23 апреля 2025, 15:48

«Когда соединяются инженерная логика и творческий подход»: впечатления финалистов Всероссийской олимпиады по технологии

 Технология

Уже 25 апреля в Казани объявят имена победителей и призеров Всероссийской олимпиады по технологии (труду). Соревнование включает четыре профиля: «Культура дома, дизайн и технология», «Техника, технология и техническое творчество», «Информационная безопасность» и «Робототехника».

В финале участники отвечали на вопросы теоретического тура, показывали свое мастерство на практике и представляли жюри собственные творческие проекты, над которыми трудились целый год.

В ожидании результатов предлагаем познакомиться с финалистами поближе и узнать об их работах, подготовке и планах на будущее.

София Б., 9 класс, Ярославская область:

Это моя первая Всероссийская олимпиада по технологии, и впечатлений, честно говоря, очень много. Процесс участия оказался намного масштабнее, чем я представляла: все началось еще осенью – со школьного этапа, потом шли отборочные ступеньки и вот, наконец, заключительный этап. Это, конечно, требует большой отдачи, сил и времени, но оно того стоит. Это как целая история на весь учебный год.

Олимпиада проходила в три тура: теория, практика и защита проекта. Теоретическая часть была неожиданной – по сравнению с региональным этапом задания сильно отличались. Мы готовились к одному: разбирали аппараты, химию, металлы… А в итоге получили совсем другое. Это, конечно, сначала вызвало стресс – день такой был, волнительный. Потом практика – снова день переживаний. Но в итоге справились. А после защиты проекта уже можно было выдохнуть, немного расслабиться, хотя, конечно, все всё равно переживают, ждут результатов, волнуются.

Мой проект называется «Школа будущего» – это концепция образовательного учреждения с естественно-научным уклоном. Я разработала комплект чертежей, выполнила расчеты, подготовила макет. Идея проекта в том, чтобы создать школу, которую можно было бы реально построить почти в любом городе или регионе, но при этом она была бы принципиально новой: современной, технологичной, с другими подходами. Не просто здание, а именно школа будущего, как она могла бы выглядеть.

Готовилась я к олимпиаде вместе с наставниками. Мы не проходили никаких курсов, все было в живом формате: брали тему, разбирали, практиковались, решали много вариантов. Работали просто и по делу.

Пока не определилась точно с университетом, но есть сферы, которые интересны. Буду дальше развиваться, участвовать, пробовать себя в новых проектах. Главное – не останавливаться. Олимпиада дала много нового, и я точно хочу продолжать.

Марина Б., 9 класс, Московская область:

Это мой третий всероссийский этап, я участвую в олимпиаде уже третий год. Поэтому в этот раз все прошло немного спокойнее – все-таки опыт накопился, и я уже примерно представляла, чего ожидать, и как все устроено. Конечно, волнение все равно было, но сами этапы, атмосфера, нагрузка воспринимаются гораздо легче.

Теоретический тур в этом году оказался довольно сложным, потому что поменялись темы, и для меня это стало неожиданностью. Мы переживали даже больше, чем писали. Но при этом все равно было очень интересно: мне понравилось размышлять, искать решения, анализировать. Особенно запомнились задания, связанные с художественными элементами и росписями – это как раз та тема, которая мне близка, в нее было приятно погрузиться.

Кроме теории мы защищали проекты. Я представляла свою разработку, над которой работаю уже второй год. Это умный браслет для пожилых людей. Его основная задача – помогать сохранить безопасность, особенно если родные находятся далеко и могут только дистанционно быть на связи. Сейчас браслет умеет измерять пульс, сатурацию, отслеживать падения и даже подавать сигнал тревоги. В ближайших планах – добавить функцию ЭКГ и развить проект в полноценную экосистему, которая бы помогала пожилым людям в быту.

Проект оказался актуальным – ко мне уже обращаются учителя, которым было бы интересно использовать такую технологию для своих родственников. Летом я очень хочу попробовать себя в сфере, связанной с разработкой подобных решений, лучше разобраться в специфике, а может и найти первых заказчиков. Есть идея собрать все в продукт: например, сделать «умную аптечку» и попробовать его запустить.

Практический тур тоже очень понравился: мы делали брелок с внутренним механизмом, там были две шестеренки. Механика была несложная, но сам процесс очень увлекательный. Именно за это я люблю технологию: когда соединяются инженерная логика и творческий подход.

Что касается будущего, я планирую поступать в Высшую школу экономики. Пока думаю между инженерным направлением и маркетингом, мне обе темы интересны. Олимпиада по технологии как раз помогает развивать кругозор: ты изучаешь все – от материалов до проектирования, от дизайна до продвижения. Это очень помогает почувствовать уверенность в том, что ты сможешь найти свой путь.

