Москва
Интервью

Свобода, равенство, любопытство: с чего начинался Турнир Ломоносова

В честь сорокалетия Турлома мы публикуем воспоминания о том, как появилось и как менялось это соревнование.
Ксения Донская 2 октября 2017
 Математика Физикаи еще 6 предметов

«Ни у кого не было никаких должностей, была должность Константинова, которая так и называлась – “Константинов”, а все остальные просто делали свое дело и все», – смеется Вадим Бугаенко в ответ на вопрос о том, как его представить. Он активно участвовал в организации и проведении Турниров Ломоносова около тридцати лет, начиная с самого первого соревнования в 1978 году, а в 1990-х издал первый сборник конкурсных заданий по математике. Мы попросили его рассказать о том, как все начиналось, какие проблемы вставали на пути и какими призами можно было удивить самых эрудированных, и записали его воспоминания:

…о советских олимпиадах в 1970-1980-е

Олимпиада
130
В 1970-е годы в СССР Министерство образования проводило всесоюзную олимпиаду по основным предметам. Она проходила в несколько этапов, на каждый следующий попадали только победители предыдущего, то есть, не так уж и много ребят. Но при этом организаторы Московской олимпиады, которая была этапом всероссийской, приглашали к участию всех желающих вне зависимости от их уровня подготовки. Конечно, чиновники из министерства образования были недовольны, ведь это нарушение устава. И оргкомитету Московской олимпиады приходилось идти на всевозможные ухищрения, вплоть до обмана. В отчетах значилось, что приглашались только победители районных олимпиад, а на деле могли участвовать все, кто хотел. Так было до 1981 года, когда министерству удалось разогнать жюри Московской олимпиады и привести все в соответствие уставу.

… о знакомстве с Константиновым

В стране, где все делается согласно жестким предписаниям, какая-то индивидуальная активность казалась чем-то странным и почти невозможным, но Николаю Николаевичу Константинову удавались невероятные по тем временам вещи. Благодаря ему в СССР открывались кружки и матклассы, проводились новые олимпиады, был организован летний математический лагерь в Эстонии. Именно там я, восьмиклассник, познакомился с ним в 1976 году. В лагерь приезжали ребята из московских матклассов, а также иногородние участники всесоюзной олимпиады по математике. Никакой официальной поддержки этого предприятия, конечно, не было, мы все делали сами: и палатки ставили, и еду готовили, и в колхозе работали, на территории которого все это проводилось. И, конечно, математикой занимались. Меня очень удивлял этот контраст, сама идея того, что в нашей стране может быть что-то неформальное и негосударственное, она на меня сильно повлияла. Впоследствии в лагерь я ездил почти каждый год, вплоть до 1988-го, когда прошла последняя смена.

…о первом Турнире им. Ломоносова

Олимпиада
4
В 1978 году я окончил школу и поступил в МГУ. В это же время у Константинова появилась идея Турнира им. М. В. Ломоносова – нового соревнования с несложными заданиями уровня районной олимпиады. Но в чем отличие? На районные олимпиады ходят ребята, которые уже выбрали себе какие-то предметы для углубленного изучения. А многие школьники еще не определились, им нужно присмотреться, понять, что им больше всего нравится. И тогда Константинов предложил провести мероприятие, на котором одновременно были бы конкурсы по разным предметам, в которых можно участвовать параллельно. И чтобы не было никаких ограничений по количеству: хочешь – в одном участвуй, хочешь – хоть во всех. Это была исключительно инициатива Константинова, государство никакой помощи не оказывало, а в организации Турлома участвовали, в основном, студенты. Сначала нужно было договориться с московскими вузами, чтобы они в воскресенье отдали аудиторию под соревнование: пустили детей и проверяющих. Каждым предметом занималась отдельная группа, она посылала в пункты проведения своих представителей, которые писали на доске задания, отвечали на вопросы, следили за порядком. Потом надо было все работы проверить, подсчитать общие результаты по всем предметам, разослать их школьникам. То есть, например, если две тысячи ребят участвовали, то это надо в две тысячи конвертов вложить две тысячи бумажек и все это отправить! Логистически это кажется очень сложной задачей, но Константинов умел все это организовывать.
Приглашение на участие в организации одного из первых турниров

