Выбери олимпиаду! Китайский язык
На чем потренироваться?
Где ещё поучаствовать?
Видеоуроки

Представляем вашему вниманию
текущий календарь
олимпиад этого года
по данному предмету.

Разбор заданий школьного этапа
2016/17 учебный год (Москва)
2017/18 учебный год (Москва)
2018/19 учебный год (Москва)
2019/20 учебный год (Москва)
2020/21 учебный год (Москва)
2021/22 учебный год (Москва)

Разбор заданий муниципального этапа
2016/17 учебный год (Москва)
2017/18 учебный год (Москва)
2018/19 учебный год (Москва)
2019/20 учебный год (Москва)
2020/21 учебный год (Москва)
2021/22 учебный год (Москва)

Уважаемые участники Всероссийской олимпиады школьников по китайскому языку!

В настоящий момент в России, как и во всем мире, отмечается рост популярности китайского языка, и можно надеяться, что китайский язык как первый или второй иностранный язык займет достойное место в объеме школьной программы в российских школах.

Целью Всероссийской олимпиады школьников по китайскому языку является выявление не только хорошо подготовленных ребят по предмету, но и творчески одаренных школьников. Олимпиада помогает выявить и развить творческие способности и интерес к китайскому языку и культуре Китая. Олимпиада – это также прекрасная возможность для школьников проверить и критически оценить свои знания и свои способности.

Всероссийская олимпиада школьников по китайскому языку направлена на то, чтобы поощрять школьников изучать китайский язык и культуру Китая, поэтому мы призываем вас, дорогие друзья, не бояться участвовать и пробовать свои силы!

Все этапы Всероссийской олимпиады школьников по китайскому языку проводятся с использованием единого комплекта заданий для каждой группы участников. Учитывая разницу в подготовке, в языковой и речевой компетенциях обучающихся, участники олимпиады делятся на три возрастные группы (5-6, 7-8 и 9-11 классы). Для каждой из указанных групп готовится отдельный комплект заданий с возрастающей степенью сложности от группы к группе, при этом каждый комплект включает идентичные виды заданий Всероссийской олимпиады.

Задания олимпиады включают следующие разделы:

Школьный этап олимпиады включает 1 тур: письменный. Творческое письменное задание и Устный тур в школьный этап не входят. Муниципальный этап включает письменное творческое задание, а Устный тур проводится только на региональном и заключительном этапах олимпиады.

В разделе «Аудирование» предлагается прослушать аутентичные тексты и ответить на ряд вопросов, выбрав вариант ответа из нескольких предложенных, а также, в соответствии с содержанием аудиотекста, подтвердить верность/ошибочность приведенного суждения, либо отметить, что в аудиотексте об этом не было никакой информации.

В разделе «Чтение» предлагаются один или несколько текстов, после прочтения которых необходимо будет согласно содержанию текстов выбрать между предложенными вариантами «верно», «неверно», «в тексте об этом нет информации», а затем ответить на вопросы, выбрав верный ответ из предложенных вариантов.

«Лексико-грамматическое задание» представляет собой тест множественного выбора, предполагающий выполнение 20 заданий на проверку знаний по грамматике, лексике, иероглифике, владения транскрипционной записью пиньинь, а также заполнение пропусков в небольшом связном тексте.

Для учащихся 9-11 классов предлагается раздел «Лингвострановедческая викторина». Участникам необходимо ответить на 10 вопросов, касающихся культурных, географических и исторических реалий Китая и России. Данное задание также представляет собой тест множественного выбора. Включение лингвострановедческого конкурса, во-первых, побуждает школьников интересоваться конкретными фактами и событиями китайской истории и культуры, во-вторых, позволяет «повысить балльность» ответов тем участникам олимпиады, кто действительно углубленно интересуется китайским языком, историей и культурой страны изучаемого языка и иероглификой, в-третьих, позволяет таким участникам продемонстрировать умение выполнять задания повышенной сложности, связанные с китайским языком и китайской письменностью.

Творческое письменное задание – написание истории (рассказа). В качестве задания участники получают заготовку, в которой есть начальная и конечная фразы, но опущена середина, либо есть только первая строка/начало рассказа или последнее предложение/завершение рассказа, и предлагается сочинить историю. Главным условием является то, чтобы участник составил законченную историю объемом 150-180 знаков (7-8 классы) или 250-300 знаков (9-11 классы). При этом оценивается как решение коммуникативной задачи, так и языковое оформление текста. Данный раздел трудно дается многим участникам олимпиады, т.к. участники часто уходят на так называемый топик и пишут когда-то заученный текст по похожей теме, который совершенно не укладывается в повествование по заданной теме.

Устный тур олимпиады по китайскому языку (для регионального и заключительного этапа Олимпиады) проходит в формате ток-шоу, в ходе которого участники презентуют обсуждение какой-либо актуальной темы. Участники разбиваются на группы от 3 до 5 человек. Иногда задаются определенные роли, участники могут предложить и свои, но одна роль остается неизменной, это роль модератора (ведущего). На подготовку каждой группе дается 50 минут. На презентацию ток-шоу отводятся 7-10 минут. Оценивается выступление по нескольким параметрам, например, взаимодействие в команде, содержание презентации, индивидуальное выступление, убедительность и наглядность изложения, выразительность и естественность манеры ведения беседы, лексическое, грамматическое и интонационно-фонематическое оформление речи и др.

Большую роль играет взаимодействие участников, их равное участие в ток-шоу, а не «выпячивание» себя. В этой части олимпиады проверяется также умение высказывать свою точку зрения, аргументировать ее и приводить контраргументы.

