Валерия Медведик 5 сентября 2023 |
Российская робототехническая олимпиада (РРО) – это командное соревнование по программированию интеллектуальных робототехнических систем среди участников в возрасте от 6 до 19 лет.
В последнем национальном финале, который прошел с 28 по 30 июня в Челябинске, приняли участие более 900 ребят из 41 региона России, а также команды из Ирана и Белоруссии. Команды продемонстрировали свои проекты и показали, как можно помочь судоходству и инфраструктуре цифровых технологий стать более безопасными, устойчивыми и эффективными.
Старший судья на РРО-2023 и председатель методической комиссии Московской олимпиады школьников по робототехнике Сергей Мустафин и председатель Федерации спортивной и образовательной робототехники Анна Огарко рассказали о самых запоминающихся проектах команд, нововведениях соревнования и других интересных олимпиадах, в которых можно принять участие.
Сергей Мустафин: С развитием учебного оборудования и робототехники как учебной дисциплины, доступной школьникам, задания сильно усложнились. Также, безусловно, изменилась структура самой олимпиады – появились отдельные «продвинутые» категории для старших школьников и студентов. То же самое можно сказать и про младших школьников – появились задания именно для них.
Еще отмечу массовость и количество регионов, участвующих в соревновании. Если в 2006 году, когда я первый раз попал на Российскую робототехническую олимпиаду, все участники находились в спортивном зале школы, то сейчас это почти тысяча человек в ледовом дворце.
Анна Огарко: Самое важное и цепляющее в олимпиаде – ее атмосфера, концентрация увлеченных одинаковой задачей людей в одном месте. Все это осталось прежним.
Сергей Мустафин: К сожалению, в этом сезоне российские школьники не смогли поехать на мировой финал, но это дало бОльшую свободу организаторам. Нет необходимости очень строго придерживаться мирового регламента. В этом году появились несколько полностью российских категорий (Основная базовая, Эксперт, Искусственный интеллект, WeDo: Творческая категория). Регламенты были разработаны методической группой, исходя из особенностей системы обучения, сложившейся в России.
Анна Огарко: Главное нововведение – базовая категория. Она была создана, чтобы ребята могли собирать свои проекты не на конструкторе лего, а на открытой платформе. Уровень этой задачи был ниже, чем у младшей категории, чтобы начинающие участники смогли почувствовать себя настоящими спортсменами. Также регламент этого года был посвящен металлургии, так как Челябинск – производственный регион.
Анна Огарко: Категория WeDo подразделяется еще на две – основную и творческую. Во второй есть определенная тема, по которой ребята готовят инсталляцию с использованием компонентов лего и движущихся частей. Как правило, участники используют большое количество моторов и датчиков, поэтому макет получается «живой». Когда ребенок презентует работу, он демонстрирует работоспособность модели. Безусловно, родители помогают в оформлении, сделать плакат, но сами идеи не правят, даже самые экспериментальные. Поэтому бывают очень креативные темы работ, к примеру, отдыха на Луне.
В первой же категории у ребят такая же задача, как в основных соревнованиях, но робот по большей части управляется дистанционно. Но для успешного и быстрого прохождения задания, необходимо как можно большую часть задания проходить в автономном режиме. Что и является основной сложностью задания.
Формат обеих подкатегорий в силу возраста ребят более упрощенный, но у них все равно есть тестирование в творческой категории, которое показывает, что дети, действительно, понимают, о чем говорят. А в основной категории есть челлендж – когда участникам дают задание, и им нужно с нуля за несколько часов его написать.
Сергей Мустафин: На олимпиаде огромное количество роботов – каждый, по сути, является небольшим проектом, если говорить о так называемых «спортивных категориях». Ребята заранее знают задание и создают интеллектуальное автоматизированное устройство, способное выполнить конкретную узкую задачу. Тут, несмотря на вполне конкретное задание, огромное разнообразие механических и алгоритмических решений. Одни эффективнее в определенных обстоятельствах, другие в других. Очень интересно наблюдать за решениями ребят из разных уголков страны – некоторые решения не эффективны, но очень эффектны.
Другой класс робототехнических решений – проекты на заданную тему. Тут меньше ограничений и больше простора для творчества. Такие проекты создают зачастую большие команды, куда включаются, помимо самих участников, и педагоги, и родители, выполняющие различные вспомогательные роли. В этой категории проекты настолько разные, что очень сложно выделить какой-то один. Участники зачастую привозят десятки килограммов оборудования, чтобы продемонстрировать свою идею.
Приятно получить медаль, но победа над собой стоит намного дороже
Сергей Мустафин: Сейчас в России огромное количество самых разных соревнований по робототехнике – от создания роботов-спасателей до беспилотных летательных аппаратов и автомобилей с автопилотом. Зачастую не столько важно, чем именно будет заниматься ребенок, основная функция таких соревнований — привлечение внимания и пробуждение интереса к будущей инженерной профессии. Хотя, безусловно, среди участников уже немало ребят, создающих решение, по уровню сложности вполне претендующее на внедрение в промышленные образцы.
Отдельно стоит отметить, что появляются не только соревнования, но и олимпиады. В этом году робототехника была выделена отдельным профилем во Всероссийской олимпиаде школьников в рамках технологии. Победителей этого состязания без экзаменов принимают ведущие инженерные вузы страны. А Московская олимпиада по робототехнике в 2022/23 учебном году имела III уровень в Перечне, это дает привилегии при поступлении. В олимпиаде «Ломоносов», которую организует МГУ, также есть робототехника, в Национальной технологической олимпиаде есть немало интересных инженерных профилей, а в Московской предпрофессиональной олимпиаде есть инженерно-конструкторское направление.
Сергей Мустафин: Для начала стоит попробовать поучаствовать в любой доступной олимпиаде и понять, готовы ли вы посвящать, по сути, все свое время подготовке. Как и любое занятие, участие в олимпиадах по робототехнике требует немало усилий и времени. Придется освоить множество навыков – от моделирования, прототипирования, электроники до программирования. Зачастую это очень сильно захватывает ребят, и они погружаются в этот мир надолго. Однозначно стоит попробовать свои силы и сделать первого робота. На первом этапе не так важно, что именно это будет. Затем, развиваясь, найти направление, которое будет по душе.
Стоит помнить, что основная цель участия в соревнованиях – созидание. Создание нового, получение опыта, возможность самореализоваться. Это уже очень большое удовольствие. Безусловно, приятно получить медаль, но победа над собой стоит намного дороже.
Анна Огарко: Участвовать, несмотря ни на что. Любой результат – это опыт, и он воздастся в будущем. Начинать с РРО не стоит, лучше выбрать более простые олимпиады. Например, в Москве есть РОБОСТЕП, Олимпиада Центра педагогического мастерства по робототехнике. На сайте mosrobotics.ru все подробно написано и рассказано. Там же можно задать любые вопросы, и экспертное сообщество на них ответит.