18 апреля 2024, 14:06

«Ничто не опишет эйфорию, когда эти слова внезапно придумываются»: финалисты Всероссийской олимпиады по русскому языку получили удовольствие от заданий

 Русский язык

Заключительный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку проходит в Ставрополе среди более 300 школьников со всей России. Состязание включало два тура, теоретический и исследовательский. По итогам жюри объявит победителей и призеров, их имена назовут на церемонии закрытия завтра, 19 апреля.

Пока мы ждем результаты, предлагаем вам прочитать, какие впечатления оставили задания у самих финалистов.

Дарья Власова, 10 класс, Пензенская область:

На заключительный этап я впервые поехала в прошлом году и получила диплом призера, поэтому условия проведения для меня не новы. В этом году я интенсивно готовилась к последнему этапу на протяжении месяцев, в последнюю неделю я даже не посещала школу. Мое любопытство стало основным двигателем прогресса подготовки, я с удовольствием листала книжки о разных разделах языка и нарешивала задачки.

На самих турах от стресса мне хотелось расплакаться, но я заставила себя прожить эти эмоции уже после, по совету моего тренера. Нельзя сказать, что задания были слишком сложными, но довольно трудно за почти четыре часа придумать слова по описанию их лексических и грамматических значений. И ничто не опишет эйфорию, когда эти слова внезапно придумываются! Должна упомянуть, что в этом году второй (исследовательский) тур был почти полностью основан на лекции, в отличие от прошлого, что было немного в новинку. Я открепила листы друг от друга и с удобством пользовалась таблицами.

На просмотре работ меня трясло, потому что я боялась, что очень плохо написала. Результат меня в целом устроил, но я все равно написала апелляцию на некоторые задания. Жду диплома!

Татьяна Маслова, 11 класс, Москва:

К олимпиадам по русскому я готовлюсь с восьмого класса, на первый Всерос прошла в десятом, сейчас заканчивается мой второй заключительный этап. Конечно, с каждым разом волнения чуть меньше, но и в этот раз всем было тревожно накануне туров. Но в то же время такие эмоции очень объединяют, все стараются друг друга поддержать и разрядить атмосферу. Последние минуты перед турами самые запоминающиеся!

Первые задания первого тура (фонетика и словообразование) оказались самыми тяжелыми для всех участников, но этимология и древнерусский порадовали! От второго тура все ждали чего-то неожиданного и познавательного, так и оказалось – был дан конспект лекции про валентность в лингвистике и несложные, но интересные задания, от решения которых легко было получить удовольствие. В этот раз было в меру сложно и в меру увлекательно.

Сафия Газизуллина, 11 класс, Республика Татарстан:

Я готовилась больше в удовольствие, нежели для диплома: читала «Лингвистические детективы» Шанского, изучала интересные для себя вопросы и слушала подкасты про язык. На туре я почти не волновалась, потому что люблю решать новые задания и не люблю думать о результатах. Время прошло очень быстро, хотя решать я начала сразу и не делала перерывов.

Задания первого тура мне дались сложнее, чем второго, но и понравились больше, потому что в этом году был синтаксис и словообразование – самые логичные на мой взгляд разделы. Единственная задача, которой я так и не прониклась – это диалектная фонетика, первое задание. Наверное, стоило уже привыкнуть к необычным форматам.

Меня мотивировала мысль о хороших баллах, потому что всегда приятно получать хотя бы за одну задачу максимум и понимать, что ты проделал качественную работу. Конечно, хотелось порадовать преподавателей, которые принимали участие в моей подготовке и поддерживали, когда у меня появлялись сомнения в своих знаниях (Лейсан Садыйковна Мингазова, Елена Алексеевна Торохова, Алла Вячеславовна Овчинникова), но я больше думала о ценном опыте, о возможности получить экспертную оценку своей работы, пообщаться с единомышленниками и увидеть новый город.

Темой второго тура, валентностью глаголов, я тоже прониклась, к тому же, для решения задач на синтаксис обычно хватает свежей головы, семи часов сна и воды с шоколадкой, никакого озарения и угадаек. Задания показались легкими на первый взгляд, но, как оказалось, лекции стоит читать очень внимательно, даже примеры, даже в таблицах.

