Ксения Донская 13 декабря 2019 |
Оля: Мне повезло с учителем. Во многих школах, наверное, география преподается не очень хорошо, потому что часто ребята жалуются, что на уроках неинтересно, скучно. А я никогда не понимала, как можно не любить географию?
Саша: А у меня все началось еще в детстве: мне всегда нравилось изучать различные карты, атласы. Позже моя учительница также привила мне любовь к этому предмету и сподвигла пойти на школьный этап олимпиады, потом я прошел на муниципальный. Затем попал в Центр педагогического мастерства и начал заниматься тут.
Оля: Мы были в Карачаево-Черкесии, ходили по маршруту Теберда-Архыз. Мне больше всего запомнились, пожалуй, виды с перевалов, особенно с перевала Арючат, я никогда не была на такой высоте – 3075 метров. Нас окружали одни камни, вниз было видно на полкилометра, и масштабы гор, конечно, поражают. Еще запомнились, как ни странно, вечерние разговоры у костра или теплого кана с чаем, шутки, истории, было весело.
Саша: А меня сильнее всего поразила организация: я понимаю, насколько тяжело осуществить такой поход, и очень благодарен Александру Борисовичу.
Саша: Потому что организация похода с детьми – это всегда довольно сложный процесс. Мало того, что это большая ответственность, так еще и нужно распланировать продукты питания, подготовить маршрут, хорошо знать местность.
А что касается впечатлений от самого похода, тут надо понимать, что для географов это не только развлечение, но и обучающее мероприятие. Нашим вторым руководителем был выпускник географического факультета МГУ, гляциолог – исследователь ледников и ледового покрова. На больших высотах есть настоящие ледники, и для нас это был незабываемый опыт – посмотреть на них вместе с человеком, который в них разбирается. Он много интересного рассказывал, мы все изучали на практике: например, наблюдали, как ледник ведет себя в длительном периоде, как тает, какие формы рельефа образует.
Оля: Я увидела формы рельефа, которые раньше были мне знакомы только по картинкам. Например, котловины, ложбины, которые вытесал ледник, – все это очень впечатляет и позволяет лучше понять закономерности и процессы, о которых раньше читал в учебнике.
Оля: Я привезла конфетки с перекуса, еще у меня есть пара камней. Они довольно тяжелые, так что в основном мы их собирали в конце похода. Но иногда идешь, видишь какой-нибудь особенно красивый и все равно берешь, потому что потом такой не найти! Еще я привезла с собой цветущий рододендрон – это хорошее свидетельство того, как растительный мир меняется в высотной поясности: чуть пониже он уже давно отцвел, а выше цветет до сих пор из-за разницы в микроклиматических условиях.
Саша: А я не сторонник того, чтобы что-то везти домой, находки занимают много места. Но мы командой собирали коллекцию для ЦПМ – это важно для будущих поколений географов, которые будут тут заниматься.
Оля: Я бы посоветовала не заниматься непосредственно перед олимпиадой. Когда ты пытаешься что-то хаотично выучить в последний момент, ничего хорошего из этого не выходит, так что лучше просто повторить то, что уже знаешь, это будет более эффективно. А так лучше равномерно заниматься в течение года, лучший вариант – это, конечно, приходить в ЦПМ.
Саша: А я процитирую одного из наших преподавателей: «Ботать надо больше». Мне вообще кажется, что это девиз, который должен преследовать вас по жизни: самоподготовка очень важна для олимпиадников. В школе ученикам пытаются какие-то знания вложить в голову, а на олимпиадах твои результаты, в основном, зависят от тебя самого. Конечно, преподаватели ЦПМ и каких-то других организаций стараются помочь, но без желания и самоподготовки вероятность успеха очень мала. Запоминать пройденное и отрабатывать материал все равно нужно самому.
Саша: Надо, чтобы в тебе был некий стержень, который будет заставлять идти к поставленной цели, это для любой сферы работает. Мне спорт помогает держать себя в тонусе и морально, и физически, я много лет занимаюсь боевыми искусствами.
Оля: Вообще я впервые пришла в ЦПМ в январе, когда меня пригласили на сборы после муниципального этапа. И когда увидела, какой тут у всех уровень, подумала, что по сравнению с ними знаю географию плохо и вряд ли куда-то пройду. Но на занятиях я старалась, пыталась запомнить все, что нам рассказали за неделю сборов, и на региональном этапе стала второй. Когда вывесили результаты, у меня был шок, я не понимала, как так? Я продолжала ходить в ЦПМ, потом поехала на заключительный этап. В целом, пожалуй, мои ожидания оправдались: я хотела стать призером, так и случилось.
Как мне кажется, на олимпиаде, бесспорно, большую роль играют задания, но не менее важно собраться и в нужный момент выдать все, что знаешь.
Саша: Согласен с Олей, действительно, на олимпиаде на некоторых людей сильно действует психологическое давление. На меня, наверное, в меньшей степени, возможно, из-за занятий спортом. А еще меня очень поддерживала моя семья: вечером перед турами я разговаривал по телефону с родными, они помогали мне настроиться на правильный лад.
Оля: Они бывают очень разными. Перед полевым туром никто никогда не знает, где он будет проводиться: например, в городе или в лесу. В прошлом году олимпиада была в Казани, и полевой тур проходил в парке, там были задания, связанные с физической географией, где-то нужно было произвести расчеты.
Оля: Было задание про пруд: требовалось посчитать, какого числа надо включить насос, чтобы к определенному моменту водоем наполнился до своего обычного состояния и стал пригодным для купания. Сами расчеты были несложные, но надо было сообразить, до какой высоты должна подняться вода.
Оля: Сейчас нужно заниматься всем, вне зависимости от интересов, это требуется для олимпиады. А вообще мне больше всего нравится физическая география – это что-то более-менее стабильное, в отличие от социально-экономической географии, например, где статистика все время прыгает, надо постоянно что-то учить. А тут можно проследить связи с физикой, с математикой, изучать закономерности – мне это интересно.
Саша: Я люблю технические науки, учусь в технической школе, в техническом классе, поэтому мне нравится все, что связано с числами, со статистикой – например, экономическая география. Физическая тоже меня увлекает, потому что я в принципе люблю физику, и очень интересно наблюдать, как какие-то физические законы применяются в географии. Например, на физике мы учим термодинамику, а в географии можем наблюдать за изменением давления воздушных масс при подъеме на высоту.
Оля: Я, наверное, определилась, хотя кто знает, может, впоследствии вообще решу уйти в химию, но на данный момент думаю поступать в МГУ на направление, связанное с физической географией. А сейчас планирую продолжать заниматься олимпиадами.
Саша: А я хочу найти себя где-то в технических науках, попасть в IT-сферу. География – это мое хобби. Я люблю походы, люблю природу, люблю понимать, как что работает. И на каникулах с удовольствием езжу в горы и на море не с туристическими экскурсиями, а самостоятельно.
Отборочный этап Московской олимпиады по географии уже стартовал! Приглашаются все желающие школьники из 5-11 классов. Регистрация