Анастасия Карманова 10 апреля 2023 |
Финал проходил в Татарстане среди учеников из 72 регионов России. Дипломы победителей вручили 20 участникам, звание призеров у 97 ребят.
В олимпиады я попала достаточно случайно, честно говоря. Я не планировала писать МХК, работала над перечневыми соревнованиями, но в 10 классе стала призером регионального этапа и решила, что в 11 классе этот вопрос нужно добить. Так я попала в сборную Москву и вот я здесь.
Если говорить про подготовку, то не скажу, что было как-то особенно сложно. Я хочу учиться на искусствоведа, и мне это все безумно интересно. Я много готовилась сама и, конечно же, ходила на занятия сборной Москвы. Сборы оказали огромное влияние.
Еще я бы сказала, что в подготовке помогают путешествия: классно, когда ты увидел все своими глазами. Я очень часто бываю в музеях, особенно московских, стараюсь посещать выставки и экспозиции как современного, так и классического искусства. Так, конечно, лучше всего запоминается информация. Несколько раз была в Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, ездила в Псков, в города Золотого кольца. С точки зрения отечественного искусства это потрясающий опыт. Как и многие, я окончила музыкальную школу: несколько лет пела в хоре и играла на фортепиано, что тоже помогает в олимпиаде.
На заключительном этапе я выложилась полностью, сделала все, что от меня зависит. Я очень довольна собой. В Казани, кстати, очень гостеприимно: было здорово увидеть ее, познакомиться с культурой.
Сейчас я продолжаю заниматься музыкой, в целом, вся моя жизнь связана с искусством. Я волонтер в различных музеях, стажируюсь. В этом году мы совместно с Пушкинским музеем устраивали выставку – проект отдела Пушкинский Youth. Научные сотрудники отдела античности помогали нам. В марте была небольшая экспозиция и большой сайт, все можно увидеть и сейчас. В целом я стараюсь не выключать из своей жизни встречи с друзьями, знакомства с новыми людьми и занятия спортом. Из-за того, что у меня очень большой интерес к предмету, я никогда себя не насиловала подготовкой и делала все из любви. Поступать я планирую в МГУ на историю искусств.
Участвовать в олимпиадах я начал в 8 классе. Именно тогда преподаватель по музыке сказала, что у нас будет возможность пройти на муниципальный этап олимпиады по МХК, написав хорошо школьный этап. Я занимался, поэтому мне удалось стать призером муниципального этапа. Преподавательница начала меня готовить еще усиленнее, и мы в 9 классе «наготовились» до такой степени, что дошли до заключительного этапа, где мне не хватило всего одного балла для того, чтобы стать призером.
В итоге я вернулся в 10 классе, поэтому, ребята, кому немного не хватило, не переживайте. Если у вас есть год, то все обязательно получится. И даже сейчас у меня единственная эмоция: получилось, ура!
Неделя олимпиады в Казани прошла для меня довольно напряженно. Особенно первые дни. Но потом, когда вышли протоколы, и оказалось, что я достаточно высоко и не стоит переживать, все стало достаточно безмятежно. Мне очень понравилась атмосфера и ребята из Краснодарского края, из Тульской области и из Рязани. С ними мы подружились и много общались на разные темы. Спасибо им за прекрасную обстановку.
В Казани я, конечно же, уже бывал. У меня даже есть любимое место, куда я всегда хожу – Эрмитаж Казань. В этом году их выставка посвящена античному искусству, и мне было очень интересно ее увидеть. Я вообще люблю все, что связано с искусством. Свои дни я часто провожу в библиотеке, где готовлюсь к олимпиадам по литературе и МХК.
Я впервые приняла участие в олимпиаде по искусству в 8 классе, когда меня заинтересовал этот предмет. Я выступила на муниципальном этапе и поняла, что очень хочу участвовать и в 9 классе.
В этом году я заканчиваю музыкальную школу, она мне очень помогает в олимпиаде, особенно в заданиях, связанных с музыкой, конечно же. И в целом готовиться было очень интересно, потому что это доставляет мне удовольствие, что самое главное.
Казань – очень интересный многонациональный город. Мне понравились достопримечательности. Олимпиада прошла хорошо. Я, конечно, волновалась, но сейчас очень рада, что все получилось. Когда я получила диплом и впервые держала его в руках, старалась не плакать. Но когда вернулась на свое место, все равно расплакалась. Исход был ожидаемым, но в то же время непредсказуемым.
Помимо музыки, я еще люблю рисовать. Возможно, в дальнейшем буду развиваться в этом направлении. Также если я нахожу свободное время, то пишу стихи.