Иван Дергаев, 11 класс, Московская область:

Подготовка к заключительному этапу – всегда долгий и сложный путь. Кажется, я начал готовиться к нему сразу после результатов регионального, то есть спустя неделю отдыха. Читал учебники, повторял важную теорию по конспектам, решал очень-очень много задач, чтобы прочувствовать формат и не потерять обидных баллов. 

Перед поездкой, конечно, переживал, но волнение отступило почти сразу перед турами. Все-таки работать с холодной головой значительно легче! Даже после не совсем удачного первого тура было важно не опускать руки и уверенно идти на второй – исследовательский. Он меня порадовал сильнее всего! В этом году нужно было решать задания, ориентируясь на конспект лекции, посвященной лингвистической валентности. Каждая задача казалась такой увлекательной, и решать их было очень приятно.

И планомерная подготовка, и уверенность на турах помогают хорошо решать задачи и радоваться результатам. И любовь к своему делу, конечно. Без нее, кажется, совсем никуда.

София Тинякова, 10 класс, Орловская область:

Я готовилась к заключительному этапу у преподавательницы Аллы Овчинниковой и прошла по квоте. За результаты у меня нет сильного волнения, потому что русский язык не является для меня основным предметом, и то, что я приехала в Ставрополь, уже маленькая победа.

Заключительный этап этого года был примечателен тем, что первый тур всем показался сложным. Но когда ты сидишь в аудитории и пишешь, еще неизвестно, что о заданиях думают другие. В связи с этим мой совет – ни в коем случае не думать во время написания тура о соперниках и ни в коем случае не отчаиваться. К сожалению, я сдалась во время первого тура и бросила некоторые задания, но сейчас понимаю, что нужно продолжать бороться, даже если все кажется безнадежным.

Заключительный этап – прекрасная возможность пообщаться с интересными людьми со схожими целями и интересами. Даже если чувствуете себя морально плохо после туров, не стоит замыкаться в себе, возможно общение сможет помочь и зарядить позитивом.

Александр Смирнов, 10 класс, Санкт-Петербург:

Попасть на заключительный этап было моей давней мечтой-целью. Мне просто очень хотелось понять, каково это, ведь заключительный этап Всероса является эталоном олимпиад, уровнем, к которому стоит стремиться. Для достижения своей цели я решил выбрать какое-то одно направление и сосредоточиться на нем (хотя по итогу могу сказать, что у меня это не получилось – любовь к другим предметам так просто не отпускает). Летом прошлого года я взвесил все за и против предметов, по которым я был призером и победителем регионального этапа, и остановился на русском, так как подумал, что русский в любом случае будет неотъемлемой частью моей жизни. У меня довольно большой опыт в олимпиадах по разным направлениям, но к этому заключительному этапу я готовился серьезнее всего. Чтобы приехать в Ставрополь, я в течение года ходил на два олимпиадных кружка, а также тренировался на региональных сборах. Однако я почти не выделял времени на самоподготовку, что сейчас мне кажется ошибкой.

Благодаря олимпиадному опыту, мне удалось избежать волнения, поэтому получилось все успеть, несмотря на то, что на пробниках времени не хватало. Финал по русскому проходит в два тура, и хоть первый тур по своей структуре близок к региональному этапу, для меня он был гораздо сложнее исследовательского, где нам давался конспект лекции и задания по ней. Возможно, из-за того, что в этом году темой второго тура был синтаксис: он довольно интуитивен и является моей любимой наукой среди всех разделов лингвистики. 

Будущим олимпиадникам я хочу порекомендовать участвовать в как можно большем количестве олимпиад. Чем больше участвуешь, тем легче это воспринимается и тем проще сосредоточиться только на решении. И, конечно же, стоит уделять время подготовке, не забывая при этом про отдых и общение.

Организаторы олимпиады


Подробная информация об олимпиаде, новости, фотографии участников и результаты добавляются на специальную страницу финала.

Еще по теме