В первый год Турлом проводился только для восьмиклассников. Такая форма соревнований была в новинку, и организаторам важно было провести их без сбоев, на высоком уровне. Когда все прошло хорошо, стало понятно, что можно расширять масштаб, и потом в турнире стали участвовать и ребята из других параллелей.

… об основной идее Турлома

Константинов был убежден в том, что в олимпиадах нужно уменьшить спортивную, соревновательную сторону: важнее, чтобы ребенку было интересно участвовать, а не какое у него место – второе или третье. Главное, чтобы у каждого был какой-то свой успех, особенно на массовых мероприятиях, потому что если приходит тысяча человек, и из них 30 победителей, то получается 970 проигравших, а это неправильно. Поэтому идея заключалась в том, чтобы сделать очень много победителей. Плюс была награда по многоборью: если человек не дотягивал по отдельным дисциплинам, но участвовал в нескольких, то можно его за это наградить.


Участники юбилейного Турнира Ломоносова в московской школе №117

…о предметах

Всегда или почти всегда Турнир Ломоносова проводился по четырем предметам: математике, физике, биологии и лингвистике. А по остальным – в зависимости от того, собиралась ли компания, чтобы организовать соревнование, ведь тут нужны были усилия сотен человек. В первые годы помимо теоретической физики проходила еще и экспериментальная, но потом, когда число участников выросло, пришлось от нее отказаться. Очень сложно такие соревнования организовывать, когда непонятно, сколько ребят придет. По той же причине не стала постоянным конкурсом и устная математика. Один раз проводилось соревнование по экспериментальной математике, на нем были очень любопытные задания.

Например, на столе стоял листочек (тот случай, когда по отношению к листочку правильно употребить глагол «стоял», а не «лежал»), как на фотографии. На него разрешалось смотреть со всех сторон, но запрещалось трогать. Задание заключалось в том, чтобы сделать такую же конструкцию самостоятельно с помощью бумаги и ножниц.

Задание по экспериментальной математике

Этот конкурс, правда, тоже не закрепился: сложно было придумать много интересных заданий в таком формате. Зато прижились и всем очень полюбились математические игры, на которых участникам предлагалось поиграть в игру и придумать для нее выигрышную стратегию.

… о Турломе в 1990-е

1990-е годы стали для Турлома самыми благодатными. В советские времена все приходилось делать вопреки, а уж ни о каком финансировании и речи не было. Когда шли какие-то большие проверки работ, мы сами скидывались, чтобы хотя бы проверяющим по булочке раздать. А разнообразных бюрократических проволочек было море! А в 1990-х все это пропало, перестали мешать, даже в чем-то помогать начали. Математические лагеря появились по всей России. В 1995 году открылся Московский центр непрерывного математического образования, который впоследствии и стал заниматься Турниром Ломоносова. Оказалось, что министерство на олимпиады даже финансирование выделяет, и у нас появились какие-то средства на ксерокопии, рассылку результатов, призы. Начался целый вал хорошей литературы. В том числе, была переиздана моя книга «Турниры им. М. В. Ломоносова. Конкурсы по математике». У нее интересная история.

