Наталья Иванова-Гладильщикова 7 ноября 2017 |
Мои дети учатся в изумительном московском лицее «Вторая школа». Его закончила Маша, только что туда в 6 класс поступила младшая дочь Аня, а в 9 учится сын Ваня. Львиная доля заслуги в том, что Маша участвовала в олимпиадах, принадлежит этой школе. Когда в 6 классе, за год до поступления, Маша пришла в кружок «Второй школы», она влюбилась в атмосферу, в преподавателей, в ребят. Изначально все шло от любви к математике, от желания решать интересные, сложные задачи. Понятно, что для того, чтобы это делать в соревновательном режиме, нужно идти на олимпиады.
Как раз наоборот. Только-только поступив в 7 класс «Второй школы», дочь поехала на первую серьезную олимпиаду в своей жизни – Уральский турнир юных математиков, который проходил тогда в Ижевске. Это был командный турнир, дети попали в высшую лигу. Но… каждый бой заканчивался поражением нашей команды, при этом Маша решала хуже всех. Они заняли предпоследнее место в своей лиге.
Да нет! Это был такой прекрасный пинок! Ведь у Маши, блестяще сдавшей экзамены и триумфально поступившей во «Вторую школу», в первое время случилось головокружение от успехов. И тут вдруг какие-то ребята из Ярославля, из Омска, из Ижевска, из Сарова по очереди их разбивали.
Да. Потому что дети увидели свой уровень во всероссийском формате. Они поняли, что надо работать и работать. И, вернувшись после турнира домой, стали ходить на кружок олимпиадной математики во «Второй школе». То первое поражение показало, что одной учебы (даже в такой замечательной школе) недостаточно. Надо заниматься дополнительно.
А дальше была Московская математическая регата, в которой наши семиклассники очень успешно выступили. Потом у Маши поменялся преподаватель, потому что наша любимая Алена Николаевна Чеботарева ушла в декрет, класс взял Сергей Иванович Васянин. Во многом благодаря его поддержке у дочери появилась вера в свои силы. Затем последовали поездки на другие уральские турниры: в Казань, в Киров, и это тоже многому научило.
В 9 классе прибавился кружок в Центре педагогического мастерства, им руководили Владимир Алексеевич Брагин и Иван Викторович Митрофанов. Это были занятия олимпиадной математикой три раза в неделю. И дети, которые туда ходили и аккуратно выполняли все задания, стали финалистами Всероссийской олимпиады по математике в 9 классе. А по окончании школы Владимир Алексеевич позвал Машу своим помощником в тот же кружок, который он вел для 9-х классов. Педагоги очень молодые – 24-27 лет, невероятно талантливые, почти все – золотые медалисты международной олимпиады и победители всероса.
Эта школа дает очень качественную подготовку. Но для того, чтобы решать задачи уровня всероса или международных олимпиад, этого
недостаточно: специфика другая. Все дети, которые выходят на олимпиады высокого уровня, обязательно занимаются дополнительно.
Они все друг друга знают по сборам (трижды в год ЦПМ проводит выездные школы). Там ведется рейтинг решения задач (фиксируется, кто что решил, и четко видно, у кого какая тема проседает).
Это действительно было очень тяжело, она даже хотела сделать паузу. Но, посмотрев, какие предстоят курсы, сказала: «Мама, как я буду жить без этой красоты?» Когда меня спрашивают, что такое НМУ, я объясняю: это гурманское место, где дети на ужин получают самые изысканные математические блюда. Им недостаточно мехмата, матфака Вышки и физтеха, они нуждаются в высокой кухне.
Аня только два месяца как шестиклассница. Ей ужасно нравится в школе. Все трое детей занимаются (Маша занималась) у Сергея Ивановича Васянина. Чтобы попасть к этому великому педагогу, младшая дочь даже перепрыгнула через класс. Сын тоже у него – в 9 классе. Сергей Иванович ведет и алгебру, и геометрию, и спецмат. О серьезных достижениях младших детей пока говорить рано: заметные успехи Маши начались после окончания 9 класса.
