Ксения Донская 1 октября 2018 |
Должна признать, что когда мы хотим скопировать лучшую систему школьного образования, лучший способ организации олимпиад, то всегда клонируем российские разработки. Нас, например, восхищает ваша Открытая олимпиада по программированию, и особенно хотелось бы отметить вклад завкафедрой информатики СУНЦ МГУ Елены Андреевой. Наши соревнования по математике, информатике, физике, химии напоминают ваши и, кстати, пользуются очень большой популярностью, потому что у нас уж такая страна: мы всегда хотим быть первыми, нам всегда нужны медали.
Елена Хаджи-Пурич на церемонии открытия Олимпиады мегаполисов
Да. Мне кажется, все дело в том, что в этих дисциплинах можно четко оценить достижения участников, в той же информатике вы точно знаете, что вот эта работа – на пять баллов, а та – на четыре. А если мы говорим о чем-то более творческом, то там сложно установить абсолютно объективные критерии. Кто лучше: Пушкин или Есенин? Невозможно ответить, грани размыты.
Я бы так не сказала: очень часто наши ребята уезжают учиться куда-то еще. Например, на учебу в Кембридже выделяют пять стипендий для школьников из стран, не входящих в состав Евросоюза, и все пять в этом году получили сербские школьники. Если у детей есть «серебро» или «золото» на международной олимпиаде, то их приглашают и в Оксфорд, и в Массачусетский технологический университет. Некоторые из наших учеников хотят в российский Иннополис, и в этом году один наш мальчик получил стипендию на обучение там. Конечно, ребятам хочется уехать в лучшие университеты мира, но мы всегда говорим им, чтобы они возвращались и чему-нибудь нас учили.
Бывает, приезжают на каникулы. Или женятся на сербских девушках и переезжают обратно.
Во-первых, нужно найти хороших тренеров, и надо сказать, что поиск профессоров, которые могут решать задания международного уровня, – очень непростое дело. Потом мы на десять дней уезжаем в лагерь в горах, где и проходят занятия. Это очень удобно, потому что при таком подходе дети полностью сосредоточены на подготовке.
Изучать информатику - это как взбираться на гору, вершины которой не видно. И если хочешь карабкаться всю жизнь, это лучший выбор
Я бы сказала, что сегодня быть дамой в информатике очень сложно. У меня четверо детей, и если появляется какое-то серьезное дело, то часто можно услышать: «Да у нее дети, ей такое нельзя доверить». На Европейских играх в этом году среди тимлидеров сборных по информатике было всего две женщины – я и представительница Финляндии. Я бы хотела, чтобы меня воспринимали как равную, но мужчин это затрагивает за живое. Мне кажется, сегодня наша главная проблема даже не в том, чтобы добиваться таких же результатов, как они, а в том, чтобы эти результаты признавали.
В школе мне всегда нравилась математика и физика, а информатика тогда была совсем молодым направлением, которое обещало столько приключений в будущем! Это меня и привлекло. Изучать информатику - это как взбираться на гору, вершины которой не видно. И если хочешь карабкаться всю жизнь, это лучший выбор.
Нас было всего 10, а мальчиков – 150. Сейчас я многое делаю для того, чтобы привлекать девочек к занятиям информатикой и программированием с младших классов. Потому что потом начинать уже поздно; чем раньше, тем лучше.
Да, я бы сказала, что если говорить о количестве, о числе девочек, которые занимаются информатикой, то да, мы справились. Но с качеством все далеко не так радужно, достаточно посмотреть на состав команд на олимпиадах по информатике: в них одни мальчики. Лично мне это не нравится. Так что над этим нам еще надо поработать.
Они начинают заниматься информатикой слишком поздно, только в университете, потому что в Сербии этот предмет не входит в список обязательных. Это во-первых. Во-вторых, в информатике нельзя бояться: если у тебя есть вопрос, если тебе кажется, что в решении что-то не так, подними руку, не стесняйся. Я читала, что во Франции есть школа, в которой уроки информатики проводят отдельно для мальчиков и для девочек, потому что если девочкам что-то не понятно, то они боятся спрашивать и молчат, им неловко перед мальчиками. Мне не очень нравится такая идея разделения, но их действительно нужно как-то подбадривать.
Да. Но в таких вопросах традиции не ведут к прогрессу. Вот почему нам надо донести до родителей, что если у девочки есть способности к информатике, то нужно их развивать.
Могу сказать по опыту моей семьи: четыре года – самое время. Даже если ребенок не умеет читать, это не проблема: он может, например, осваивать программу Scratch даже без этого. Это в принципе очень интуитивное занятие. И с 4 до 16 лет вполне можно вырастить программного разработчика, за это я ручаюсь!
Информатика - это отличный способ заставить свои мозги поработать, но программировать всем необязательно. Если вы фермер, то вряд ли вам пригодится Python
Во-первых, я пытаюсь популяризировать раннее образование в области информатики. Мы стараемся организовать занятия в каждой школе, пусть не в рамках основных уроков, но хотя бы в форме кружков, чтобы дети могли сначала познакомиться со Scratch, а затем – и с Python. Еще одна интересующая меня тема – это фармацевтика. Я разрабатываю инструмент, который поможет родителям понять, есть ли у лекарства побочные эффекты для детей или нет. Дело в том, что, естественно, клинические испытания медикаментов на детях не проводятся, поэтому в значительной степени нам приходится опираться на отзывы в интернете и посты в соцсетях. Если какая-то мама пишет в Твиттере о побочке у лекарства, вам нужно проанализировать: это достоверный отзыв? А вдруг это тролль? Чтобы разобраться, мы используем обработку текста на естественном языке. Затем следует собрать все публикации на данную тему вместе и сделать какие-то выводы по поводу лекарства, возможно, передать определенную информацию Всемирной организации здравоохранения.
Я бы сказала, что биоинформатика. Сегодня это огромное поле для научных изысканий, поэтому если вам интересны компьютеры и хочется помочь человечеству, то это отличный вариант. Также я бы посоветовала обратить внимание на исследование социальных сетей, это тоже очень популярно. И конечно, все, что связано с вычислением троллей и ботов.
С одной стороны, сегодня без компьютера даже в магазин не выйдешь, мы ведь сначала читаем отзывы: полезная это еда или нет, хороший товар или так себе. Но мне кажется, что, возможно, большей части людей пока достаточно просто отличать рациональный ход мысли от нерационального, научиться вырабатывать эффективные стратегии поведения. Информатика – это отличный способ заставить свои мозги поработать, но программировать всем необязательно. Если вы фермер, то вряд ли вам пригодится Python. В будущем нас будет окружать все больше технологий, и мне лично это нравится. Но нам нужно обязательно проводить какое-то время на природе и забывать обо всех наших гаджетах. Например, поезжайте на рыбалку. И не надо оттуда выкладывать фотографии и перечислять весь свой улов в соцсетях!