Старая версия доступна по адресу info.olimpiada.ru
Партнерский материал

Гарри Поттер и индивидуальная учебная траектория: кому и зачем поступать в школу «Летово»

Открывшуюся в этом году школу «Летово» уже окрестили «русским Хогвартсом», и это, конечно, совсем неудивительно: дети здесь живут в домах на территории кампуса, сами выбирают, в какие предметы углубляться, а после уроков колдуют над глиной и оживляют роботов. О том, как сюда попасть и чему тут учиться, мы поговорили с руководителем департамента набора учеников Ларисой Корабельщиковой.
Ксения Донская 15 ноября 2018

Чем «Летово» отличается от школ, к которым мы привыкли?

Во-первых, тут учатся ребята со всей страны, на сегодняшний день у нас в пансионе живет более 200 человек. Конечно, есть ученики, которые каждый день ездят домой, но большинство предпочитает жить с нами. Во-вторых, наша школа сама по себе не совсем обычная, она рассчитана на мотивированных и способных ребят. В этом году мы набирали 7, 8 и 9 классы, и отбор был очень серьезным: нам пришло более 13 тысяч заявок со всей страны, от Калининграда до Владивостока, были даже абитуриенты из зарубежных стран.

Русскоговорящие?

Да, в основном, это ребята, которые по каким-то причинам переехали за границу вместе с родителями. Заявок непосредственно от иностранцев не было, поскольку школа у нас все-таки билингвальная и обучение идет и на русском, и на английском. Хотя в домах-пансионах у нас работают, в основном, специалисты из Великобритании, то есть, у наших учеников все вечернее и утреннее общение проходит на английском.

Сайт школы «Летово»

У вас на сайте говорится, что в «Летово» дети сами могут выбирать, в каком темпе и насколько глубоко осваивать различные предметы. Каким образом это осуществляется?

У каждого из наших учеников свой индивидуальный учебный план, они формируют его в начале года вместе с наставниками, ставят себе образовательные цели как на академическую, так и на внеакадемическую часть программы. Она у нас, кстати, обширнейшая: вторая половина дня у ребенка может быть занята различными спортивными клубами, секциями, игрой на музыкальных инструментах, изобразительным искусством, робототехникой, компьютерным дизайном. Из всего этого богатства ему нужно что-то выбрать, и он вместе с наставниками и учителями как раз-таки учится выбирать. Они вместе ставят цели и формируют вокруг них учебную программу. Предметы также могут изучаться на стандартном и углубленном уровне, тут возможность выбора зависит от года обучения: чем старше учащиеся, тем его больше. Кроме того, в 9 классе у нас реализуется профильное обучение по шести направлениям.

Это как профильные классы?

Не совсем. В профильных классах обычно фиксированный учебный план, а у нас скорее общее направление обучения. Оно достаточно широкое, включает в себя обязательные углубленные предметы, но помимо них можно выбирать и дополнительные из любой интересующей сферы. 
В чем плюсы формы обучения, которую мы видим в «Летово», по сравнению, например, с дистанционным образованием?

У нас очное и дистанционное обучение не противопоставлены, а дополняют друг друга. Если мы говорим о естественно-научных предметах, то в них значительную долю составляют практическая и лабораторная работа, ее невозможно осуществить дистанционно. Многие наши ребята изучают химию, физику и биологию углубленно, и у нас совершенно потрясающие лаборатории и даже теплица есть  наши первые ученики уже начали ее обживать. Онлайн-формат не подходит и для прикладных занятий: искусства, музыки, робототехники. При этом, безусловно, в «Летово» очень активно развивается дистанционный компонент: у всех наших предметов есть так называемый «онлайн-шлейф», то есть, все, что проходится на уроке, параллельно существует в онлайн-среде, что очень удобно, если ты, например, заболел. Также у нас осуществляется огромная дистанционная поддержка абитуриентов: перед экзаменами они могут потренироваться на нашем сайте дистанционного образования. У нас реализована система адаптивного тестирования: дети могут пройти тест и понять, где у них проблемы, а далее им будут предложены задания на те темы, которые вызывают затруднения. Нам важно, чтобы наши абитуриенты из Москвы и из регионов при поступлении находились в равных условиях, и мы стараемся обеспечить последним максимальный доступ к нашим электронным ресурсам. Дистанционно поддерживаются и ребята, которые занимаются какими-то предметами углубленно: мы выкладываем много олимпиадных заданий, если у ребенка не получается их решить, он через какое-то время получает подсказку, если все равно ничего не выходит, то ему дается решение и ответ. Начинают активно развиваться и наши онлайн-кружки.

Они бесплатные?

Да, все наши онлайн-активности бесплатны.

Вы упомянули о том, что в этом году вам прислали более 13 тысяч заявок. Каких ребят вы в итоге набрали?  

