Москва
Интервью

Организатор Биомедицинского праздника Артем Лысенков: «На самом деле, генетика подвластна даже семиклассникам»

В воскресенье в Центре педагогического мастерства прошел Биомедицинский праздник для семиклассников, на котором все желающие могли поучаствовать в олимпиаде, сходить на мастер-классы и лекции. Мы расспросили Артема Лысенкова, организатора этого мероприятия и методиста Центра педагогического мастерства, о том, кому и зачем нужна биомедицина, каких дисциплин сегодня не хватает в школьной программе и не скучают ли подростки на лекциях о геноме.
Ксения Донская 18 апреля 2018
 Биология

Сегодня кажется, что медицина уже и так одно из самых престижных учебных направлений. Вы считаете, что его нужно популяризировать еще больше?

На самом деле, биомедицина – это не совсем медицина и не совсем биология. Мы ставим целью развить интерес детей к естественным наукам с самых юных лет. В частности, именно поэтому у нас праздник именно для семиклассников: как правило, в восьмых классах московских школ начинается специализация. Также пристальное внимание к этому направлению объясняется тем, что биология и смежные с ней дисциплины сейчас развиваются безумно быстро, и мы не успеваем за современной наукой. Именно поэтому нам и надо рассказывать детям про то, что происходит в данный момент, а не то, что было, скажем, пять лет назад: эти данные уже потеряли актуальность. Медицина развивается вместе с биологией и тоже претерпевает достаточно большие изменения. И, конечно, если мы говорим про биомедицину, то ею скорее занимаются не врачи, а люди, которые разрабатывают различные препараты, делают открытия.

Участники Биомедицинского праздника выполняют задания олимпиады

То есть, скорее ученые?

Да, причем ученые с упором на практику. Потому что если мы посмотрим на российское научное сообщество сейчас, то там очень много академиков, которые могут придумать, но не могут сделать, делает все юное поколение, а мы хотим, чтобы и думали, и делали одни и те же люди. Медицина и биология сегодня меняются с невероятной скоростью, пример тому – медико-биологический факультет РНИМУ им. Н. И. Пирогова, где есть такие направления, как кибермедицина, биоинформатика, нанобиотехнологии. Медицину в стандартном ее понимании знают все, а биомедицина – это раздел, который только-только развивается, сюда как раз входит разработка препаратов, получение каких-то новых материалов, использование инженерных моделей для протезирования. Поэтому для биомедика, для медика в новом его понимании важно знание не только биологии и медицины, но и физики, математики и других естественных наук, все это должно работать комплексно.

Как вы считаете, сегодня в школьной программе есть какие-то упущения, если говорить про медицину? Ведь, как я понимаю, ее проходят совсем по касательной в курсе биологии, и на этом все. А дети потом поступают в медуниверситеты с довольно призрачными представлениями о профессии.  

Если говорить о том, что у нас происходит с образованием медиков, то мне кажется правильным, если в школе будут появляться какие-то курсы оказания первой медицинской помощи в рамках ОБЖ, например. А возможно, даже и какие-то более длительные практики. То есть, если мы говорим про естественнонаучные классы, будь то медико-биологические, биомедицинские или биохимические, ученикам важно знать о том, что происходит не только в биологии, но и в медуниверситетах. Поэтому, например, у нас в 57 школе планируется практика на базе нескольких медуниверситетов, чтобы дети посмотрели, как все устроено во взрослой жизни и почему это интересно.

То есть вы планируете экскурсии в университеты?

Олимпиада 5643

У нас есть курсы, которые будут реализованы совместно с РНИМУ им. Н. И. Пирогова на базе университета, где дети смогут посмотреть и на учебу студентов в медвузах, и на практику в больницах: мой класс, например, делает мастер-классы по биологии и химии в онкоцентре имени Димы Рогачева. Они видят, что существует другая сторона медали: не только обычная школа, но и школа для детей, у которых сложная жизненная ситуация. Мне кажется, что, возможно, с медициной школьникам логичнее знакомиться как раз в рамках таких выездных практик. А что касается биологии, то модифицировать программу по этому предмету реально, только если мы модифицируем ЕГЭ. Сейчас есть ощущение, что в заданиях, которые встречаются на экзамене, очень мало физиологии, которая как раз может быть связана с медициной. Если будет больше физиологии, как следствие, начнут появляться и вопросы по медицине.

