Москва
Cтатья

Конкурс проектных работ: можно создать мини-спутник, а можно – фильтр для очистки воды

Помимо давно существующих предметных олимпиад школьников, с прошлого года появился Всероссийский конкурс научно-технологических проектов. Главная его цель – помочь способным детям, обладающим хорошей академической базой, реализовать свои интересные и полезные идеи в конкретных проектах.
Наталья Иванова-Гладильщикова 9 января 2018

29 регионов против 13

Конкурс проходит в три этапа. Первый – школьный, с самым широким охватом участников. Организаторы призывают регионы находить компании, вузы, которые могли бы стать наставниками школьников. Как это может происходить? Например, компания предлагает разработать прибор для фильтрации нефтешламов – сложных смесей из нефтепродуктов, примесей глины, песка и воды, а дети прорабатывают схему его устройства и работы, вплоть до прототипа. Цель стартового этапа – заинтересовать, мотивировать школьников заниматься подобными вещами. А на муниципальном и региональном этапах ребята демонстрируют уже полноценные проекты. На региональном финале участники должны не только подготовить собственное решение, но и защитить его перед экспертами – сотрудниками научных институтов, вузов и технологических компаний.

Школьники из регионов, в которых не организуют такой конкурс, могут самостоятельно принять участие в заочном этапе, который в этом году начнется 15 января. А в конце марта, когда закончатся региональные финалы и появятся победители заочного тура, авторы лучших работ будут приглашены экспертным советом фонда «Талант и успех» на образовательную программу «Большие вызовы» в образовательном центре «Сириус» в Сочи.

Как рассказал нам Юрий Молодых, руководитель «Больших вызовов», в прошлом году конкурс прошел в первый раз, это была отработка технологий: «В пилотном соревновании участвовало 13 регионов, а в этом году их будет уже 29. Это, конечно, еще не половина страны, но уже серьезный охват».

Результаты Всероссийского конкурса уже учитываются при поступлении в вузы, но пока лишь в рамках портфолио.

«Большие вызовы – 2017»

По итогам работы программы «Большие вызовы – 2017» было представлено 83 проекта. Вот несколько самых ярких примеров: по заказу Научно-исследовательского института ядерной физики МГУ и космической компании «Спутникс» школьники спроектировали и собрали микроспутник. Цель проекта – создать спутник для исследования радиационных микровысыпаний на низких орбитах, так называемой солнечной погоды. Спутник создавался, конечно, не с нуля: участники, среди которых двое победителей Московского регионального конкурса исследовательских и проектных работ Иван Заичкин и Николай Перевалов, использовали существующие наработки и компоненты, в том числе детектор частиц, предоставленный НИИЯФ МГУ. Они сделали микросхему, которая получает данные с этого детектора, обрабатывает их и передает на центральный компьютер спутника. Кроме того, они спроектировали для него систему стабилизации ориентации. Одна группа школьников делала микросхему, вторая – систему ориентации. В конце смены были проведены испытания: спутник протестировали на нескольких установках – термобарокамере, вибрационном стенде, аэроподвесе – чтобы проверить, что он не развалится на орбите и сможет выполнить поставленную задачу. Сейчас участники смены продолжают работу: школьники из Москвы регулярно посещают МГУ и компанию «Спутникс» для более тщательного тестирования и доработки своего проекта, а участники из Новосибирска и Тулы занимаются математикой и алгоритмами удаленно.

Другая разработка – биоплато для дистанционного мониторинга и очистки воды на основе микробного топливного элемента (МТЭ) и растений. Микробный топливный элемент – это такая «живая батарейка», которая с помощью микроорганизмов превращает энергию химических связей органических веществ в электричество. Оно обеспечивает работу датчиков, которые «следят» за различными параметрами воды, и GSM-модуля, который отправляет результаты измерений на компьютер.

Таким образом, участники создали систему, которая автономно, без вмешательства человека, очищает водоемы с помощью растений и фиксирует данные о состоянии воды. Этот проект демонстрировался на выставке «Россия, устремленная в будущее» в Манеже. Сейчас биоплато вернулось в Сочи, его тестирование продолжится в центре «Сириус» в зимнее время.