У нас получилось 243 ученика в трех параллелях, примерно поровну ребят из Москвы и регионов. Представлено очень много городов: Мурманск, Ижевск, Екатеринбург, Новосибирск, откуда только нет. Конечно, это совершенно потрясающие ребята. Наша школа работает с программами международного бакалавриата, и в них есть профиль ученика, где перечислены десять качеств, которые необходимо развить в себе, и одно из них  это risk-taking, то есть, «готовность пойти на риск». И все наши 243 ученика  невероятные risk takers, потому что это первый год работы школы, причем школы совершенно необычной; многим пришлось оставить свой город, семью, друзей, привычное окружение, чтобы приехать к нам. Это говорит о них как об очень мужественных ребятах. Но у нас недавно были первые каникулы, они разъезжались по домам и вернулись с такими счастливыми лицами, это крайне приятно. И, конечно, это действительно очень мотивированные и талантливые ребята, причем в самых разных областях.

Сейчас закончилась первая четверть, есть ли у ваших учащихся уже какие-то результаты, о которых можно рассказать?

Они уже, конечно, себя проявили разными способами, хотя с начала учебного года прошло всего два месяца. Например, сейчас завершился школьный этап Всероссийской олимпиады, и мы подписали более 800 дипломов, многие прошли в муниципальный этап. Ребята уже привозят грамоты и медали с разных интеллектуальных соревнований, но для нас, конечно, также важно то, как они себя ощущают внутри школы. Это их первый опыт работы с образовательными целями, и в конце учебного периода они проводят рефлексию на тему того, правильный ли путь они выбрали, нет ли необходимости что-то скорректировать. Это для нас тоже серьезный результат.

А с кем они этим занимаются?

У них есть наставники, они работают с учебными, внеакадемическими и личностными целями учащихся. И плюс, конечно, именно они играют большую роль в адаптации ребят, которые у нас живут, помогают им сориентироваться.

Вы рассказывали о том, что в интернете есть курсы и кружки для ваших абитуриентов, а с какого возраста можно на них заниматься? И когда стоит начинать готовиться к поступлению в школу?

В целом мы бы вообще не хотели говорить о подготовке к поступлению, ученик не должен этим заниматься, к нашей школе его готовит разнообразие образовательного опыта. И, конечно, нельзя забывать о том, что тут происходит взаимный выбор: не только мы выбираем ребят, которые к нам приходят, но и они выбирают нас; они должны разделять наши ценности, им должно быть интересно тут находиться. На рынке образовательных услуг сегодня достаточно предложений; есть школы, которые нацелены исключительно на академические достижения в каком-то конкретном направлении, некоторым семьям больше подходят они. А у нас все-таки программа целостного образования, то есть, нам важно, чтобы даже ученики с супердостижениями в какой-то одной области развивались и в других сферах, в том числе, личностной. Поэтому к взаимному выбору сам ребенок должен подходить осознанно. А если его родители с первого класса будут готовить к поступлению в «Летово», не факт, что в результате вырастет ученик, которому будет полезно тут учиться. Если же говорить о наших кружках, то мы начинаем приглашать ребят с пятого класса.

Каким образом проводится набор учащихся в школу?

Сначала ребята заполняют довольно подробную электронную заявку на сайте, где рассказывают про себя и про свои достижения. Затем мы приглашаем их на заочный этап тестирования, он проходит в электронной форме; состав экзаменов зависит от того, в какой класс поступает ребенок. Но есть и общие испытания для всех параллелей: русский, математика, английский. Затем успешно написавшие тест приглашаются на очный этап. Очный он в кавычках, потому что ребята, которые живут далеко, все равно пишут его онлайн, но при этом используется система прокторинга, то есть, за процедурой написания постоянно наблюдает наш учитель. Тех, кто успешно справился и с этим этапом, мы зовем на собеседование, и оно уже обязательно проходит на кампусе.

Насколько сложны задания вступительных экзаменов?

По тематике они соответствуют программе той параллели, в которой учится ребенок. А по уровню сложности в каждом экзамене задания идут от простых к более трудным. Там найдутся задачки и для тех, кто знает предмет на стандартном уровне, и для тех, кто занимается им углубленно; каждый сможет себя проявить.

В чем разница между заданиями заочного и очного этапа? Разная форма?

Тут дело не только в форме. На заочных экзаменах, в основном, дети решают тесты, которые проверяются автоматически, а на очном этапе нам интересно посмотреть на различные компетенции ребенка, и для этого используются задания с открытым ответом, эссе, задачи, в которых нужно не только выдать ответ, но и изложить ход решения.

Что собой представляет собеседование? Можно ли подготовиться к нему?

Тут готовиться нет нужды, потому что по сути это такое близкое знакомство, в ходе которого проверяются различные личностные качества: умение работать в команде, мыслить критически и творчески. Кроме того, оно включает в себя беседу с преподавателем-предметником, которому абитуриент может рассказать про свои учебные интересы. На этом этапе у ребят и их родителей также есть возможность задать нам интересующие их вопросы. Это как раз тот самый момент взаимного выбора, когда мы рассказываем про себя, семья рассказывает про себя и химия либо возникает, либо нет.

В каких случаях химии не возникает? Когда, например, оказывается, что ребенок не готов жить и учиться вдали от дома?

