги. Поэтому проектные соревнования должны длиться не один день, они требуют каких-то научных исследований и серьезных инвестиций. Надеюсь, в какой-то момент все-таки будет найдено правильное решение и появятся такие соревнования с акцентом на проекты и решение актуальных научных проблем.