Выбери олимпиаду! Китайский язык
На чем потренироваться?
Где ещё поучаствовать?

Представляем вашему вниманию
текущий календарь
олимпиад этого года
по данному предмету.



Уважаемые участники Всероссийской олимпиады школьников по китайскому языку!

В настоящий момент в России, как и во всем мире, отмечается рост популярности китайского языка, и можно надеяться, что китайский язык как первый или второй иностранный язык займет достойное место в объеме школьной программы в российских школах.

Целью Всероссийской олимпиады школьников по китайскому языку является выявление не только хорошо подготовленных ребят по предмету, но и творчески одаренных школьников. Олимпиада помогает выявить и развить творческие способности и интерес к китайскому языку и культуре Китая. Олимпиада – это также прекрасная возможность для школьников проверить и критически оценить свои знания и свои способности.

Всероссийская олимпиада школьников по китайскому языку направлена на то, чтобы поощрять школьников изучать китайский язык и культуру Китая, поэтому мы призываем вас, дорогие друзья, не бояться участвовать и пробовать свои силы!

Все этапы Всероссийской олимпиады школьников по китайскому языку проводятся с использованием единого комплекта заданий для каждой группы участников. Учитывая разницу в подготовке, в языковой и речевой компетенциях обучающихся, участники олимпиады делятся на три возрастные группы (5-6, 7-8 и 9-11 классы). Для каждой из указанных групп готовится отдельный комплект заданий с возрастающей степенью сложности от группы к группе, при этом каждый комплект включает идентичные виды заданий Всероссийской олимпиады.

Задания олимпиады включают следующие разделы:

 

Школьный этап олимпиады включает 1 тур: письменный. Творческое письменное задание и Устный тур в школьный этап не входят. Муниципальный этап включает письменное творческое задание, а Устный тур проводится только на региональном и заключительном этапах олимпиады.

В разделе «Аудирование» предлагается прослушать аутентичные тексты и ответить на ряд вопросов, выбрав вариант ответа из нескольких предложенных.

В разделе «Чтение» предлагаются один или несколько текстов, после прочтения которых необходимо будет согласно содержанию текстов выбрать между предложенными вариантами «верно», «неверно», «не знаю», а затем ответить на вопросы, выбрав верный ответ из предложенных вариантов.

«Лексико-грамматическое задание» представляет собой тест множественного выбора, предполагающий выполнение 20 заданий на проверку знаний по грамматике, лексике, иероглифике, владения транскрипционной записью пиньинь, а также заполнение пропусков в небольшом связном тексте.

Для учащихся 9-11 классов предлагается раздел «Лингвострановедческая викторина». Участникам необходимо ответить на 10 вопросов, касающихся культурных, географических и исторических реалий Китая. Данное задание также представляет собой тест множественного выбора. Включение лингвострановедческого конкурса, во-первых, побуждает школьников интересоваться конкретными фактами и событиями китайской истории и культуры, во-вторых, позволяет «повысить балльность» ответов тем участникам олимпиады, кто действительно углубленно интересуется китайским языком, историей и культурой страны изучаемого языка, и, в-третьих, позволяет таким участникам продемонстрировать умение выполнять задания повышенной сложности, связанные с китайским языком и китайской письменностью. 

Творческое письменное задание – написание истории (рассказа). В качестве задания участники получают заготовку, в которой есть только первая строка/начало рассказа (для 7-8 классов) или последнее предложение/завершение рассказа (для 9-11 классов), и предлагается сочинить историю. Главным условием является то, чтобы участник составил законченную историю объемом не менее 150 знаков (7-8 классы) или 250 знаков (9-11 классы). При этом оценивается как решение коммуникативной задачи, так и языковое оформление текста. Данный раздел трудно дается многим участникам олимпиады, т.к. участники часто уходят на так называемый топик и пишут когда-то заученный текст по похожей теме, который совершенно не укладывается в повествование по заданной теме.

Устный тур олимпиады по китайскому языку (для регионального и заключительного этапа Олимпиады) проходит в формате ток-шоу, в ходе которого участники презентуют обсуждение какой-либо актуальной темы. Участники разбиваются на группы от 3 до 5 человек. Иногда задаются определенные роли, участники могут предложить и свои, но одна роль остается неизменной, это роль модератора (ведущего). На подготовку каждой группе дается 50 минут. На презентацию ток-шоу 8-10 минут. Оценивается выступление по нескольким параметрам, например, взаимодействие в команде, содержание презентации, индивидуальное выступление, убедительность и наглядность изложения, выразительность и артистизм, лексическое, грамматическое и интонационно-фонематическое оформление речи и др.

Большую роль играет взаимодействие участников, их равное участие в ток-шоу, а не «выпячивание» себя. В этой части олимпиады проверяется также умение высказывать свою точку зрения, аргументировать ее и приводить контраргументы.

Очень полезны для подготовки к устной части олимпиады разного рода ролевые игры. Темы для обсуждения могут быть предложены либо учителем, либо самими учащимися.

Желаем Вам успехов и побед!

祝大家成功!