Очень полезны для подготовки к устной части олимпиады разного рода ролевые игры. Темы для обсуждения могут быть предложены либо учителем, либо самими учащимися.

Желаем Вам успехов и побед!

祝大家成功!

千里之行,始于足下

Справочная литература и электронные ресурсы для подготовки к олимпиаде:

  1. Автор/составитель: А. Ф. Кондрашевский,  М. В. Румянцева, М. Г. Фролова «Практический курс китайского языка» (12-е издание. Т. 1, Т. 2, аудиоприложение 1 MP3, М., ВКН, 2019).
  2. А.  Ф. Кондрашевский «Практический курс китайского языка. Пособие по иероглифике» (Ч. 1. Теория, Ч. 2. Прописи, М., 2005).
  3. Лю Сюнь и др. «Новый практический курс китайского языка» (Т. 1-2., Пекин, Пекинский университет языка и культуры, 2010).
  4. Т. П. Задоенко, Хуан Шуин «Начальный курс китайского языка» (Ч. 1-3, аудиоприложение, М., 2004).
  5. УМК «Китайский язык. Новый старт» (комплект из 12 учебников, рассчитанный на полный курс обучения в средней школе). Коллектив преподавателей восточного института ДВГУ и преподавателей Хэйлунцзянского университета г. Харбина КНР. Аудиоприложение. Пекинский институт языка и культуры, 2004.
  6. Ван Луся, Н. В. Дёмчева, О. В. Селивёрстова «Китайский язык. 1-й год обучения: Учеб. пособие» (М., Астрель, 2012).
  7. Н. В. Дёмчева, О. В. Селивёрстова «Китайский язык. 1-й год обучения: Рабочая тетрадь к учеб. пособию» (М., Астрель, 2012).
  8. Ван Луся, Н. В. Дёмчева, О. В. Селивёрстова «Китайский язык. 1-й год обучения: Прописи к учеб. пособию» (М., Астрель, 2012).
  9. Ван Луся, Н. В. Дёмчева, О. В. Селивёрстова «Китайский язык. 2-й год обучения: Рабочая тетрадь к учеб. пособию» (М., Астрель, 2012).
  10. Ван Луся, Н. В. Дёмчева, О. В. Селивёрстова «Китайский язык. 2-й год обучения: Прописи к учеб. пособию» (М., Астрель, 2012).
  11. Е. М. Гирняк, Т. В. Иоффе, Ю. А. Кравец «Китайский язык. 5 класс» (М., Вентана-Граф, 2009).
  12. О. Ц. Соктоева «Учебник китайского языка для 7 класса школ с углубленным изучением китайского языка» (Чита, ЗабГГПУ, 2007).
  13. Составитель О. Ц. Соктоева «Учебник китайского языка, 8 класс» (Чита, 2011).
  14. Составитель С. В. Разуваева «Учебное пособие по китайскому языку, 9 класс» (Чита, 2018).
  15. «Китайский язык. 5 класс: Учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений» (М., Вентана-Граф, 2008).
  16. «Китайский язык. 6 класс: Учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений» (М., Вентана-Граф, 2008).
  17. Т. В. Ивченко, О. М. Мазо, Ли Тао «Полный курс китайского языка для начинающих» (М., АСТ, 2019).
  18. Е. М. Гирняк, Т. В. Иоффе и др. «Китайский язык. 6 класс» (М., Вентана-Граф, 2008).
  19. Т. В. Ивченко, П. П. Ветров, О. М. Мазо, Л. С. Холкина, Ван Чун и др. «Новые горизонты: интегральный курс китайского языка» (Пекин, 2013).
  20. М. Б. Рукодельникова, О. А. Салазанова, Л. С. Холкина, Ли Тао «Китайский язык. Второй иностранный. 5—9 классы» (М., Вентана-Граф, 2017—2019).
  21. А. А. Сизова, Чэнь Фу, Чжу Чжипин и др. «Китайский язык. Второй иностранный. 5—9 классы» (М., Просвещение, 2019).
  22. Л. Ш. Рахимбекова, С. Ю. Распертова, Н. Ю. Чечина, Ци Шаоянь, Чжан Цзе «Китайский язык. Второй иностранный (базовый уровень). 10—11 классы» (М., Русское слово, 2019).

Лингвострановедение:

  1. О. М. Готлиб «Китай, Лингвострановедение» (2011).
  2. И. В. Войцехович, А. Ф. Кондрашевский «Учебное пособие по китайскому языку. Общественно-политический перевод» (Москва., издательство «Восток-Запад», 2005).
  3. Н. А. Демина, Чжу Канцзи «Страноведение Китая» (в 2х частях, 2009).
  4. И. В. Кочергин, В. Ф. Щичко «Страноведение Китая. Учебная хрестоматия» (1999).
  5. И. В. Кочергин «Регионоведение. Китай» (учебник, 2013).

Электронные ресурсы:

  1. http://russian.china.org.cn/.
  2. http://www.kitaichina.com/.
  3. http://russian.people.com.cn/.
  4. http://russian.news.cn/.
  5. http://russian.cri.cn/.
  6. http://russian.dbw.cn/.
  7. http://infoshos.ru/ru/.
Советуем почитать и про другие предметы! МатематикаИнформатикаФизикаХимияБиологияГеографияЛитератураРусский языкИсторияОбществознаниеПравоЭкономикаАнглийский языкНемецкий языкФранцузский языкИтальянский языкИспанский языкКитайский языкАстрономияЭкологияИскусство (МХК)ОБЖФизкультураТехнология Желаем удачи на олимпиадах!