На кого рассчитан Биомедицинский праздник? На тех, кто уже твердо решил стать ученым, или на тех, кто только присматривается?

На самом деле, праздник рассчитан на всех, на то он и праздник. У нас есть мастер-классы для детей, которым интересны совершенно разные направления биологии, как современные (например, молекулярная биология), так и классические (скажем, гидробиология или экология). На олимпиаде часть вопросов рассчитана на школьников, которые уже знают биологию, а часть – на тех, кто только-только начинает вливаться в эту естественнонаучную среду и думать о том, какую специализацию выбрать. Поэтому мы включили вопросы и на знание, и на размышление, то есть, не для всех заданий достаточно только знаний, есть и целый блок «на подумать», чтобы ребенок, который еще не проходил классическую биологию, все равно смог ответить на что-то, до чего можно дойти логически.

То есть, даже если школьник учится не в специализированном классе, он не будет печально сидеть над пустым листом?

Конечно нет. Мы даже во введении к варианту написали: «Не расстраивайтесь, если вы чего-то не знаете, это повод узнать что-то новое». Наша цель – сделать так, чтобы ребенок не просто получил удовольствие, а чтобы он начал думать о том, чего он еще не знает, что ему интересно, на что стоит обратить внимание в процессе выбора своей специализации.

Мастер-класс по микробиологии

У вас в программе две лекции: «Обыкновенное чудо генетики» и «Редактирование генома». Вам не кажется, что для седьмого класса это довольно сложные темы? Почему вы выбрали именно их?

На самом деле, все очень просто: если мы говорим про биологию, то все начинается с клетки, это такая основополагающая единица. Процессы, которые в ней происходят, обусловлены нашей генетикой. Поэтому важно показать детям, что, на самом деле,  генетика подвластна даже семиклассникам, это очень простая и предельно логичная наука. Тем более, у нас замечательные лекторы: это Денис Владимирович Ребриков, проректор РНИМУ им. Н. И. Пирогова, и Дмитрий Александрович Мадера, руководитель лаборатории молекулярной генетики компании BIOCAD.

Что в идеале дети должны вынести из этого праздника? С какой мыслью вернуться домой?  

«Биология – это круто!» Это интересно, это не только посчитать пестики-тычинки, но еще и молекулярные штуки, которые происходят на уровне клетки, и которые, на первый взгляд, не видно без микроскопа. Но на самом деле, их реально визуализировать на том же мастер-классе по молекулярной биологии или по физиологии растений, и все прекрасно видно прямо в пробирке. Даже ДНК можно увидеть невооруженным глазом, если правильно подойти к этому вопросу. 

Публикация 635

Если ребенка все это ужасно впечатлило, но он учится в школе, где биомедицинского класса нет, как ему дальше быть?

Если в школе нет биологического класса, это вовсе не повод расстраиваться, стоит присмотреться к кружкам. В Москве очень много хороших биологических кружков, в частности, при Центре педагогического мастерства, в Биологическом музее, при биофаке МГУ, при факультете биоинженерии и биоинформатики МГУ. Они, как правило, нацелены на классическую биологию, но есть и исключения: например, на том же факультете биоинженерии и биоинформатики проводится кружок по биохимии. И я знаю по собственному опыту работы, что даже ребенок из физматшколы может с удовольствием ходить на биологический кружок и узнавать там что-то новое и интересное просто потому, что если грамотно подойти к вопросу и встроиться в эту линию развития естественных наук вовремя (условно говоря, в начале года прийти на кружок), то все становится понятно и доступно.