Еще я бы хотела принять участие в олимпиадах по истории. А диплом призера заключительного этапа по МХК даст мне возможность поступить в Москву или Санкт-Петербург на факультет истории искусств. В целом я уже решила, где хочу учиться, и буду целенаправленно двигаться к этому.
В 8 классе мне предложили поучаствовать в олимпиаде по МХК за девятый класс, и я начала готовиться со своим педагогом. В прошлом году у меня не получилось занять призовое место, но в этом году я получила диплом.
Подготовка далась мне несложно: нужно было распределить материал на дни и недели, чтобы всегда чем-то заниматься и не забывать ничего. Я стараюсь запоминать картины и даты по ассоциациям. В целом после аналитического и творческого туров я собой довольна, конечно, были недочеты, но я рада. Я счастлива за всю нашу сборную, надеюсь, что в следующем году мы снова здесь встретимся с дипломами.
Помимо олимпиад, я очень люблю литературу и много читаю. Еще катаюсь на коньках. В будущем хотелось бы поступить на журналистику в РАНХиГС или в МГИМО. Возможно, стану искусствоведом.
На мой взгляд, МХК – довольно непопулярный предмет. Но я с детства увлекаюсь искусством и погружен в эту среду. Я занимался в детской студии Третьяковской галереи, поэтому участие в олимпиадах по МХК вышло очень естественно. Я много бывал на выставках, окончил музыкальную школу и когда подошло время, седьмой-восьмой класс, я начал себя пробовать. Впервые тогда поучаствовал в Московской олимпиаде по истории искусств и Всероссийской тоже. Сначала получаются только первые этапы, а потом идешь дальше.
В девятом классе со мной случилась прекрасная история. Я на муниципальном этапе не сохранил свои ответы и пролетел, хотя очень рассчитывал выступить удачно. Все-таки это первый класс, когда у тебя есть возможность пройти на заключительный этап. Для меня это была трагедия, было очень обидно. Но сейчас я вспоминаю про это с улыбкой и рассказываю всем, потому что это очень смешная история, конечно же.
В 10 классе я прошел на заключительный этап и стал победителем. В этом году я стал первым призером, то есть мне не хватило двух баллов до победителя. В итоге все получилось приятно.
Мне кажется, что хорошо, когда подготовка к олимпиаде проходит естественно. Мне это нравится, и я этим занимаюсь. Даже без олимпиад я бы ходил на выставки в Третьяковку, в другие музеи Москвы и слушал бы музыку. Понятно, что когда ты готовишься к соревнованию, тебе нужно нарабатывать конкретные темы и заполнять пробелы. Необходима четкость, поэтому нужно работать непосредственно с заданиями олимпиады, которые достаточно специфичные. Ну и сборы помогают, очень сильно погружают в среду.
Последняя олимпиада прошла хорошо. Я думал, что будет сложнее. И аналитический тур, и творческий в целом показались несложными. Я боялся, что попадается то, чего я вообще не знаю. Но так получилось, что многие задания были решаемыми и достаточно легкими.
Творческий тур был посвящен Году учителя и наставника. Мы до олимпиады думали над разными темами. Был вариант, что нужно будет самому составить учебник по истории искусств, и мне казалось, что это самый реалистичный исход. С другой стороны, была тема 350-летия русского балета. Этой темы я очень боялся, потому что я выступил бы не на максимум. Получилось так, что вариант создания своего проекта школы искусств мы обговорили, но я не делал на нем акцент. С одной стороны, это интересно и креативно, можно много придумать. С другой стороны, есть много путей, по которым можно пойти и оказаться не очень оригинальным. Здесь сложно придумать что-то новое. Я удивился, в общем, теме, и долго думал над концепцией, минут 20-30 точно, а это очень много. Сделал я хорошо и удовлетворен своим выступлением.
У меня есть еще диплом по литературе, поэтому я пока думаю, куда поступать. Склоняюсь к истории искусств в ВШЭ, но окончательного решения у меня нет.
Я начала заниматься олимпиадами профессионально с седьмого класса и впервые попробовала попасть на Всерос уже тогда. У меня это успешно получилось, я выполняла задания за девятый класс. В седьмом классе не удалось стать призером, а в восьмом уже получилось. Я пришла в олимпиады, потому что мне всегда было интересно выходить за рамки школьной программы, изучать что-то новое, неординарное и погружаться в мир искусства.
