Старая версия доступна по адресу info.olimpiada.ru
Интервью

Алина Тимошкина: «Экономика – это ожившая математика»

На Международной олимпиаде по экономике IEO-2020, проходившей в сентябре этого года, ученица лицея «Вторая школа» Алина Тимошкина завоевала золотую медаль и специальный приз в категории Best in Economics. Девушка также является абсолютным победителем Всероссийской олимпиады школьников по экономике и победителем многих математических соревнований. Мы спросили Алину, как экономика связана с математикой, почему школьники любят фанфики по «Гарри Поттеру», и зачем ей немецкий язык.
Наталья Иванова-Гладильщикова 19 октября 2020
 Математика Экономика

Когда ты заинтересовалась экономикой, и насколько важным тут было влияние математики?

В детстве, класса со второго я начала заниматься олимпиадной математикой. В начальной школе это были задачи-головоломки, которые я люблю до сих пор. А с 6 класса я стала участвовать в олимпиадах по экономике. Однажды в воскресенье нам с подружкой нечем было заняться, и мы пошли на такую олимпиаду. Я ее хорошо написала, и это стало маленьким стимулом к дальнейшим занятиям. Сыграло роль и то, что моя мама экономист, и она мне всегда много рассказывала о каких-то базовых вещах. Наличие хорошей математической основы благоприятно повлияло на мои занятия экономикой.

Многие считают: для того, чтобы успешно написать олимпиаду по экономике, достаточно хорошо знать математику. И действительно, есть случаи, когда сильные математики, вообще не занимающиеся экономикой, показывают прекрасные результаты. Но организаторы олимпиад, видя, что приходят математики и побеждают, стали менять задания. Их подразделяют на качественные, где ты пишешь эссе, анализируешь какую-то ситуацию и пытаешься сделать прогноз, и количественные, где в рамках каких-то моделей ты что-то рассчитываешь, находишь некие значения, то есть, в них больше математики. Так вот, если в первый год, когда я писала олимпиаду по экономике, было четыре задачи качественные и четыре – количественные, то на последнем всеросе было уже порядка шести задач качественных и только две количественные.

На международных олимпиадах, в отличие от всероса, количественных задач обычно совсем мало, потому что за границей предмет «экономика» на школьном уровне полностью нематематический. Международная олимпиада по экономике достаточно молодая. Формат заданий отличается от наших олимпиад и больше подходит для иностранной публики. Если всерос предполагает стандартный набор тем, которые изучают в России, то на Международной олимпиаде многие задания абсолютно другие. Они очень близки учебнику CORE, по которому обычно занимаются на 1-2 курсах иностранных вузов на экономических специальностях. Там нужен немного другой набор моделей и знаний.

То есть от математики в экономике стали уходить?

Да. Для школьников это означает, что банального знания математики уже недостаточно. Ты должен больше времени потратить на изучение экономических моделей. В идеале - не просто читать сухие выжимки теории из учебников, а брать реальные экономические новости, тот же журнал The Economist, в котором представлен глубокий экономический анализ происходящего в мире.

Что в экономике тебя интересует и увлекает?

Наверное, в первую очередь математический компонент, который мне все равно дорог. Это когда какие-то вещи, происходящие в мире, пытаются объяснить с точки зрения жестких моделей, и эти модели помогают давать предсказания, грамотный анализ ситуации. Но при этом математика была для меня слишком сухой, немного оторванной от реальности. И мне кажется, что экономика – это та идеальная область, в которой ты можешь использовать полученные математические знания.

Насколько тебе важно то, что ты учишься в физмат лицее «Вторая школа»? Когда ты туда поступила?

Я, наверное, один из старожилов: пришла в школу в 6 классе. Это первый год, когда здесь проводят вступительные экзамены. «Вторая школа» прекрасна с точки зрения качества знаний, учителей. Отдельно хочу отметить, что я учусь в очень хорошем классе. В школе замечательная атмосфера, мы вместе ходим на олимпиады, и у нас существует добрая конкуренция. Такое окружение – это большой стимул к развитию: ты видишь рядом людей, которые работают, у которых горят глаза, и хочется быть таким же.

Что для тебя важнее во «Второй школе» – атмосфера, учителя, одноклассники?

«Вторая школа» для меня – это большей частью одноклассники. Активная олимпиадная жизнь тебя немного выбивает из школьной колеи: мы много ездим на сборы, не очень стабильно ходим в школу и за счет этого немного выбиваемся из стандартного графика учебы. Так было до коронавируса, а сейчас мы более или менее спокойно учимся. Для меня самое ценное – это люди, вместе с которыми я росла, развивалась.

Школа сыграла свою роль в том, что ты увлеклась олимпиадами?

Школа очень поддерживает, у нас прекрасные учителя. И хотя здесь нет предмета «экономика», но есть сильная математика с преподавателем высочайшего уровня. В частности сейчас многих одноклассников готовят на Международную олимпиаду по математике, и, конечно, преподавание соответствующее. Школа спокойно отпускает нас на сборы, никто тебя не прессует, если надо уехать на неделю. И это не только учителя по профильным предметам, у нас все суперпонимающие и суперотзывчивые.

Ты самостоятельно учишь немецкий язык. Почему ты выбрала его?

Я начала учить немецкий в карантин. После того, как все кипело и бурлило в жизни, я оказалась запертой дома, и почему-то мне приспичило выучить второй язык. Я решила: «Всё, учу немецкий». У меня есть подруга, которая допытывается: ты, наверное, решила в немецкий вуз поехать? Ты хочешь работать в немецкой компании? А я честно говорю: у меня нет никаких долгосрочных планов, просто я однажды открыла какой-то учебник немецкого и решила: а почему бы нет? Первые месяцы училась полностью самостоятельно и даже начала чуть-чуть разговаривать. А дальше – нашла преподавателя и каждую неделю занимаюсь по скайпу, наращиваю уровень.

