Впечатления и замечания о работе новой версии присылайте на notice@olimpiada.ru. Старая версия доступна по адресу info.olimpiada.ru
Интервью

«Быть дамой в информатике очень сложно»: интервью с президентом сербского национального комитета по информатике Еленой Хаджи-Пурич

Мы продолжаем публиковать интервью с членами жюри третьей международной олимпиады Мегаполисов. О том, как организованы сербские олимпиады, почему в информатике так мало девочек (и что с этим делать) и действительно ли в 21 веке стыдно не уметь программировать, нам рассказала Елена Хаджи-Пурич, профессор информатики, президент сербского национального комитета по информатике, член международного комитета Европейской олимпиады юниоров по информатике, член Европейской ассоциации продвижения науки и Института инженеров электротехники и электроники.
Ксения Донская 1 октября 2018
 Математика Информатикаи еще 2 предмета

Расскажите, пожалуйста, как устроена система олимпиад в Сербии.

Должна признать, что когда мы хотим скопировать лучшую систему школьного образования, лучший способ организации олимпиад, то всегда клонируем российские разработки. Нас, например, восхищает ваша Открытая олимпиада по программированию, и особенно хотелось бы отметить вклад завкафедрой информатики СУНЦ МГУ Елены Андреевой. Наши соревнования по математике, информатике, физике, химии напоминают ваши и, кстати, пользуются очень большой популярностью, потому что у нас уж такая страна: мы всегда хотим быть первыми, нам всегда нужны медали.


 Елена Хаджи-Пурич на церемонии открытия Олимпиады мегаполисов

Олимпиады по точным и естественным наукам у вас более популярны, чем гуманитарные?

Да. Мне кажется, все дело в том, что в этих дисциплинах можно четко оценить достижения участников, в той же информатике вы точно знаете, что вот эта работа – на пять баллов, а та – на четыре. А если мы говорим о чем-то более творческом, то там сложно установить абсолютно объективные критерии. Кто лучше: Пушкин или Есенин? Невозможно ответить, грани размыты.

Много ли детей интересуется олимпиадами?

О да! Например, в первом этапе олимпиады по информатике у нас участвуют более 20 тысяч учащихся в возрасте от 12 до 19 лет. Если учитывать размеры нашей страны, то это пропорционально числу олимпиадников в России и гораздо больше, чем в других балканских странах, например, в Болгарии, Румынии, Хорватии. У некоторых из наших соседей количество участников и вовсе не превышает трех сотен. И результаты у нас тоже довольно впечатляющие, например, в этом году наши ребята получили две золотые медали на Международной олимпиаде по математике. Для такой маленькой страны это очень хорошо.

А как проходит подготовка талантливых детей?

У нас есть школы для одаренных детей, причем не только в Белграде, но и в других крупных городах с университетами. Всего в Сербии десять таких специальных школ, где дети могут углубленно заниматься физикой, информатикой, химией. Чтобы поступить в них, учащимся нужно сдать вступительные экзамены. Роль играют и результаты на олимпиадах, если вдруг они уже принимали в них участие. Конкурс там обычно довольно высокий, в этом году, например, три человека на место. Многим хочется учиться в таких школах, потому что там работают лучшие учителя. Я и сама преподаю в университете, но параллельно работаю в такой школе.

Наверное, многие из ваших учеников затем становятся вашими же студентами?

Я бы так не сказала: очень часто наши ребята уезжают учиться куда-то еще. Например, на учебу в Кембридже выделяют пять стипендий для школьников из стран, не входящих в состав Евросоюза, и все пять в этом году получили сербские школьники. Если у детей есть «серебро» или «золото» на международной олимпиаде, то их приглашают и в Оксфорд, и в Массачусетский технологический университет. Некоторые из наших учеников хотят в российский Иннополис, и в этом году один наш мальчик получил стипендию на обучение там. Конечно, ребятам хочется уехать в лучшие университеты мира, но мы всегда говорим им, чтобы они возвращались и чему-нибудь нас учили.

И как, возвращаются?

Бывает, приезжают на каникулы. Или женятся на сербских девушках и переезжают обратно.

Вы участвуете в подготовке команды к Международной олимпиаде по информатике. Каким образом она проходит?

Во-первых, нужно найти хороших тренеров, и надо сказать, что поиск профессоров, которые могут решать задания международного уровня, – очень непростое дело. Потом мы на десять дней уезжаем в лагерь в горах, где и проходят занятия. Это очень удобно, потому что при таком подходе дети полностью сосредоточены на подготовке.

Изучать информатику - это как взбираться на гору, вершины которой не видно. И если хочешь карабкаться всю жизнь, это лучший выбор

Информатика сегодня остается областью, в которой доминируют мужчины. Вы когда-нибудь чувствовали, что в профессиональной среде к вам относятся не так, как к вашим коллегам мужского пола?

Я бы сказала, что сегодня быть дамой в информатике очень сложно. У меня четверо детей, и если появляется какое-то серьезное дело, то часто можно услышать: «Да у нее дети, ей такое нельзя доверить». На Европейских играх в этом году среди тимлидеров сборных по информатике было всего две женщины – я и представительница Финляндии. Я бы хотела, чтобы меня воспринимали как равную, но мужчин это затрагивает за живое. Мне кажется, сегодня наша главная проблема даже не в том, чтобы добиваться таких же результатов, как они, а в том, чтобы эти результаты признавали.