Если приемная комиссия сочтет, что результаты собеседования указывают на то, что ребенку учеба тут будет во вред. Возможно, ему стоит попробовать поступить через год. Бывают и такие случаи, когда «Летово» – это выбор родителей, а не ученика. Приемная комиссия обсуждает ситуацию каждого абитуриента и принимает решения, которые основываются на множестве факторов.

Если у семьи нет возможности оплачивать учебу в «Летово», каким образом они должны действовать?

У нас существует стипендиальный фонд, и после того, как приемная комиссия рекомендует ребенка к зачислению, школа выясняет, в состоянии ли родители оплачивать обучение. Те семьи, у которых такой возможности нет, могут обратиться в фонд и запросить стипендию. Они предоставляют туда стандартный пакет документов, его можно посмотреть у нас на сайте, и фонд совместно с банком-партнером определяет ее размер. Он зависит от возможностей семьи и может покрывать полную себестоимость обучения, а может какую-то часть. Больше 80% наших текущих учеников так или иначе получают стипендии в разном объеме. 

Получается, что в «Летово» стипендиаты из не самых богатых семей учатся и живут рядом с детьми очень состоятельных родителей, ведь обучение достаточно дорогое. Каким образом они уживаются?

Во-первых, как я уже говорила, «Летово»  это место равных возможностей, условия поступления сюда одинаковы для всех. Ребята уже на этом этапе знают: единственное, что здесь играет роль,  то, что они сами из себя представляют, а не то, что из себя представляют финансовые возможности их родителей. Все дополнительное образование доступно всем нашим учащимся без дополнительной платы, то есть, они одинаково занимаются искусством, музыкой, спортом, у всех есть возможность пользоваться библиотечными ресурсами, которые помимо огромного книжного фонда включают доступ к платным подпискам. Вторая важная вещь  это выстраивание культуры школы, на которое нацелена наша команда. И, конечно, нам крайне важны наши первые поступившие, потому что именно они вместе с нами являются строителями этой культуры. Да, действительно, для многих ребят это совершенно новый опыт, но за истекшие два месяца никаких связанных с этим вопросов не возникало. Все прекрасно понимают, где они учатся, помогают друг другу, выстраиваются совершенно великолепные отношения. Бывают даже такие истории, когда родители нам рассказывают, что у ребенка раньше никогда не было такого опыта, поэтому половина вещей, которые он изначально взял собой, потом привозится обратно и выкладывается.

Слишком много набрал?

Да, или, может, хотел похвастаться и понял, что здесь это делать не перед кем, здесь ценно совершенно другое. Для всей нашей команды выстраивание культуры  одна из первоочередных задач, на это работают и учителя, и наставники, и пансион. Все дети в одних условиях, у всех равные возможности  это наш принцип.

Расскажите, пожалуйста, про олимпиаду «Летово». Она увеличивает шансы на поступление к вам?

Это соревнование для ребят с 5 по 8 класс. В этом году в ней представлено одиннадцать предметов  больше, чем в прошлом, поскольку тогда она проводилась впервые, это был такой пробный шар, который оказался очень удачным, мы получили много положительных отзывов. Ее разрабатывали наши учителя, и они постарались, чтобы это было интересно, содержательно и так же сложно, как и любая другая олимпиада. Кроме того, мы ценим мультидисциплинарность, поэтому в нашем соревновании есть сквозная тема, которая связывает задания по всем предметам. И у ребят есть возможность поучаствовать как в соревновании по конкретному предмету, так и в многоборье, то есть, порешать задания из разных областей, показать свою широкую эрудицию. Олимпиада проводится в два этапа: заочный и условно очный.

Во время первого, отборочного, можно в течение недели абсолютно свободно заходить на сайт и решать задания. Второй тур  финальный, там ребятам предлагаются очень крутые и сложные задания с открытым ответом. Достижения в нашей олимпиаде мы рассматриваем наравне с любыми другими академическими достижениями, включая результаты Всероса. И, конечно, при поступлении они принимаются во внимание.

Каким в идеале должен быть ваш выпускник?

Если мы рисуем портрет нашего выпускника, то потом каскадируем его на портрет нашего абитуриента, потому что есть много вещей, которых учителя и наставники помогут достичь в школе, но есть и многие вещи на ценностном уровне, которые зависят уже от семьи или самого ученика. Безусловно, выпускник «Летово»  это успешный человек, причем не только в плане поступления в университеты, но и в плане обучения в этих университетах и в дальнейшей карьере. Есть куча историй, когда ребята-олимпиадники поступают с помощью своих достижений в университет и вылетают оттуда после первого семестра. А мы говорим именно о развитии компетенций, которые помогут ребенку учиться. Кроме того, мы работаем над развитием целостной личности в плане академического-внеакадемического развития, то есть, умения сделать выбор, найти себя, понять, что для тебя хорошо и правильно. Это огромная работа, которая проводится не только на уроках, но и в коридорах, на внеурочных мероприятиях, в домах пансиона. Мы хотим помочь ребятам развить понимание собственного пути и умение его выстроить, поставить цели и достичь их.

Еще по теме
  
3 комментария