29 марта 2024, 14:35

Освоение Сибири и Ямала, статистика и демография: какие задания ждали финалистов Всероссийской олимпиады по истории

 История

Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории проходит в Новом Уренгое. Соревнования уже завершились и состояли из трех туров. На первом ребята писали эссе по одной из цитат на выбор и выполняли исследовательский проект, который был посвящен статистике и демографии. Второй – тестовый, включающий в себя, к тому же, отдельные задания на региональный компонент по истории Сибири и Ямала. В рамках устного тура ученики выбирали один из предложенных текстовых источников для анализа и готовили выступление на тему, отображенную в тексте.

Итоги олимпиады подведут 30 марта на закрытии. А пока предлагаем вам ознакомиться с впечатлениями самих участников от заданий: 

Михаил Дементьев, 10 класс, Краснодарский край:

Цитаты для эссе на первом туре не были большими и заковыристыми, поэтому писать его было приятно! Я обычно пишу по XVI-XVII вв., а среди тем в этом году была прекрасная тема про Ермака и освоение Сибири. Я предполагал, что в заданиях будет тема освоения Сибири ввиду регионального компонента. Поэтому у меня была парочка точек зрения, которые я успешно осветил.

Исследовательский проект на первом туре – это отдельная история. Я даже не ожидал, что он будет таким сложным! Если сравнивать с проектом на Всеросе в прошлом году, то, безусловно, в Пскове он был более наглядный и простой лично для меня: я вообще больше люблю географию в контексте истории. И историческую географию я, в отличие от статистики, учил.

Тестовый тур интересный и во многом неожиданный, потому что после Пскова на нем было неожиданно мало регионального компонента. Задания непредсказуемые, но от этого еще более интересные.

На устном туре я выступал пятнадцатым, а хотел пятым! Пятерка сохранилась, но не в ту сторону. Я хоть и пишу про XVI-XVII вв, но мне источники по этому периоду не понравились и я выбрал для анализа работу Вольтера о Петре I. Достаточно неплохо разложил, все рассказал. Радует, что в последние годы стали давать все больше тем для эссе и устного тура. Выбор широкий, и каждый может найти себе что-то по душе.

Степан Мошков, 11 класс, Москва:

У меня двойственные впечатления от заданий олимпиады и сейчас я нахожусь в состоянии сомнения: а выиграл я или нет. У меня много сомнений, но тем не менее я считаю, что не зря сюда поехал. Олимпиада очень классная, задания интересные! Да, где-то в заданиях мне не повезло, но некоторые оказались очень интересными и приятными! Например, на устном туре я с радостью анализировал текст «Одумайтесь!» Льва Толстого и, как мне кажется, неплохо раскрыл тему общественных настроений в начале русско-японской войны. Я вообще очень люблю такого рода источники, поскольку их не так сложно анализировать. У такого источника сразу понятно, на что нужно обращать внимание – взгляды Толстого, которые, очевидно, отразились в тексте. Я постарался это показать.

На письменных турах мне больше всего понравился исторический проект. Обычно он дается мне с трудом. В этом году он тоже был непростым, но, на мой взгляд, я неплохо с ним справился. Он был посвящен статистике и демографии помещичьего крестьянства в начале XIX века. Я общаюсь с другими людьми, все жалуются на проект, говорят, что он был очень трудным. А я думаю: «Вроде как я неплохо с ним разобрался!»

Даниил Лобасов, 11 класс, Москва:

Наверное, наибольшую сложность у меня вызвал тестовый тур из-за заданий на региональный компонент Сибири, в том числе задание на сибирские реки, озера, города. Я, если честно, не особо к таким заданиям готовился. Проект был интересный, несмотря на то, что это статистика, там много всяких чисел и нужно много работать именно с числовыми данными. Устный тур прошел на легкой ноте, я вообще не волновался, в отличие от прошлого года. Я выбрал тему про взгляды на мироустройство после Второй мировой войны с точки зрения советских элит. Наверное, сыграл свою роль опыт. Да и вообще я теперь более философски смотрю на такие вещи: у меня уже есть один диплом призера.

Турал Бинятов, 11 класс, Астраханская область:

Впечатления от туров хорошие, позитивные. Задания были сложными, но в целом соответствовали уровню заключительного этапа Всероссийской олимпиады. Особенно запомнилось задание про Крым: нужно было понять, о каких губерниях, фемах и царстве на территории Крыма идет речь и соотнести культурные памятники с этими местами. А осенью я как раз путешествовал по этой республике и мне запомнилось много культурных мест, в том числе тех, которые были в задании.

Алексей Лиен, 10 класс, Санкт-Петербург:

Легче сказать, какие задания мне не понравились: почти все! Тестовый тур удивил тем, что, кажется, был не столько про историю, сколько про географию и что-то другое. Проект был забавным, но он не очень понравился. Такое ощущение, что это какой-то консалтинг для душеприказчиков первой половины XIX века. В целом интересно посмотреть, какие будут правильные ответы в этом задании. Эссе приятно порадовало: хорошие цитаты, которые несложно раскрывать.

Дневник олимпиады


Подробная информация об олимпиаде, новости, фотографии участников и результаты добавляются на специальную страницу финала.

Еще по теме