Ксения Донская 18 апреля 2018 |
На самом деле, биомедицина – это не совсем медицина и не совсем биология. Мы ставим целью развить интерес детей к естественным наукам с самых юных лет. В частности, именно поэтому у нас праздник именно для семиклассников: как правило, в восьмых классах московских школ начинается специализация. Также пристальное внимание к этому направлению объясняется тем, что биология и смежные с ней дисциплины сейчас развиваются безумно быстро, и мы не успеваем за современной наукой. Именно поэтому нам и надо рассказывать детям про то, что происходит в данный момент, а не то, что было, скажем, пять лет назад: эти данные уже потеряли актуальность. Медицина развивается вместе с биологией и тоже претерпевает достаточно большие изменения. И, конечно, если мы говорим про биомедицину, то ею скорее занимаются не врачи, а люди, которые разрабатывают различные препараты, делают открытия.
Участники Биомедицинского праздника выполняют задания олимпиады
Да, причем ученые с упором на практику. Потому что если мы посмотрим на российское научное сообщество сейчас, то там очень много академиков, которые могут придумать, но не могут сделать, делает все юное поколение, а мы хотим, чтобы и думали, и делали одни и те же люди. Медицина и биология сегодня меняются с невероятной скоростью, пример тому – медико-биологический факультет РНИМУ им. Н. И. Пирогова, где есть такие направления, как кибермедицина, биоинформатика, нанобиотехнологии. Медицину в стандартном ее понимании знают все, а биомедицина – это раздел, который только-только развивается, сюда как раз входит разработка препаратов, получение каких-то новых материалов, использование инженерных моделей для протезирования. Поэтому для биомедика, для медика в новом его понимании важно знание не только биологии и медицины, но и физики, математики и других естественных наук, все это должно работать комплексно.
Если говорить о том, что у нас происходит с образованием медиков, то мне кажется правильным, если в школе будут появляться какие-то курсы оказания первой медицинской помощи в рамках ОБЖ, например. А возможно, даже и какие-то более длительные практики. То есть, если мы говорим про естественнонаучные классы, будь то медико-биологические, биомедицинские или биохимические, ученикам важно знать о том, что происходит не только в биологии, но и в медуниверситетах. Поэтому, например, у нас в 57 школе планируется практика на базе нескольких медуниверситетов, чтобы дети посмотрели, как все устроено во взрослой жизни и почему это интересно.
У нас есть курсы, которые будут реализованы совместно с РНИМУ им. Н. И. Пирогова на базе университета, где дети смогут посмотреть и на учебу студентов в медвузах, и на практику в больницах: мой класс, например, делает мастер-классы по биологии и химии в онкоцентре имени Димы Рогачева. Они видят, что существует другая сторона медали: не только обычная школа, но и школа для детей, у которых сложная жизненная ситуация. Мне кажется, что, возможно, с медициной школьникам логичнее знакомиться как раз в рамках таких выездных практик. А что касается биологии, то модифицировать программу по этому предмету реально, только если мы модифицируем ЕГЭ. Сейчас есть ощущение, что в заданиях, которые встречаются на экзамене, очень мало физиологии, которая как раз может быть связана с медициной. Если будет больше физиологии, как следствие, начнут появляться и вопросы по медицине.
На самом деле, праздник рассчитан на всех, на то он и праздник. У нас есть мастер-классы для детей, которым интересны совершенно разные направления биологии, как современные (например, молекулярная биология), так и классические (скажем, гидробиология или экология). На олимпиаде часть вопросов рассчитана на школьников, которые уже знают биологию, а часть – на тех, кто только-только начинает вливаться в эту естественнонаучную среду и думать о том, какую специализацию выбрать. Поэтому мы включили вопросы и на знание, и на размышление, то есть, не для всех заданий достаточно только знаний, есть и целый блок «на подумать», чтобы ребенок, который еще не проходил классическую биологию, все равно смог ответить на что-то, до чего можно дойти логически.
Конечно нет. Мы даже во введении к варианту написали: «Не расстраивайтесь, если вы чего-то не знаете, это повод узнать что-то новое». Наша цель – сделать так, чтобы ребенок не просто получил удовольствие, а чтобы он начал думать о том, чего он еще не знает, что ему интересно, на что стоит обратить внимание в процессе выбора своей специализации.
На самом деле, все очень просто: если мы говорим про биологию, то все начинается с клетки, это такая основополагающая единица. Процессы, которые в ней происходят, обусловлены нашей генетикой. Поэтому важно показать детям, что, на самом деле, генетика подвластна даже семиклассникам, это очень простая и предельно логичная наука. Тем более, у нас замечательные лекторы: это Денис Владимирович Ребриков, проректор РНИМУ им. Н. И. Пирогова, и Дмитрий Александрович Мадера, руководитель лаборатории молекулярной генетики компании BIOCAD.
«Биология – это круто!» Это интересно, это не только посчитать пестики-тычинки, но еще и молекулярные штуки, которые происходят на уровне клетки, и которые, на первый взгляд, не видно без микроскопа. Но на самом деле, их реально визуализировать на том же мастер-классе по молекулярной биологии или по физиологии растений, и все прекрасно видно прямо в пробирке. Даже ДНК можно увидеть невооруженным глазом, если правильно подойти к этому вопросу.
Если в школе нет биологического класса, это вовсе не повод расстраиваться, стоит присмотреться к кружкам. В Москве очень много хороших биологических кружков, в частности, при Центре педагогического мастерства, в Биологическом музее, при биофаке МГУ, при факультете биоинженерии и биоинформатики МГУ. Они, как правило, нацелены на классическую биологию, но есть и исключения: например, на том же факультете биоинженерии и биоинформатики проводится кружок по биохимии. И я знаю по собственному опыту работы, что даже ребенок из физматшколы может с удовольствием ходить на биологический кружок и узнавать там что-то новое и интересное просто потому, что если грамотно подойти к вопросу и встроиться в эту линию развития естественных наук вовремя (условно говоря, в начале года прийти на кружок), то все становится понятно и доступно.