В воскресенье, 17 марта, в Центре педагогического мастерства состоялся третий по счету Биомедицинский праздник. Мероприятие проходит для семиклассников, которые увлечены биологией и медициной, а также для всех, кому интересна наука. Школьники поучаствовали в олимпиаде, посетили мастер-классы по медицине, микробиологии, молекулярной биологии и физиологии растений, узнали о клонировании животных из уст доктора биологических наук, а также проявили себя в интеллектуальном турнире, который прошел в формате викторины.
«Наука – это круто!»
Биомедицина – не совсем медицина и не совсем биология. Она существует на стыке двух областей знаний, активно развивается и остается одним из перспективных направлений мировой науки. Этим разделом медицины занимаются не практикующие врачи, а ученые и исследователи: они разрабатывают новые лекарства, изучают механизмы болезней и ищут новые способы диагностики заболеваний.
По мнению организаторов Биомедицинского праздника это сложное на первый взгляд направление может заинтересовать и семиклассника, если подать информацию увлекательно. «С точки зрения современной науки ни биологию, ни медицину нельзя рассматривать отдельно. Это нужно делать комплексно. Мы решили, что будет здорово, если семиклассники, которые, возможно, не знают чего хотят и к чему стремятся, смогут увидеть, что наука – это круто! Ведь биология – это не только пестики и тычинки. Это еще и молекулярная биология, биохимия, физиология и все это очень интересно. Поэтому мы решили создать обзорный праздник, чтобы дети уже в раннем возрасте увлекались наукой», – рассказывает организатор Биомедицинского праздника, методист Центра педагогического мастерства Артем Лысенков.
Организаторы отмечают, что праздник неспроста ориентирован именно на седьмые классы. Ведь, как правило, в восьмых классах столичных школ ученикам предстоит выбрать специализацию. Возможно именно это событие поможет ребятам определиться.
Олимпиада по биомедицине: не только знания, но и умение рассуждать
Открыла праздник олимпиада по биомедицине. К участию приглашались все желающие. «Биомедицину в школе не проходят и мы это понимаем. Для подготовки к олимпиаде необходимы знания биологии и химии. Дополнительно школьникам стоит углубиться в физиологию и аспекты медицины в биологии», – отмечает Артем Лысенков.
В этот раз был полностью изменен формат олимпиадных заданий. Если раньше вопросы были направлены на выявление знаний участников, то в этом году составители сделали акцент на умении школьников рассуждать и творчески подходить к решению задач. К слову, составителями олимпиадных задач являются выпускники и преподаватели биологического факультета и факультета фундаментальной медицины МГУ, а также преподаватели и аспиранты Российского национального исследовательского университета имени Н. И. Пирогова.
Участники признаются, что задания были довольно сложные, но интересные. В решении пригодились не только школьные знания, но и бытовые.
Ученик школы № 1538 Рафаэль мечтает в будущем поступить в медицинский вуз. Сегодня он решил проверить свои знания на олимпиаде: «Меня всегда интересовала биология, а тут еще и медицина! А я хочу стать хирургом. К тому же воскресенье свободный день – хорошая возможность с пользой провести время... К олимпиаде я не готовился, если честно. Но думаю на 60% вопросов ответил верно. Уровень и содержание заданий мне понравился. Самая интересная задача касалась одного необычного свойства бактерий (Рестрикция — разрез цепочки ДНК, осуществляемый специальным ферментом – Прим. ред.) – раньше я о нем совсем ничего не знал. Будет интересно изучить».
Ученица школы № 548 Тамара учится в химико-биологическом классе и увлекается микробиологией, частая участница интеллектуальных соревнований тоже решила попробовать себя в новом состязании: «Задания показались интересными, хотя некоторые были непонятны, потому что я не знаю медицину, а некоторые темы по биологии мы пока не проходили в школе. Возможно я не стану призером, но попробовать стоило!».
О генетике и клонировании простым языком
Продолжением программы стала лекция «Клонирование млекопитающих». О том, зачем природа придумала два пола, клонировании домашних питомцев и перспективе оживить мамонтов семиклассникам рассказал специалист в области методов молекулярной биологии и генной инженерии Денис Ребриков.
«Мы серьезно подходим к выбору лекторов. Для нас, в первую очередь, важно, чтобы ученый рассказывал правду. А значит, он должен быть специалистом в своей области. Во-вторых, тема должна быть подана понятно и наглядно. Самому лектору нужно уметь "держать аудиторию", а лекцию должно быть интересно слушать. Денис Владимирович умеет это делать на все сто процентов! – рассказывает Артем Лысенков. – Я и сам когда-то учился у него в МГУ, поэтому хорошо это знаю. К тому же он один из двигателей современной молекулярной биологии и занимается этим давно. Его научной группе принадлежат несколько патентов. Он более чем разбирается в своей теме».