Анастасия М., 10 класс, Московская область:

Для меня это был первый финальный этап Всероссийской олимпиады по технологии. До этого я не доходила до заключительного этапа, так что все было в новинку и, конечно, очень волнительно. Больше всего сложностей у меня вызвал практический тур – задания были непростые, особенно те, где нужно было находить уязвимости на сайтах. Это требует большой концентрации и глубоких знаний в информационной безопасности, а я только начала в этом серьезно разбираться.

А вот теоретический тур показался полегче. Особенно мне понравилась защита проекта – это, наверное, самая интересная часть всей олимпиады. Ты можешь рассказать о том, что сделала сама, как пришла к идее, чего добилась. Это очень вдохновляет, и я чувствовала, что могу по-настоящему показать свой вклад.

Мой проект – это веб-приложение, которое работает в закрытой локальной сети. Оно предназначено для малых и средних компаний, где сотрудники могут безопасно входить в личные аккаунты и хранить пароли или другую конфиденциальную информацию. В приложении есть и дополнительные функции, например, генерация логинов и паролей. Я давно интересуюсь информационной безопасностью, и поэтому мне было важно, чтобы проект был не просто интересным, но и полезным.

Что касается самих заданий, то общая часть теории была довольно ожидаемой. Но в специальной части больше всего затруднений у меня вызвали задачи с матрицами, я раньше с ними просто не работала и не умею их решать. Но, несмотря на это, я старалась сделать все, что в моих силах, и надеюсь, что результат будет достойным.

Сейчас я продолжаю развиваться в направлении информационной безопасности. Пока не решила точно, куда буду поступать, но точно знаю, что хочу двигаться дальше в этой сфере. Возможно, в будущем удастся доработать мой проект и предложить его реальным компаниям – уже были люди, кто интересовался им, в том числе учителя, у которых есть пожилые родственники, для которых такие решения были бы полезны.

Источник фото: Республиканский олимпиадный центр

Радмир З., 8 класс, Челябинская область:

Это мой первый опыт участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по технологии, и честно скажу – мне здесь очень понравилось. Больше всего впечатлила организация: по сравнению с региональным этапом разница просто огромная. Если на регионе практика проводилась, скажем так, не всегда на высоком уровне, то здесь все сделано «на пять звезд». Чувствуется, что ты попал на мероприятие совсем другого масштаба: все четко, слаженно, современно. И это дает сильный эмоциональный заряд.

Сами задания – и теоретические, и практические – не показались мне чрезмерно сложными. Думаю, это сделано специально, чтобы как можно больше участников почувствовали себя уверенно, даже если они не так глубоко занимались конкретными темами. Особенно понравилось одно задание на практике – по веб-направлению. Я участвовал в профиле информационной безопасности, и это задание как раз попало в зону моих интересов, поэтому было приятно поработать над ним.

Проект я тоже уже защитил. Если говорить простыми словами, то он посвящен очень актуальной сейчас теме – это борьба с протестным программным обеспечением в сфере информационной безопасности. Я разработал приложение, которое позволяет автоматизировать процесс его обнаружения. Проект ориентирован на разработчиков, и его можно использовать в государственных структурах или компаниях, чтобы повышать защиту ИТ-среды.

Приложение я распространяю в открытом доступе, с открытым исходным кодом. Пока конкретных заказов на него не поступало, но, если кому-то нужно, можно спокойно скачать, использовать и адаптировать под свои задачи.

Что касается будущих планов, все будет зависеть от результатов олимпиады. Если получится победить, думаю, выбор направления для поступления станет намного проще. Если нет, буду продолжать развиваться в области информационной безопасности, углубляться в тему, чтобы в следующий раз точно добиться победы. Олимпиада – это крутая мотивация, и я хочу идти дальше.

Николай К., 11 класс, Свердловская область:

Это мой первый опыт участия в заключительном этапе. Я выступал в профиле «Информационная безопасность». Всегда было интересно попробовать свои силы на олимпиаде: сначала прошел школьный этап, потом региональный, и в итоге попал в финал. Конечно, волнительно, но и очень круто.

К региональному этапу я готовился самостоятельно: смотрел видеоуроки, разбирался в темах сам. А вот уже к заключительному мне выделили учителя, и с его помощью удалось многое подтянуть. Правда, на Всеросе попались немного другие задания, чем я ожидал, но, тем не менее, сделал все, что смог.

