Москва
Cтатья

Виталий Арнольд жил тем, что делал

Вспоминаем Виталия Дмитриевича Арнольда – просветителя, учителя, организатора многочисленных олимпиад и кружков, руководителя летней математической школы в Дубне, одного из создателей Московского центра непрерывного математического образования и сайта Olimpiada.ru.
Наталья Иванова-Гладильщикова 4 октября 2017

4 октября Виталию Арнольду могло бы исполниться 49 лет. Но произошла трагедия: в январе этого года он погиб в автомобильной катастрофе. В 2017-м летняя школа «Современная математика» впервые прошла без Виталия Арнольда – ее души и мозга. Тогда же прошел вечер памяти человека, без которого эту летнюю школу невозможно представить.

Хагрид и Дамблдор в одном лице

Похожий одновременно на Хагрида – бородатого полувеликана из школы Хогвартс, обожаемого героями «Гарри Поттера», и на мудрого профессора Дамблдора, Виталий Арнольд в летней школе «Современная математика» был всем: мозгом, организатором занятий и отдыха; он БЫЛ, а значит, все проблемы решались. Я вот тоже, перед нынешним приездом в Дубну, где бывала не раз, вдруг столкнулась с ситуацией: а кому позвонить, у кого выяснить, когда лучше приехать, и, например, можно ли остаться ночевать? Ведь раньше все подобные вопросы разрешал Виталик. Однажды встречал меня на станции, и по дороге показал памятник гигантскому «Стулу» перед входом в дубнинскую фабрику мебели…

В этом году, в дни, когда проходила Летняя школа, в память о Виталике (так его называли все, кто постарше и поближе к нему) в Дубне прошел посвященный ему вечер. Приехали многие, зал был полон. И всем казалось, что они едут к живому Арнольду – есть такие люди, в исчезновение которых поверить невозможно.

Виталий Арнольд на праздновании восьмидесятилетия Московской математической олимпиады

На экране возникали фотографии, видеозаписи Виталия, разговаривающего с юными математиками в Дубне и с учениками из гимназии на Юго-Западе, где он преподавал информатику. Звучали бардовские песни, которые так любил Арнольд (когда-то он занимался организацией квартирников).

Вообще, он был необычайно многогранным. По образованию теорфизик, Арнольд стал известным деятелем математического просвещения. Устраивал математические (и не только) олимпиады для школьников, стал одним из организаторов летней школы «Современная математика». С 1998 года Виталий Арнольд – заместитель директора Московского центра непрерывного математического образования, и с 1989-го – преподаватель информатики в московской гимназии 1543.

Многое из того, что начинал Виталий, становилось модным

Лауреат премии Президента, автор проекта «Математические этюды» Николай Николаевич Андреев вспоминал об интернет-библиотеке, которую собирал Виталий Арнольд.

«Книги, которые были настольными для учителей и руководителей кружков, стали в последние годы физически недоступны. Зная это, мы решили сохранить электронные версии любимых книг и журналов. Виталий просто подходил к старшим товарищам и спрашивал: по каким книгам вы учились? А узнав, брал эти издания, сканировал и выкладывал в библиотеку. Это стало одной из самых больших библиотек по физике и математике… Многие вещи, которые Виталик начинал, становились модными: например, выкладывать книжки в Сети. Архив номеров журнала «Квант», благодаря ему, тоже выложили в Сеть».

Олимпиада 13
Лауреат премии Правительства РФ в области образования, математик Алексей Брониславович Сосинский рассказывал о работе Арнольда в Летней школе «Современная математика»:

«Идея школы принадлежит Николаю Николаевичу Константинову, как и многие гениальные идеи в области образования. Возникла она осенью 2000 года, на банкете по окончании всероссийской конференции «Математическое образование на рубеже веков», проходившей в Дубне. Туда съехались величайшие педагоги России и обсуждали, как нужно преподавать математику. А на банкете Константинов, со свойственной ему прямотой, сказал: вместо того, чтобы обсуждать теорию преподавания математики, было бы гораздо лучше, если б вы просто рассказывали про математику школьникам и студентам. Эта идея была подхвачена, и на следующий год, в эти же сроки, в Дубне была проведена первая летняя школа. Она имеет пятерых отцов-основателей. Самые главные – Иван Ященко и Виктор Фурин. Они раздобыли это помещение и добились финансирования. Третьим отцом-основателем я считаю себя (я выработал форму работы школы: как отбирать учащихся, как приглашать преподавателей, какой будет длина лекции и т.д.). Четвертым отцом-основателем я считаю Владимира Игоревича Арнольда, который задал стиль работы. В течение 10 лет он читал лекции и проводил занятия, чрезвычайно высоко поднял математическую и педагогическую планку работы этой школы. Но, пожалуй, самым главным был все-таки Виталик Арнольд, который с самого начала этой школой руководил. Он делал всё! И при этом, не занимал никакой важной официальной должности. Это, кстати, характерно и для всех других его начинаний. Он где-то спрятан во втором ряду. Он не только руководил школой; он установил основные традиции работы оргкомитета, а также очень положительно и серьезно вмешивался в научный процесс».


