Ксения Донская 28 сентября 2017 |
Подготовка к соревнованиям по химии – дело вдвойне непростое, если учесть, что в олимпиадах чаще всего есть не только теория, но и практика. На что стоит обратить внимание? Как быть, если в школе нет хорошей лаборатории? Мы обсудили эти и другие (не менее важные) вопросы с доктором химических наук, профессором химфака МГУ, зампредседателя жюри Менделеевской олимпиады по химии Александром Гладилиным на прошедшей в начале сентября олимпиаде Мегаполисов.
Зампредседателя жюри Менделеевской олимпиады по химии Александр Гладилин на открытии олимпиады мегаполисов
Это очень зависит от того, какую олимпиаду рассматривать, ведь соревнований по химии достаточно много. Есть Всероссийская олимпиада школьников, есть международная. Или, например, Менделеевская – это бывшая Всесоюзная олимпиада, которая теперь проводится только по химии. Это тоже очень интересное соревнование, в этом году оно прошло в Астане и в нем участвовали представители всех 15 бывших советских республик, такого давно не было.
Если говорить о Менделеевской и о Всероссийской олимпиаде школьников, то там еще со времен Советского Союза задан очень высокий уровень и усложнять уже просто некуда. Подводя итоги, мы каждый год говорим, что в следующем надо сделать чуть полегче, чтобы задания были более доступными для ребят. С другой стороны, благодаря достаточно жестким заданиям мы можем увидеть реальную силу участников.
В принципе, у нас многие города представлены, некоторые каждый год дают участников в сборную России, некоторые, скажем, через год. Традиционно очень сильная подготовка в Казани, я бы еще отметил Новосибирск, Барнаул, Екатеринбург, Нижний Новгород. Сейчас еще добавился Саранск, в этом году заключительный этап проводился именно там.
Везде по-разному. В Москве и Питере трудно выделить отдельные школы. В Казани можно говорить о лидирующей роли химфака Казанского государственного университета, который имеет давние традиции: очень много открытий было сделано именно в Казани, там сильная школа и органической, и физической химии. В Новосибирске все также крутится вокруг университета и школы при нем – СУНЦ НГУ. А вот про Барнаул я бы сказал, что это усилия одного человека – Раисы Андреевны Коркиной, заслуженного учителя России. Она готовит медалистов международной олимпиады уже на протяжении двух-трех десятилетий.
Очень помогает в подготовке комплект подготовительных заданий. Каждый организатор не позднее конца января публикует около 30 теоретических и 7-8 экспериментальных задач, где показывает, что примерно будет на соревновании. По правилам международной химической олимпиады команду нельзя готовить больше двух недель, всю химию за это время, конечно, не расскажешь, нужно концентрироваться на каких-то конкретных областях.
Это зависит, в первую очередь, от того, где проходит международная олимпиада. В некоторые годы ее задания по уровню соответствуют всероссийской, а иногда даже бывают легче. Тогда главным становится что-то другое: умение аккуратно и быстро работать и отвечать на простые вопросы. Потому что у нас часто участники сами себе придумывают трудности: они не могут поверить, что вопрос настолько прост, и сами же его усложняют и приходят к какому-то очень красивому, элегантному решению, а нам потом приходится настаивать, чтобы им за это дали хоть какие-то баллы. А те участники, которые просто в лоб решили задание, получают баллы сразу. Бывает и такое.
Мой совет такой: хорошо делать теорию по химии, занимать места на олимпиаде, а дальше система работы с талантливыми ребятами сама, скорее всего, ребенка найдет, и у него уже появится возможность готовиться на более высоком уровне, например, поехать в тот же «Сириус» и поработать руками. Или на сборы команды России – там тоже есть практическая часть на базе химфака МГУ.
Уже начали появляться олимпиады, в которых акцент делается на практические задания. Интересны были бы и соревнования, связанные с химическими проектами, мы сейчас над этим думаем. Но тут есть трудности: эксперимент по химии всегда очень затратен. На той же международной олимпиаде это всегда одна из главных статей расхода, когда нужно обеспечить 300 одинаковых рабочих мест и интересные задачи: это безумный труд и существенные деньги. Поэтому проектные соревнования должны длиться не один день, они требуют каких-то научных исследований и серьезных инвестиций. Надеюсь, в какой-то момент все-таки будет найдено правильное решение и появятся такие соревнования с акцентом на проекты и решение актуальных научных проблем.