После лекции участники смогли также расспросить Дениса Ребрикова о том, как попасть на майскую биомедицинскую смену в образовательный центр «Сириус» и какие конкурсы проектных работ школьников есть в Москве.
Гипс, гербарий, пигменты растений
Организаторы постоянно совершенствуют программу и стараются удивить школьников. К примеру, в этом году пришлось отказаться от мастер-класса, который проводился в первые два года Биомедицинского праздника – получение ДНК банана: «Этот опыт стал популярен, и многие стали использовать его в своих мастер-классах. Мы хотели удивить участников, поэтому в этот раз предложили им выделить пигмент из растений и "съедобную биохимию", где мы доказываем, что в газированном напитке и правда содержится много сахара, а в молоке действительно есть белок. Это более глубокие научные опыты. Это то, что можно редко встретить где-то еще. А у нас еще и формат нетипичный: меньше теории – больше практики, – говорит Артем Лысенков. – Мы выбираем зрелищные мастер-классы. Не менее важно, чтобы школьники могли сделать опыт сами и у них на сто процентов все получилось. Постоянно ищем новые идеи, частично адаптируем для детей задания из финала Всероса. Перед проведением мастер-класса все тщательно репетируем. Некоторые методики приходится менять».
Мастер-классы оказались интересны даже тем школьникам, которые не испытывали большого интереса к биомедицине: «Я не планирую поступать на медицинское направление, хотя очень люблю химию и все, что связано с ней. На мастер-классах поняла, что мне оказалась интересна тема биологии. Здесь мы составили гербарий, узнали много нового о растениях – это было очень увлекательно. Мне очень понравилось делать опыты. Ведущие мастер-классов преподносили информацию очень здорово! Все подробно и наглядно», – делится впечатлениями Амина из школы № 1411.
Ведущими одного из мастер-классов выступили призер Всероссийской олимпиады школьников по биологии Дмитрий Соловей и обладатель золотой медали Международной олимпиады по биологии Азат Гараев. «Сейчас я учусь на биофаке МГУ, в прошлом я часто участвовал в профильных олимпиадах. Даже повезло получить золото на международном соревновании. Сегодня понял, что мне также интересно преподавание, ведь ты не просто делишься информацией, а структурируешь ее, в связи с чем еще шире понимаешь предмет, – рассказывает Азат Гараев. – Для Биомедицинского праздника нам нужно было продумать мастер-класс. Думали долго и решили, что опыт по выделению пигментов будет наиболее интересным. Он простой и понятный. К тому же это не самый популярный опыт, хотя неплох: интересный красивый результат... Думаю, опыт будет одинаково интересен и пятиклашке, и студенту». По словам Азата, особенно важно, что у школьников есть возможность провести опыт самостоятельно: «Теорию можно и дома выучить за книгой, а поработать над опытом своими руками – не так легко без специальных условий».
Наука интересней, чем казалась
Программа научно-популярного мероприятия рассчитана не только и не столько на детей, которые увлечены биологией и медициной – организаторы ставят своей целью познакомить с наукой тех ребят, которые до праздника относились к ней равнодушно. «Мы делаем праздник интересным для всех. Для меня будет победой, если после сегодняшних мастер-классов и олимпиады ребенок поймет, что наука намного интересней, чем ему казалась раньше», – говорит Артем Лысенков.
О том, что даже семиклассникам можно рассказать о науке интересно и понятно говорят сами школьники: «Я посетила мастер-классы "Высшие растения" и по накладыванию гипса. В будущем буду врачом, хирургом. Думаю, что мне этот навык пригодится. Все очень понравилось! Мы такого нигде не делали. Мы забинтовали руку и наложили гипс. Это было несложно и очень весело. Я бы хотела посещать еще такие мероприятия. Рекомендую всем, даже тем, кто не хочет стать врачом», – делится впечатлениями Диана из школы № 606.
Учителя также находят праздник полезным для школьников: «Ученики нашей школы часто участвуют в научных мероприятиях, но на Биомедицинском празднике мы впервые. Думаю однозначно стоит рассказывать о медицине школьникам. Медицина – это такая профессия, которая часто наследуется – династии врачей. Либо в нее приходят те, кто заинтересовался, а для этого надо привить интерес. Такие праздники, думаю, как раз помогают. У нас однозначно есть желание приходить еще!» – рассказывает Денис Каптур, учитель химии и биологии из «Школы «Свиблово».