Конечно, подобные проекты изначально невозможны без индустриальных и научных партнеров. По словам Юрия Молодых, в этом году их количество очень сильно выросло. Многие технологические компании понимают, что если не популяризировать инженерную и научную деятельность, то новое поколение инженеров им будет неоткуда набирать. «Например, в прошлом году было очень продуктивное сотрудничество с Новолипецким металлургическим комбинатом – коллеги взяли шефство над школьниками из Липецкой области, консультировали участников по разрабатываемым проектам. В этом году сотрудничество углубляется. Компаниям необходимы талантливые инженеры, которых не нужно переучивать после вуза. Безусловно, проектная деятельность – очень эффективный способ профориентации: школьники получают опыт реальной научно-технологической работы, знакомятся с лучшими профессионалами в своей области в стране, понимают, чем бы им хотелось заниматься, и, реализовав проект, продолжают свою дальнейшую учебу и работу с совершенно новым уровнем осознанности и мотивации», – рассказал Юрий.

В конкурсе 2016/17 учебного года наиболее успешно проявили себя Москва, Липецк, Ульяновск, Орловская, Тюменская области.

«Сириус» – 2018

Финалисты, которые попадут на июльскую смену в «Сириус» в 2018-м году, будут работать по 12 тематическим направлениям. По словам Юрия Молодых, «чисто экономические, психологические, туристические, гуманитарные проекты – вне фокуса программы. Концепция в том, чтобы дать школьникам опыт исследовательской и инженерно-конструкторской деятельности в передовых технологических областях. Исследовательских и инженерных работ было примерно поровну, но все, даже исследовательские проекты, были прикладными. Это необходимо для того, чтобы школьники действительно научились применять свои знания. Чтобы в будущем они стали «двигателями» высоких технологий. Важно и то, что партнёры могут показать, как устроены передовые технологические области в современном мире. И сориентировать ребят на место в них».

Что ждет победителей конкурса? Они отправятся на смену в «Сириус» (поездка и участие в программе для школьников абсолютно бесплатны) и 24 дня будут трудиться в лабораториях и мастерских. Вечером их ждут встречи со специалистами, ведущими экспертами и учеными, лекции, консультации. Эти мероприятия помогут школьникам сформировать представление о той или иной области и расширить кругозор. И конечно, ребят ждет клубная деятельность, спорт, море и экскурсии на Красную поляну… Иными словами, яркое время!

Москва, как всегда, была первой

В Москве конкурс исследовательских и проектных работ проходит уже третий год. В нем участвуют дети с 1 по 11 класс. Но в третьем этапе могут испытать себя лишь школьники 8-11 классов. Ученики 8-10 классов борются за возможность войти в сборную команду Москвы для участия в программе «Большие вызовы», а одиннадцатиклассники – заработать бонусы для поступления в вузы, учитывающие результаты конкурса. Желающих получить толковых абитуриентов с каждым годом становится все больше. На сегодняшний день это Московский политехнический университет, который берет детей на инженерные направления, и Национальный исследовательский медицинский университет имени Пирогова, который заинтересован в участниках по медико-биологическому направлению. В этом году огромный интерес к конкурсу проявил Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова. Эти три вуза учитывают портфолио, в котором зафиксированы победы в этом конкурсе.

Самые яркие работы получаются при редком стечении обстоятельств: встрече увлеченного наставника (ими чаще всего бывают молодые ученые, но попадаются они и среди учителей) с талантливыми школьниками. Так, наставником Николая Перевалова был учитель физики школы №1101 Сергей Илюхин.

Другой пример: ученики Московского химического лицея №1303 всегда представляют очень интересные работы. Они делаются на базе Института органической химии имени Н. Д. Зелинского РАН и института элементоорганических соединений имени А. Н. Несмеянова РАН.

Как организовать сотрудничество с вузами и с НИИ? – Просто. Заинтересованный в проектной деятельности детей директор школы зовет к себе аспирантов, студентов, которые хотят заниматься с детьми. Учителю это делать сложнее, чем молодому ученому.

Московский конкурс, как региональный этап, проходит по пяти направлениям: медико-биологическому, научно-технологическому, инженерному, экономическому и гуманитарному. Внутри этих направлений огромное разнообразие тематик. Там есть всё, что душе угодно!