Теоретический тур прошел неплохо. Тематика заданий была примерно такой же, как на регионе, но в этот раз было больше общих вопросов, не напрямую связанных с профилем. Например, было задание с лазерным стержнем – такого точно не ожидал. Или вопрос по атомной электростанции о передаче энергии. Необычно, но интересно. Постарался ответить, как мог, узнаю по результатам, насколько правильно.

Проект посвящен защите веб-приложений от DDoS-атак. Суть в том, что между пользователем и самим приложением ставится промежуточное звено – обратный прокси. Он перехватывает запросы, создает сессию, проверяет пользователя, и только после этого допускает к приложению. Таким образом снижается риск атаки. Рассказал все, как планировал, были вопросы от жюри – отвечал спокойно. Думаю, защита прошла успешно.

Практический тур был интересным, но немного не рассчитал время. Задания хорошие, но я зациклился на одном и не успел дойти до остальных. Надеюсь, баллов все же наберу достаточно.
Кроме технологии я еще писал олимпиаду по информатике, но пройти дальше региона не удалось. В будущем планирую поступать в технический вуз. Рассматриваю УРФУ, конкретное направление будет зависеть от баллов. В целом, хочу продолжать развиваться в сфере ИБ и углубляться в тему.

Данил П., 11 класс, Республика Татарстан:

Это уже мой третий заключительный этап. В 9 классе я стал призером, в 10 не получилось, а сейчас – снова здесь. Впечатления отличные. Олимпиада, как и всегда, проходит на высоком уровне. В этом году мы в «Байтике», и здесь все также хорошо: вкусно кормят, атмосфера приятная, задания сложные и интересные, проекты у участников сильные – мне многое понравилось.

С организацией все в порядке: все идет по расписанию, время распределено грамотно, все доступно и понятно. Это дает возможность сконцентрироваться именно на участии, а не переживать из-за бытовых или организационных мелочей.

Я выбрал технологию, потому что мне просто нравится делать что-то своими руками. Сначала в олимпиаду меня вовлек учитель, а потом и друг-одноклассник, который тоже сейчас участвует. С тех пор технология стала для меня чем-то личным и очень интересным.

К теоретическому туру я подходил с интересом. В этом году он отличался от предыдущих: например, в творческое задание добавили аксонометрию. Если раньше нужно было просто сделать чертеж и эскиз, то теперь было и изображение в аксонометрии, и эскиз, и сборочный чертеж. Это усложняет задачу, но в то же время делает ее гораздо интереснее – чувствуешь, что выходишь на новый уровень.

Мой проект был направлен на помощь другим школьникам – тем, кто только начинает осваивать черчение. Он помогает понять базовые вещи: что такое сечение, как проектировать детали на плоскости, как вообще устроено графическое изображение предметов. Я постарался сделать его максимально наглядным и доступным.

Защита проекта прошла, на мой взгляд, очень хорошо. Я готовился к ней заранее и достаточно серьезно, поэтому чувствовал себя уверенно. Вопросы задавали, но они были вполне понятные и по теме. Немного волновался, конечно, особенно когда зашел в кабинет, но дальше волнение ушло – и все пошло по плану.

Сейчас я учусь в 11 классе и уже думаю о поступлении. Рассматриваю КФУ и РУДН, посмотрим, как сложатся баллы. Главное – двигаться дальше, а олимпиада дает для этого очень хорошую базу.

Марина Е., 9 класс, Республика Татарстан:

Мне интересна тема информационной безопасности, и в этом году я узнала, что существует Всероссийская олимпиада школьников именно по этому направлению. Решила попробовать свои силы, и участие стало для меня очень важным опытом.

Самым сложным этапом, на мой взгляд, оказался теоретический тур. Он потребовал не только знаний, но и быстрой сообразительности, умения анализировать нестандартные задачи. А вот практический тур, наоборот, стал самым интересным. Я совсем не волновалась перед ним – наоборот, с нетерпением ждала возможности проверить свои знания и применить все, что успела изучить во время подготовки.

На защите я представляла свой проект – это телеграм-бот, который проверяет безопасность сайтов. Я старалась сделать его максимально простым в использовании, но при этом функциональным. Работа над проектом позволила глубже погрузиться в тему и понять, как реально применяются знания из информационной безопасности.

Благодаря участию в олимпиаде я поняла, на что стоит делать упор при подготовке, и как именно нужно «ботать», чтобы чувствовать себя увереннее. В следующем году хочу снова попробовать свои силы – уже с большим опытом, более глубокой базой и уверенным настроем.

Беседовала Инзиля Шакирова

Дневник олимпиады


Подробная информация об олимпиаде, новости, фотографии участников и результаты также добавляются на специальную страницу финала.

Еще по теме