Принимать участие в олимпиаде в седьмом классе было тяжело психологически, потому что я чувствовала какое-то давление от мысли, что я младше всех на два года. Но, тем не менее, я смогла справиться и написала в целом хорошо, не хватило двух баллов до призерства.
Потом я собрала все силы в кулак и начала очень усердно заниматься самоподготовкой: перечитала множество учебников по искусству, пересмотрела все шедевры и второстепенные работы живописи, скульптуры и архитектуры, начала ездить по различным городам России, чтобы вживую посетить музеи, в том числе в Санкт-Петербурге. Обошла все музеи по несколько раз. В Эрмитаже была девять раз, чтобы выучить все работы. Проводила там по три часа, чтобы не так сильно уставать, и чтобы информация не перемешалась в голове.
Также я участвовала в олимпиаде «Высшая проба» по культурологии и в олимпиадах СПбГУ. Помимо этого, пробовала свои силы в соревнованиях по литературе. Но там все не так хорошо по той причине, что я имею более разнообразные знания и хорошо ориентируюсь во всех видах искусства. А в литературе не так, пожалуй, глубоко.
В этом году готовиться было уже не так сложно, потому что у меня был опыт и я понимала, как нужно все построить. Я записывалась на различные курсы, например, от Ассоциации победителей олимпиад. Также команда Краснодарского края устраивала встречи с преподавателями, на которых мы разбирали важные темы. Поэтому получилась такая полноценная подготовка.
В этом году я в Казани уже в третий раз. Посетила много красивых мест: была и в Свияжске, и в Храме всех религий, и на улице Баумана, которая мне очень понравилась. Невероятно красивый город, очень культурный, чистый. Он сам похож на произведение искусства.
Когда я приезжаю в города России, то, прежде всего, изучаю культуру – от менталитета до чего-то более объективного. Часто хожу в музеи, и мне кажется, что оформление музеев и архитектура города очень много говорят и о людях, которые там проживают. Я, прежде всего, на это обращаю внимание, а также на внешний вид музеев и различные литературные заведения. Я недавно была в Москве и за пять дней успела посетить, пожалуй, все музеи, даже связанные с современным искусством, мне очень понравилось.
В детстве я несколько лет занималась театральным искусством, поэтому, собственно, и влилась в эту сферу. Я окончила музыкальную школу, и в этом году мне это очень пригодилось. В одном из заданий нужно было угадать композиторов по карикатурным изображениям. Там были и второстепенные, и не такие популярные. Я смогла определить всех и описать их отличительные черты и произведения. Мысленно поблагодарила свою учительницу по музыке.
Я была очень рада получить диплом. Конечно, стремилась к большему и надеялась, что апелляция поднимет до победителя, но я и так счастлива! В следующем году буду стараться еще больше, чтобы достичь новой цели.
Я, конечно же, свяжу свою жизнь с искусством, потому что мне это интересно с самого детства. Пока я не уверена, в какую сферу пойду, но это будет связано с культурологией, музыкой или театром.
Заключительный этап проходил с 21 по 27 марта в Москве. Его участниками стали более 300 школьников из 57 регионов России. Звание победителей завоевали 30 финалистов, дипломы призеров на счету у 137 ребят.
В целом олимпиада мне понравилась. Было неожиданно, что было четыре качественные задачи, я все-таки до 10 класса занимался математикой и был больше настроен решать количественные. Поэтому я испугался, а после туров очень переживал и даже не ходил на разборы, думал, что баллов набрал мало.
Я родом из города Сарапула в Удмуртской Республике. Там меня в 5-6 классе нашел преподаватель олимпиадной математики, с которым я занимался до 9 класса. В какой-то момент я понял, что уровня моего города мне уже не хватает, и в 10 классе поступил в Лицей НИУ ВШЭ в Москве. Там меня захватила экономика, и я решил связать с ней свою жизнь.
Это мой первый Всерос и сразу успешный. Я даже не помню, как стал заниматься олимпиадной экономикой, но, как только это случилось, я начал пробовать себя абсолютно во всех олимпиадах.
Начинающим олимпиадникам хочу сказать, что главное не гнаться за победой. Если ты приходишь на олимпиаду только с этой целью, это уже не очень хороший настрой. Победа, конечно, дает невероятные эмоции, льготы, в некоторых ситуациях и деньги, но олимпиада – это, в первую очередь, незабываемый опыт. Да и сама подготовка дарит тебе много знакомств, впечатлений и, конечно же, делает мозг более гибким.
Если рассуждать о том, что помогло мне занять призовое место, то это, наверное, сильная математическая база. Я очень много занимаюсь математикой и поеду на заключительный этап. Мне кажется, там будет еще сложнее.