В конце 1980-х кому-то в МАИ пришла идея издать задачи Турнира Ломоносова с решениями: сборники по четырем предметам, в каждом – 50 задач. Мы об этом узнали через Андрея Николаева, который там работал и был одним из активнейших организаторов Турлома. Выделили на этот проект 2500 рублей, что по тем временам было весьма немалой суммой. Мне предложили взяться за математику, я выбрал задачи, написал условия и решения и передал все это Андрею. Он понимал, что не факт, что сборник действительно издадут, и предусмотрительно сделал на ксероксе МАИ копию рукописи (кстати, в прямом смысле – она была написана от руки), прежде чем отдавать ее в деканат. Издали ли они что-то в результате, непонятно, я, по крайней мере, не знаю никого, кто бы это издание видел. А у меня осталась копия моей работы, и через три года, когда уже появилась техническая возможность, я набрал эти задачи на компьютере, добавил новые, и в 1993 году вышло первое издание моей книги. Это был чистый «самиздат»: я сам распечатал оригинал-макет на принтере, договорился с типографией в Троицке, заплатил свои деньги, и вывез весь тираж в 3000 экземпляров рюкзаками. Держал их дома и сам продавал. А позже переиздания (в 1995 и 1998 годах) мы уже делали вместе с МЦНМО.

… о математической табуретке и пифагоровых штанах

После окончания турнира всегда проводился разбор задач и награждение победителей. Но финансирования-то до 1990-х годов не было, чем же награждать? Обычно мы выписывали грамоты, временами удавалось какие-то книжки достать. А иногда бывали какие-то оригинальные придумки. Например, в книге Мартина Гарднера «Математические досуги» описана такая интересная штука: берутся металлические кольца для ключей, из них делается двойная цепочка, и когда верхнее колечко отпускаешь, кажется, что оно падает, хотя на самом деле, это иллюзия, просто по цепи идет волна. И на одно из награждений Константинов принес несколько таких цепочек и мы их раздали победителям. Конечно, ничего особенного, но детям понравилось.

Металлические кольца

А когда проводились олимпиады в эстонском лагере, там тоже бывали какие-то забавные призы: как-то раз победителю вручили математическую табуретку! Дело в том, что мебель для лагеря делали сами организаторы вместе с ребятами. И вот как-то бригада плотников соорудила очередную партию лавочек, а из оставшихся обрезков, чтобы не пропадали, сколотили несколько табуреток. В это же время прошла олимпиада, и организаторы думали, что бы вручить в качестве награды. Вообще, чтобы найти в полевом лагере что-то пригодное в качестве приза для олимпиады, нужно сильно напрячь фантазию. И кто-то увидел табуретку и сказал: «А давайте подарим табуретку!» Идея понравилась. На ней написали: «Диплом за победу в математической олимпиаде, награждается такой-то...», как это делается обычно в олимпиадных дипломах. И вручили такой «диплом»! Сколько было мороки потом у победителя, везти этот приз домой в поезде!

А однажды студенты придумали для школьников задание: доказать теорему Пифагора, используя только аксиомы геометрии. Один мальчик, Саша Разборов, справился с этим делом, и после этого ему девочки в качестве приза сшили пифагоровы штаны! Впоследствии он стал известным математиком, специалистом по теории вычислений, у него много международных наград, но он говорит, что самая ценная для него – это по-прежнему те самые пифагоровы штаны.

И еще я, конечно, никогда не забуду собственный приз, который тоже получил в эстонском лагере. Я был тогда восьмиклассником, и победил в олимпиаде. Одна из задач звучала так:

«Треугольник ABC разрезан на четыре части – три треугольные и одну четырёхугольную, как показано на рисунке. Площади треугольных частей равны S1, S2 и S3. Чему равна площадь четырёхугольной части?»

Задача, за которую Вадим Бугаенко получил в награду шарик для пинг-понга

Задачка как задачка, ничего в ней нет такого особенного. Почему же я ее помню в течение сорока лет? Дело в том, что мне вручили приз: шарик для пинг-понга, а на нём нарисован чертеж для этой задачи. И сказали, что это не только награда за решение, но и следующая задача! Нужно решить её же, но в сферической геометрии. Я много раз побеждал на различных олимпиадах, получал там ценные призы за победу, но ни один из них не запомнился так, как этот.