千里之行,始于足下

 

Справочная литература и электронные ресурсы для подготовки к олимпиаде:

  1. Кондрашевский А. Ф. и др. Практический курс китайского языка. Том 1-2, 9-12 изд., исп. Аудиоприложение. – М., 2015.
  2. Кондрашевский А. Ф. Практический курс китайского языка. Пособие по иероглифике. Часть 1. Теория. Часть 2. Прописи. – М., 2015.
  3. Лю Сюнь и др. Новый практический курс китайского языка. Том 1-2, Пекинский университет языка и культуры. Пекин, 2010.
  4. Задоенко Т.П., Хуан Шуин. Начальный курс китайского языка. Части 1-3. . Аудиоприложение. М., 2004.
  5. УМК «Китайский язык. Новый старт» (комплект из 12 учебников, рассчитанный на полный курс обучения в средней школе). Коллектив преподавателей восточного института ДВГУ и преподавателей Хэйлунцзянского университета г. Харбина
  6. Царство китайского языка. Учебник 1А и 1Б. Авторы: Лю Фухуа, Ван Вэй, Чжоу Жуйань, Ли Дунмэй. Пекинский университет языка и культуры, 2007.
  7. Веселый китайский: Детям и родителям. Книга+ CD Издательства:АСТВосток-Запад, 2008.  
  8. Практическое пособие по иероглифике. М., Восточная книга, 2010.
  9. Ван Луся, Н.В. Дёмчева, О.В. Селивёрстова. Китайский язык, 1-й год обучения. Учебное пособие.  М., Астрель. 2012.
  10. Дёмчева, О.В. Селивёрстова. Китайский язык, 1-й год обучения. Рабочая тетрадь к учебному пособию. М., Астрель. 2012.
  11. Ван Луся, Н.В. Дёмчева, О.В.Селивёрстова. Китайский язык, 1-й год обучения. Прописи к учебному пособию. М., Астрель. 2012.
  12. Ван Луся, Н.В. Дёмчева, О.В. Селивёрстова. Китайский язык, 2-й год обучения. Рабочая тетрадь к учебному пособию. М., Астрель. 2012.
  13. Ван Луся, Н.В. Дёмчева, О.В. Селивёрстова. Китайский язык, 2-й год обучения. Прописи к учебному пособию. М., Астрель. 2012
  14. Книга для чтения на китайском языке для 3-7 классов. Составитель Е.И. Молчанова. М., «Просвещение, 1983.
  15. К.В.Тын. Учебники китайского языка для 2-4 классов школ с углубленным изучением китайского языка. - М., Просвещение,1989, 1991.
  16. Учебные пособия по китайскому языку для учащихся 5-8 классов. Чита, 2007.
  17. Е.М. Гирняк, Т.В.Иоффе, Ю.А.Кравец. Китайский язык 5 класс. - М., Вентана – Граф, 2009.
  18. Учебное пособие по китайскому языку (составители О.Д. Девяткина, С.И.Разуваева). - Чита, 2013;
  19. Учебное пособие по китайскому языку, 5 класс, издание 3-е, переработанное (составители О.Д. Девяткина, О.Ц. Соктоева). - Чита, 2013.
  20. Китайский язык: 5 класс. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М., «Вентана-Граф», 2008.
  21. Китайский язык: 6 класс. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М., «Вентана-Граф», 2008.
  22. Учебник китайского языка, 7 класс (составители О.Д. Девяткина, О.Ц. Соктоева). Чита, 2013.
  23. Учебник китайского языка, 8 класс (составитель О.Ц. Соктоева). - Чита, 2011.
  24. Учебное пособие по китайскому языку, 9 класс (составитель С.В. Разуваева). Чита, 2018.
  25. Довгань О. Учитесь у меня китайскому языку. - Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс», 2012.
  26. Лю Фухуа «Веселый путь овладения китайским языком», Пекинский университет, 2010.
  27. Фу Цзе. Разговорный китайский. 30 диалогов о туризме. - М., АСТ, Восток-Запад, 2008.
  28. О.А. Масловец. Методика обучения китайскому языку в средней школе: учебное пособие / Благовещенский государственный педагогический университет – М., Восточная книга, 2012.
  29. А.В. Спешнев. Введение в китайский язык: фонетика и разговорный язык. СПб., КАРО, 2005.
  30. Гирняк Е.М., Иоффе Т.В. и др. Китайский язык 6 класс. М., Издательство Вентана-Граф, 2008.
  31. Т.В. Ивченко, П.П.Ветров, О.М.Мазо, Л.С.Холкина, Ван Чун и др. «Новые горизонты: интегральный курс китайского языка. Пекин, 2013.

 

Лингвострановедение:

  1. О.М. Готлиб Китай, Лингвострановедение, 2011.
  2. И.В. Войцехович, А.Ф. Кондрашевский Учебное пособие по китайскому языку. Общественно-политический перевод. - Москва, издательство «Восток-Запад», 2005
  3. Н.А. Демина, Чжу Канцзи «Страноведение Китая» (в 2х частях), 2009.
  4. И.В. Кочергин В.Ф. Щичко «Страноведение Китая. Учебная хрестоматия», 1999.
  5. И.В. Кочергин «Регионоведение. Китай». Учебник, 2013.

 

Электронные ресурсы:

1) http://russian.china.org.cn/.

2) http://www.kitaichina.com/.

3) http://russian.people.com.cn/.

4) http://russian.news.cn/.

5) http://www.ruschina.net/.

6) http://russian.cri.cn/.

7) http://russian.dbw.cn/.

8) http://russian.cntv.cn/.

9) http://www.cultural-china.com/.

10) http://rus.ruvr.ru/world/asia/.

11) http://infoshos.ru/ru/.

12)  http://www.sco-ec.gov.cn/crweb/scor/index.jsp.

13) http://www.crc.mofcom.gov.cn/crweb/rcc/index.jsp.

Советуем почитать и про другие предметы! МатематикаИнформатикаФизикаХимияБиологияГеографияЛитератураРусский языкИсторияОбществознаниеПравоЭкономикаАнглийский языкНемецкий языкФранцузский языкИтальянский языкИспанский языкКитайский языкАстрономияЭкологияИскусство (МХК)ОБЖФизкультураТехнология Желаем удачи на олимпиадах!