25 октября 2016, 15:52

Назар Агаханов: «Для побед в олимпиадах нужна хорошая массовая школа, педагоги-энтузиасты и добрая воля управленцев»

 Математика Информатикаи еще 29 предметов

Мы опубликовали федеральный рейтинг по количеству дипломов победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, подготовленный совместно с Московским центром непрерывного математического образования. При его подсчете учитывали не только количество дипломов с 2012 по 2016 годы, но и их долю на 100 тысяч человек. Все регионы разделены на две группы: 1. – с населением более трех миллионов человек и 2. – менее трех миллионов. Ведущее место в первой группе занимает Москва, а во второй - Мордовия. Есть отдельный рейтинг по математике, естественным и гуманитарным наукам и по предметам оборонно-спортивного профиля. Мы поговорили с председателем центральной предметной комиссии всероссийской олимпиады школьников по математике Назаром Агахановым о том, как можно добиться высоких мест в таком рейтинге, в чем его достоинства, а в чем – недостатки, а еще, о том, насколько объективны такие показатели.

- Все ли результаты рейтинга кажутся вам объективными? Почему, например, третье место в группе регионов с населением, менее трех миллионов человек, занимает Удмуртия, об успехах которой в олимпиадном движении известно далеко не всем?

- Почему Удмуртия? Потому что, туда во время войны была переведена оборонная промышленность, и в Удмуртию приехало много сильных педагогов. С тех пор у них сохранились хорошие образовательные традиции. В частности, там очень высокий уровень учителей, работающих в массовой школе. Плюс чрезвычайно успешно занимающаяся с одаренными детьми Ольга Сергеевна Нечаева.

- А массовая школа обязательно должна быть сильной, чтобы в регионе появлялись победители олимпиад?

- Массовая школа должна быть хорошей, способной открывать талантливых детей. Ведь почему у нас такой ограниченный список успешных в олимпиадах регионов? Ровно по той причине, что учителя массовой школы не смогли приподнять этих детей до такого уровня, чтобы мы могли их разглядеть. И они остались за кадром.

- В рейтинге поражает то, что существует масса регионов, в которых вообще нет победителей олимпиад по естественным наукам или их очень мало.

- Верно. Есть немало регионов в нашей стране, причем и достаточно крупных, в которых за много лет нет ни одного ребенка, который бы получил диплом по математике на всероссийской олимпиаде. Значит, там невысокий уровень массовой школы и плюс – нет специалистов, качественно работающих с сильными детьми.

- Что еще нужно для того, чтобы появлялись победители и призеры олимпиад?

- Нужны три фактора: 1. Хорошая массовая школа, 2. Наличие педагогов-энтузиастов, которые работают с детьми. 3. Добрая воля управленцев образования. Есть две категории региональных управленцев, отвечающих за работу с одаренными детьми. Одни – формалисты, которые говорят, что выделяемых средств недостаточно, и поэтому они выкручивают руки жюри олимпиад, заставляя их давать одно первое, два вторых и три третьих места (или даже по одному). И это, например, в ситуации, когда сразу несколько участников решили все задачи олимпиады. И на каждый следующий этап олимпиады – с муниципального на региональный, например, пропускают минимальное количество детей, объясняя это нехваткой средств на приобретение подарков для победителей или чего-то еще. А в итоге - нет победителей от этих регионов. Такие чиновники ничего не делают для того, чтобы у них раскрывались талантливые дети. А есть управленцы, которые всячески поддерживают работу специалистов и у них – результаты. А еще очень важно, чтобы региональные управленцы не вставляли палки в колеса педагогам-энтузиастам.

- Что вы имеете в виду?

- Например, этих людей не допускают работать в жюри регионального этапа олимпиады на том основании, что раз они занимаются с детьми-участниками олимпиады, значит, будут подсуживать своим. Но ведь работы школьников на проверку поступают в зашифрованном виде! А во многих регионах кроме единственного талантливого педагога просто нет хороших специалистов. И вместо того, чтобы носить такого человека на руках, его не допускают в жюри. В результате получается, что на региональном этапе крайне низкий уровень проверки работ.

Еще пример: в Екатеринбурге есть сильная школа №9, где работает замечательный педагог Ирина Николаевна Пономарева и ей помогает вести кружки Павел Пикалов. Так вот, уже на муниципальном этапе вводятся ограничительные квоты на участие детей из этой школы в олимпиадах. Якобы, они всех обыграют.

- И это, вместо того, чтобы поддержать такую школу! А кто придумывает такие правила на местах?

- Чиновники, которым не хочется качественно выполнять свои обязанности.

- Насколько, на ваш взгляд, качественно ведется работа с одаренными детьми в нашей стране?

- Могу сказать, что работа с теми детьми, которые уже как-то себя проявили, у нас в стране развивается. Есть множество замечательных летних профильных школ, активно помогает поиску талантливых детей сочинский центр «Сириус», где, помимо прочего, специально проводятся смены для регионов, не очень успешных в олимпиадах. И есть надежда, что сейчас Министерство образования, объявившее о том, что учитель должен выполнять только образовательные и воспитательные функции, сумеет реализовать эту декларацию, и превратит наше общее образование из «образовательной услуги» с огромным количеством отчетной документации, которую должны предоставлять учителя и администрация школ, в реально работающую на благо развития нашей страны структуру.

Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова

Еще по теме