Я очень рада, что мои друзья интересуются тем же предметом, что и я. Это позволяет нам вместе ботать и поддерживать друг друга. Так справляться с трудностями становится проще.
Я был очень рад приехать, попробовать свои силы и провести время с классными ребятами. Как и все, наверное, удивлен такому количеству качественных задач на турах. Но меня это не испугало, потому что я в принципе писал этот заключительный этап в свое удовольствие. Да и призером, как мы видим, я все равно стал.
Мне понравилось на этом заключительном этапе, особенно в рамках сборной. Руководство всегда шло нам навстречу, нас всегда поддерживали. Это очень важный элемент участия в олимпиаде.
В олимпиадную сферу я пришел где-то в 7 классе. Меня пригласили в кружок по олимпиадной экономике и на школьный этап Всероса.
В будущем я хочу заниматься чем-то, связанным с экономикой и компьютерными науками. Поступать хочу в ВШЭ либо на «Экономику и анализ данных», либо на факультет компьютерных наук.
Соревнование проходило с 26 марта по 1 апреля в Пскове. Дипломы победителей завоевали 26 финалистов, призеров – 127 ребят.
Я начал заниматься историей только в этом учебном году. Готовился в онлайн-школе, где мне помогал куратор и целая команда профессионалов. Я уже в 11 классе, и это хорошая финальная нота в моем олимпиадном пути.
Эссе меня немного сбило с толку. Я писал о русско-византийской войне 1043 года, у этого события юбилей в этом году. Как говорила Анна Аркадьевна Талызина, это, конечно, не юбилей хлопководства в Туркестане, но все-таки крайне неожиданная тема. Но я справился.
А проект про развитие городов в Российской империи мне понравился. Тестовый тур тоже был очень интересный в плане заданий.
В школьных этапах олимпиады и городских конкурсах я начал участвовать с пятого класса, а теперь уже третий год подряд приезжаю на заключительный этап. Подготовка для меня не тяжелый труд, но самостоятельно у меня получается заниматься только рывками, когда захочется. Систематически я готовлюсь только в рамках работы в сборной. Кураторы проводят с нами практические занятия, связанные с написанием тестового тура, эссе и проекта. Если ученик проходит на заключительный этап, то с ним отрабатывается и устный тур. Вечерние занятия в сборной – это больше лекционный или семинарный формат, а работа с куратором, в первую очередь, практическая отработка навыков.
В олимпиадном движении я с этого года. Для меня это место, где разделяют мои интересы, где я могу встретить новых друзей и попробовать себя в интересных заданиях.
Готовился я на сборах и самостоятельно. Считаю, что мне удалось достичь такого результата, веря в себя и в свои силы. И, конечно, много занимаясь.
Самое главное впечатление от олимпиады – это результат. Но еще это интересные знакомства и задания, которые оказались очень занимательными.
Будущим участникам я могу пожелать удачи, никогда не отчаиваться и самое главное – любить свой предмет.
Я уже три года участвую в олимпиаде по истории, дважды стал призером. Для меня олимпиада – это отношение к жизни. Олимпиадники отличаются от остальных. Они целеустремленные и талантливые. С помощью олимпиады я воспитывал в себе эти качества, учился ставить цели и достигать их. Чтобы добиться результатов, нужно любить это дело, работать регулярно, но не перегорать. Без этого любое дело, за которое ты берешься, быстро надоест.
Мне кажется, очень важно найти хорошего наставника, который смог бы поделиться своим опытом. Также нужны товарищи: твоя сборная, друзья из других городов, с которыми ты сможешь вместе готовиться.
Конечно, каждый год Всерос нас чем-то удивляет. Составители придумывают новые вопросы, задания, изменяют формат работ. В этом году произошла реформа эссе: ввели первичные и вторичные баллы, мы стали писать проект отдельно. Кому-то это не понравилось, но у меня это не привело к потери баллов, поэтому ничего плохого сказать не могу.
Будущим олимпиадникам я советую больше делать упор на региональный компонент. В этом году он был во всех турах, думаю, эта тенденция продолжится. Поэтому не забудьте изучить историю того региона, куда вы поедете.
Благодарим Елизавету Майданову, Евгению Ларину и Валерию Медведик за помощь в подготовке материала.
Подробная информация об олимпиаде, новости, фотографии участников и результаты смотрите на специальной странице финала.
Еще больше впечатлений, а также репортажи, викторины и конкурсы для финалистов вы найдете в группе Всеросс-live.