Когда вы поступали в университет, были ли у вас какие-то сомнения прежде, чем выбрать информатику?

В школе мне всегда нравилась математика и физика, а информатика тогда была совсем молодым направлением, которое обещало столько приключений в будущем! Это меня и привлекло. Изучать информатику - это как взбираться на гору, вершины которой не видно. И если хочешь карабкаться всю жизнь, это лучший выбор.

А у вас на курсе были другие девочки?

Нас было всего 10, а мальчиков – 150. Сейчас я многое делаю для того, чтобы привлекать девочек к занятиям информатикой и программированием с младших классов. Потому что потом начинать уже поздно; чем раньше, тем лучше.

И как вам кажется, сегодня меняется ситуация?

Да, я бы сказала, что если говорить о количестве, о числе девочек, которые занимаются информатикой, то да, мы справились. Но с качеством все далеко не так радужно, достаточно посмотреть на состав команд на олимпиадах по информатике: в них одни мальчики. Лично мне это не нравится. Так что над этим нам еще надо поработать.

Как вы думаете, в чем проблема? Почему девочек мало?

Они начинают заниматься информатикой слишком поздно, только в университете, потому что в Сербии этот предмет не входит в список обязательных. Это во-первых. Во-вторых, в информатике нельзя бояться: если у тебя есть вопрос, если тебе кажется, что в решении что-то не так, подними руку, не стесняйся. Я читала, что во Франции есть школа, в которой уроки информатики проводят отдельно для мальчиков и для девочек, потому что если девочкам что-то не понятно, то они боятся спрашивать и молчат, им неловко перед мальчиками. Мне не очень нравится такая идея разделения, но их действительно нужно как-то подбадривать.


Участники выполняют задания первого тура Олимпиады мегаполисов

То есть, отчасти дело в традиционных представлениях? «Работа за компьютером – мужское дело»?

Да. Но в таких вопросах традиции не ведут к прогрессу. Вот почему нам надо донести до родителей, что если у девочки есть способности к информатике, то нужно их развивать.

Вы сказали, что нужно начинать как можно раньше. Какой возраст, по вашему мнению, подходящий?

Могу сказать по опыту моей семьи: четыре года – самое время. Даже если ребенок не умеет читать, это не проблема: он может, например, осваивать программу Scratch даже без этого. Это в принципе очень интуитивное занятие. И с 4 до 16 лет вполне можно вырастить программного разработчика, за это я ручаюсь!

Информатика - это отличный способ заставить свои мозги поработать, но программировать всем необязательно. Если вы фермер, то вряд ли вам пригодится Python

Как я понимаю, вы не только преподаете, но и занимаетесь какими-то очень практическими разработками в области образования и не только. Не могли бы вы рассказать об этом?

Во-первых, я пытаюсь популяризировать раннее образование в области информатики. Мы стараемся организовать занятия в каждой школе, пусть не в рамках основных уроков, но хотя бы в форме кружков, чтобы дети могли сначала познакомиться со Scratch, а затем – и с Python. Еще одна интересующая меня тема – это фармацевтика. Я разрабатываю инструмент, который поможет родителям понять, есть ли у лекарства побочные эффекты для детей или нет. Дело в том, что, естественно, клинические испытания медикаментов на детях не проводятся, поэтому в значительной степени нам приходится опираться на отзывы в интернете и посты в соцсетях. Если какая-то мама пишет в Твиттере о побочке у лекарства, вам нужно проанализировать: это достоверный отзыв? А вдруг это тролль? Чтобы разобраться, мы используем обработку текста на естественном языке. Затем следует собрать все публикации на данную тему вместе и сделать какие-то выводы по поводу лекарства, возможно, передать определенную информацию Всемирной организации здравоохранения. 


Для решения задач по информатике нужен не только компьютер, ручка и бумага тоже пригодятся

Как вы думаете, какие направления, связанные с информатикой, сейчас самые перспективные?

Я бы сказала, что биоинформатика. Сегодня это огромное поле для научных изысканий, поэтому если вам интересны компьютеры и хочется помочь человечеству, то это отличный вариант. Также я бы посоветовала обратить внимание на исследование социальных сетей, это тоже очень популярно. И конечно, все, что связано с вычислением троллей и ботов.

Сегодня некоторые говорят о том, что программирование в какой-то степени нужно всем, потому что нас окружают технологии, и чем дальше, тем их будет больше. Как вам кажется, насколько справедлива такая точка зрения?

С одной стороны, сегодня без компьютера даже в магазин не выйдешь, мы ведь сначала читаем отзывы: полезная это еда или нет, хороший товар или так себе. Но мне кажется, что, возможно, большей части людей пока достаточно просто отличать рациональный ход мысли от нерационального, научиться вырабатывать эффективные стратегии поведения. Информатика – это отличный способ заставить свои мозги поработать, но программировать всем необязательно. Если вы фермер, то вряд ли вам пригодится Python. В будущем нас будет окружать все больше технологий, и мне лично это нравится. Но нам нужно обязательно проводить какое-то время на природе и забывать обо всех наших гаджетах. Например, поезжайте на рыбалку. И не надо оттуда инстаграмить и перечислять весь свой улов в Твиттере!

Еще по теме
Комментариев пока нет. Выскажитесь первым