Не связан ли выбор языка с тем, что немецкий можно назвать «математическим» языком, четко структурированным?

Да, немецкий язык чудесный именно в плане структурности, этим он мне близок. Там не приходится много заучивать, но нужно понимать логику, помнить тысячу и одно правило. Это мое, наверное.

А немецкой литературой и музыкой ты тоже увлеклась?

Я понимаю, что ни один язык невозможно учить в отрыве от культуры. Когда я была маленькая, я любила «Трилогию драгоценных камней» или «Таймлесс» – литературный цикл из трёх фантастических романов, написанный немецкой писательницей Керстин Гир. Это три добрых детских книжки про путешествия во времени. И теперь, будучи сильно старше, я хочу прочесть трилогию в оригинале. Кто-то хвастается, что читает Гёте в оригинале, а кто-то – книжки детства.

Что касается музыки, то у меня пока нет круга любимых исполнителей. Я беру все, что нахожу, и что хорошо звучит, скачиваю песни в плейлист, начинаю их слушать, перевожу тексты.

Чем ты еще увлекаешься? Книги, кино, сериалы…

Я очень люблю театр. В детстве я, играла в театральной студии. Это одно из моих самых любимых воспоминаний. Моя мама – заядлый театрал, и мы в детстве ходили на всевозможные спектакли. Всегда вместе с моими друзьями, поэтому театр у меня связан и с встречами с другими людьми. До сих пор стараюсь ходить в театр минимум раз в месяц. В прошлом году попыталась вернуться в театральную студию, но это совпадало по времени с важными занятиями по математике и пришлось бросить. И все равно эта мечта у меня осталась. Может быть, осуществлю ее в студенчестве. Театр для меня – это возможность прожить несколько жизней в каких-то новых обстоятельствах, с яркими героями рядом. И в целом, мне нравится выступать, я люблю сцену, конечно, немного боюсь ее: это и страх, и любовь.

Смотришь ли ты кино?

Театр мне все-таки ближе, чем кино. Но на карантине я решила, что мне нужно посмотреть киноклассику. Например, «Титаник» – ну, неприлично уже его не знать! Хотя бы через вечер я старалась смотреть картины. В обычной жизни мне не хватает на это времени.
Из сериалов я люблю «Теорию большого взрыва». Иногда, когда остается 20 минут перед сном, и хочется наградить себя за трудный день, я беру либо книжку, либо смотрю одну серию сериала, чтобы банально порелаксировать.

Что ты любишь читать? Твое поколение предпочитает фэнтези.

Я тоже люблю фэнтези. У нас в классе популярны фанфики по «Гарри Поттеру». Это три книжки «Гарри Поттер и методы рационального мышления» специалиста по искусственному интеллекту Элиезера Юдковского. Там рассказывается о первом годе обучения Гарри Поттера в школе чародейства и волшебства «Хогвартс». Расхождение с оригиналом заключается в том, что приемная мать главного героя, Петуния Эванс, выходит замуж за университетского профессора, в результате чего Гарри растет в любящей семье и получает хорошее образование. К началу событий фанфика главный герой владеет методами научного познания мира и готов критически оценивать происходящие события. Это история другого человека, даже супер-человека. Ведь у него было счастливое детство и он – вундеркинд. И это приключения не доброго, нежного ребенка Гарри, а история умного, расчетливого вундеркинда, который с ног на голову переворачивает магический мир и все события складываются совсем по-другому.

Это история Гарри Поттера – крутого олимпиадника?

(Смеется) Там даже в начале книжки сказано, что он успешно участвовал в каких-то олимпиадах. По сути, это история уже существующей вселенной, в которой изменены поведение и характеры героев. Эти книги настолько популярны, что в какой-то момент их дарили победителям олимпиад. Чтобы получить ее, надо было, кажется, победить на всеросе по математике.

Почему это так нравится детям, увлеченным наукой?

Всегда можно сказать: потому что кто-то сравнивает себя с Гарри. Но – нет. Я думаю, что этот роман – максимально логичный, он пытается избавиться от ляпов и неточностей Роулинг. У нас в классе иногда бывают дебаты: кто-то пытается доказать, что нашел какую-то ошибку, нелогичность в «Гарри Поттере и методе рационального мышления», а другой его опровергает. Такие вот интеллектуальные баталии.

А что любишь из русской классики?

Мы сейчас начали проходить Чехова, и я никогда в жизни не предполагала, что он окажется мне близок. Я думала, что это – скучная классика. Сейчас катаюсь на велосипеде с аудиокнигой: еду и слушаю рассказы Чехова. А недавно мы проходили «Вишневый сад», и учитель просил нас разыграть какие-то коротенькие сценки оттуда, на минуту каждая. Было интересно на уроке сделать такое творческое задание.

Где ты хочешь учиться: в России или за границей?

Пока мне понятно, что бакалавриат я буду заканчивать в России. Скорее всего, подам документы в Вышку. Я люблю Россию, и мне здесь комфортно. Но потом хочется поучиться и в других местах, увидеть мир. И есть мечта в магистратуру уехать в другую страну.

Участие в олимпиадах для тебя спорт или наука?

Для меня больше спорт. Научная деятельность и олимпиады – это разный уровень взаимодействия с предметом. Если ты ходишь на олимпиады, ты должен, зная материал, уметь работать в стрессовой ситуации, придумывать нестандартные решения за короткий период времени. А научная деятельность – это проекты, ты должен копать вглубь, у тебя нет ограниченных тем, в рамках которых ты существуешь.

Еще по теме
   
Комментариев пока нет. Выскажитесь первым