Виталий Арнольд в летней школе в Дубне

А еще Алексей Брониславович вспомнил об умении Арнольда общаться с работниками пансионата «Ратмино», где всегда проходит эта летняя школа: от директора ядерного института до уборщицы. Он умел добиваться, чтобы они охотно делали то, что было нужно для успешной работы школы.

Доктор физико-математических наук Георгий Борисович Шабат вспомнил о своем последнем разговоре с Виталием Арнольдом:

«Он ничего важного в себе не таил, но был очень характерен. Дело было в Независимом университете, я занимался делами, связанными с курсами, которые читал. Рядом лежал список слушателей. И тут же выяснилось, что Арнольд знает практически всех. И он прокомментировал этот список: этот олимпиадник, этот, наверное, умные вопросы задает и т.д. …У него было не только умение общаться с детьми, но и личное знание и понимание огромного количества людей, изучающих математику, самых разных возрастов и уровней… Мы тогда немножко поговорили о соотношении для старшеклассников участия в олимпиадной деятельности и достаточно раннего занятия взрослой теоретической математикой. Мне было очень интересно узнать его точку зрения. Удивительно, что для него – человека, занимавшегося олимпиадами, была важна и другая сторона дела. И как всегда, мы оба куда-то бежали, решили, что поговорим об этом подробней. Но…».

Хранитель духа и традиций

Виталий Арнольд для многих был камертоном, дававшим именно ту ноту, с которой непозволительно сбиваться. Он всегда понимал, что делать можно, а что – нельзя. Именно поэтому, так многие на этом вечере признавались, что им до сих пор хочется поставить в копию Виталию свое письмо или просто позвонить ему. Сверить ориентиры.

Как рассказал Иван Ященко, директор Центра педагогического мастерства, МЦНМО создавался как место, которое пытается сохранить и развить традиции математического образования в стране:

«Времена были непростые. Власть нас немножко поддержала, но, не то, чтобы все это было нужно государству. В МЦНМО люди делали то, что они считают правильным для математического образования. И Виталик был из самых основных людей в центре. Все, что происходило в математическом образовании Москвы, делалось при его непосредственном участии. Он эти традиции хранил; не просто все на свете знал (помнил, что когда-то было), он это внутренне чувствовал и передавал – не всегда словами, а часто – жестами, эмоциями. Главное это дух и традиция. Многие приходили к Виталику в МЦНМО, в ЦПМ с идеями, просто посоветоваться… Когда удалось все больше и больше убеждать власти разного уровня, что то, что мы делаем, нужно стране, мы стали получать какую-то поддержку и административные возможности. Но при этом, неизбежно начинали что-то терять в чистоте того, что мы делаем. И Виталик тонко чувствовал, где эта черта находится, где ты почти к ней подошел, где не дошел. Я до сих пор мысленно ему звоню».


На Математическом празднике в 2014 году

Незаменимые существуют

Заслуженный профессор МГУ, член Московского математического общества, математик Владимир Михайлович Тихомиров назвал Виталия Арнольда энтузиастом и просветителем. И добавил, что слово «просветитель» относится к нему как мало к кому. И еще он выразил общее мнение: «Незаменимых людей якобы нет. Я в это никогда не верил. Людей, подобных Виталию, заменить одним человеком нельзя. Это совершенно необыкновенная и выдающаяся личность… С Виталием я говорил то, что думал».

И еще из важного, о чем сказал Владимир Михайлович Тихомиров: «У меня остались два кейса рукописей, которые мне подарил величайший математик Владимир Игоревич Арнольд: рукописи, оттиски, письма, статьи. Куда я их должен отдать? Архив Арнольда – это то, что меня волнует с тех пор, как он ушел из жизни. Виталик все время думал о том, как это организовать…»

Высокая поэзия и одеяла одинаково важны

Как рассказал доктор физико-математических наук Г. Б. Шабат, Арнольд поразил его тем, что у него была особая иерархия ценностей: «Он был одним из участников поэтических вечеров на летней школе «Современная математика». В тот раз речь шла о поэзии Галича. И тут кто-то зашел в комнату и сказал, что где-то детям не хватает одеял. На что Виталик тут же отреагировал, отдал распоряжения. Удивило меня то, что он об этом говорил абсолютно с той же серьезностью, с какой только что рассуждал о судьбах русской поэзии. У него, по-видимому, иерархия ценностей была не такой, как у всех нас. И в этом он был уникален. Неправильно сказать, что ему все было одинаково существенно. Но одеяла – это было то, что действительно важно».

P.S.

Вечер длился и, казалось, никогда не кончится. Всем хотелось вспомнить об этом человеке, поделиться своими воспоминаниями. Мы и сейчас совсем не все рассказали о Виталии Арнольде. Ну, например, не упомянули о том, что он – потомок великих российских ученых и по отцовской, и по материнской линии, что он любил водить своих учеников в походы (его рассказ про крымский мартовский снегопад и ночевку в пещере с учениками – это просто хорошая проза)… Можно продолжать и продолжать. Как написал Иван Владимирович Аржанцев, доктор физико-математических наук, декан факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ: «Виталий жил тем, что делал. Без этого нельзя сделать что-то по-настоящему значимое. Таких людей немного, и на них всё держится».

Воспоминания о Виталии Дмитриевиче и фотографии мы собираем на этой странице. Присылайте свои истории, забавные случаи, фотографии на vitar-memory@olimpiada.ru.