Да, он это понимает и целенаправленно работает: ходит в кружок ЦПМ, а Маша является одним из его педагогов. И если сын что-то пропускает, она с ним занимается.
Конечно есть. Во «Второй школе» очень разные дети. И это прекрасно. Несмотря на физмат направленность, лицей дает широкие возможности и для ребят, которые интересуются биологией, информатикой, или для тех, кто хочет стать архитектором. Географию сильней¸ чем во «Второй», в Москве найти сложно.
Да. Он совершенно изумительно переплетает историю, литературу, физику, математику… Тут и Жюль Верн, и Вальтер Скотт – чего только нет! А еще географию преподает Александр Ильич Алексеев. Староста Машиного класса, очень сильная девочка, поступила на географический факультет МГУ.
Всероссийская, международная олимпиады – это спорт высоких достижений. Тут требуются определенные качества, и не всем это нужно.
Однозначно всерос. Затем Московская математическая олимпиада, Турнир городов. «Высшая проба» и физтеховские олимпиады попроще.
Турнир городов, Московская математическая олимпиада, всерос (в 10 классе стала абсолютным победителем, а в 11 была второй в стране).
А еще было достаточно много международных олимпиад: Китайская, Белорусская, Жаутыковская в Казахстане, Европейская в Швейцарии, в Румынии…
Она заболела, когда проходил отборочный тур, и написала его хуже, чем нужно. К тому же к международным олимпиадам нужно готовиться отдельно, задачи имеют свою специфику.
Да. Они буквально помещают детей в своего рода монастырь. Отсюда и невероятные достижения. Другое дело, нужны ли они такой ценой?
Думаю, что для Маши все сложилось к лучшему. Сойдя с этой дистанции в конце прошлого года, она сосредоточилась на сдаче первой сессии в Независимом университете, а потом и второй. С отличием закончила 11 класс: 100 баллов по математике, 100 по физике, 96 по русскому…
По этому поводу ведутся яростные споры. Ведь олимпиадный спорт предполагает умение сосредоточенно, в ограниченное время выдать результат. А наука – это долгое-долгое погружение в проблему. Навыки совсем разные. Но мне кажется, что любовь к математике, острый ум, привычка серьезно работать науке никогда не мешали. Олимпиады несомненно полезны.
Конечно! В олимпиадах требуются и быстрота, и железные нервы, потому что нельзя отвлекаться, если что-то не получается (а так бывает всегда). Нужна именно спортивная подготовка. Поэтому они нужны не всем. Есть дети, которые абсолютно счастливы, занимаясь серьезной математикой или физикой. В будущем они могут пойти в науку, в педагогику, в IT. А олимпиадные достижения помогают развивать мотивацию. Особенно на первом этапе, когда есть ощущение, что у ребенка это получается.
Машин одноклассник Егор Морозов в этом году получил Малую Нобелевскую премию в Лос-Анджелесе. Сейчас он учится на первом курсе матфака Вышки. Он стал призером всероса в 9 и 10 классах, а к 11-му углубился в серьезную геометрию. Подготовил научную работу, сделал доклад и получил премию. Специально для этого выучил английский.
Нет. Они совершенно очаровательные дети. Конечно, все с разным темпераментом, с разными интересами. Но они очень разносторонние: знают языки, начитанные, интересуются историей, любят музыку, театр. Мне с моей дочерью невероятно интересно.
Языки: английский свободно и хороший французский, музыка, театр, чтение русской классики (любимого Толстого, например). До «Второй школы» занималась рисованием, писала картины. Но потом олимпиадный спорт занял все время.
Мне кажется, что это будет научная работа, хотя Маша в этом не уверена.
Возможно это будет консалтинг. Маша с удовольствием ходит в субботний кружок ВШЭ, решает кейсы, а ее старший брат окончил мехмат и является партнером в крупной консалтинговой компании.
Это очень интересно. По сути, это новые, сложные, непредсказуемые задачи в олимпиадном, высокоскоростном режиме, решение которых может стать очень увлекательным занятием.