Ксения Донская 14 июля 2020 |
Все хорошо, результатами в целом доволен. В принципе, я почти всегда сдаю экзамены на отлично. Иногда, правда, бывают проблемы из-за того, что начинаю готовиться слишком поздно, поэтому приходится учить много всего за короткий промежуток времени. Но когда уже надвигается дедлайн, проще заставить себя работать и добиться желаемого результата.
Да-да.
Я в течение семестра, наоборот, почти ничего не делаю, пока не заставят, а потом как-нибудь разбираюсь с тем, что появляется.
В течение семестра по некоторым предметам задают задачи, их надо сдавать, но я их в последнее время тоже делаю перед самой сдачей. Вообще порядок такой: сначала на лекциях рассказывают какую-то теорию, потом на семинарах эту теорию учат применять как раз для решения задач. На лекции я не хожу, но…
Почти. Можно, конечно, прослушать теорию, но с точки зрения применения ее все равно будут повторять на семинарах, и такой, более практический подход мне ближе. А если я буду пытаться что-то запомнить прямо на лекции, то в итоге все равно забуду. Поэтому в течение семестра я не особо интересуюсь тем, что происходит на лекциях. А к экзаменам, где нужно сдавать теорию с доказательствами, учу ее.
В этом семестре был один предмет, на котором ее отмечали, но по нему были только лекции без семинаров, и на них рассказывали какие-то прикладные вещи, так что туда я ходил, это было полезно. В остальных случаях нас не отмечают. На некоторых лекциях, которые всем нравятся, бывает по 100-200 студентов, на других – человек 20, но это никого не беспокоит: посещение лекций у нас необязательное. А вот на семинары нужно ходить, если пропускать их регулярно, то могут вызвать на разговор в деканат. При этом если ты все хорошо сдаешь, то скажут, что пропускать нехорошо, но раз оценки нормальные, то ладно.
Более того, на этом факультете я выбрал направление «Прикладная математика и информатика», и там физики нет вообще! Дело в том, что если ты идешь учиться на что-то связанное с астрономией, то после университета почти наверняка должен будешь заниматься наукой. А мне этого не хотелось. По этой же причине мне не подошла и физика. Я рассматривал, куда можно приложить мои математические способности: я серьезно занимался этим предметом с 4-5 класса, у меня есть дипломы заключительного этапа Всероссийской олимпиады. Был вариант пойти в Вышку на экономику, потому что в старшей школе у меня было еще два диплома всероса по этой дисциплине, но потом я поговорил с людьми, которые тоже поступали на какие-то аналогичные направления, и решил, что лучше все же сначала получше изучить математику. А уже потом, если будет желание, можно и в экономику углубиться, это будет проще, чем пытаться освоить два предмета одновременно.
А информатикой и программированием я до университета вообще не занимался. Точнее, как-то участвовал в областном этапе олимпиады, но ничего там не занял. И решил, что было бы прикольно поизучать что-то новое. И кстати, насколько мне известно, довольно многие поступают на ФИВТ без особых заслуг в области программирования.
Мне было достаточно легко: я просто понял, что не хочу тратить все свое время и силы на астрономию на протяжении многих лет. Мне нравилось решать задачи на олимпиадах, но особой тяги к науке не было. Сложнее было принять финальное решение в плане места учебы, но в результате я все же выбрал и не жалею.
Сейчас я стараюсь выбирать путь, который в будущем открывает еще больше дорожек
При поступлении я выбрал матгруппу: там чуть больше математики и чуть меньше программирования. Но в принципе, мне и этих знаний хватает, потому что я не собираюсь заниматься промышленным программированием, связанным с разработкой приложений, например. С нашим факультетом сотрудничают различные компании, на их базе проводятся курсы, которые связаны с их деятельностью. Этой весной у нас как раз было распределение по кафедрам, я прошел на кафедру анализа данных «Яндекса», и в основном, все задачи там связаны с математикой. То есть, программирование тоже нужно, но не какое-то глубокое. Его должно хватать на то, чтобы просто реализовать твои идеи. И моей базы для этого достаточно.
Через два года кончится бакалавриат, можно пойти работать, можно – в магистратуру, можно совмещать, тут у меня пока нет определенности. Сейчас на кафедре анализа данных мне дадут достаточно сильную базу математики плюс некоторую часть программирования. Если меня это заинтересует, я смогу продолжить развиваться в эту сторону. Но вообще, после бакалавриата есть возможность выбрать другое направление, например, кафедру, которая будет связана с машинным обучением. Что мне будет интересно через два года, пойму ли я, что это мое, или выберу что-то другое, пока неизвестно. Сейчас я стараюсь выбирать путь, который в будущем открывает еще больше дорожек.
Сейчас у нас математика делится на две части: есть кафедра высшей математики, она общеинститутская, а есть кафедра дискретной математики – конкретно нашего факультета. И это как раз некое продолжение олимпиадной математики: там рассматриваются более сложные теоремы, их доказательства, задачи. Мне этот предмет гораздо ближе, чем высшая математика. Тем более, большая часть высшей математики мне не особо пригодится, потому что она рассчитана на приложение в физике, а у нас на факультете ее нет.
Думаю, да. Он точно положительно влияет на скорость усвоения информации. Во время олимпиад у меня появился навык быстрого решения задач и мгновенного просчета сразу нескольких вариантов. Сейчас это помогает мне достаточно быстро справляться с заданиями. При этом я бы не сказал, что мне очень пригодилась именно база материала, которую я наработал во время участия в соревнованиях по разным предметам: все-таки олимпиады, в основном, строятся на школьной программе. Конечно, там есть какие-то вспомогательные утверждения, дополнительные факты, но и в олимпиадной астрономии, и в олимпиадной экономике, в основном, используется математика на уровне школьной программы. А вузовская уже является ее продолжением, так что тут никаких преимуществ у меня нет.
Наверное, по самим олимпиадам – не в плане решения задач, а в плане того, чтобы куда-то поехать, с кем-то встретиться. За счет Всероссийских олимпиад я довольно много поездил по разным городам России, за счет международных – побывал в некоторых странах.
На самом деле, большинство из них были очень запоминающимися, но интереснее всего было съездить на международную олимпиаду в Индию. Там мы жили на территории университета рядом с городом, но это была не столица и не супертуристическое место, а обычный какой-то индийский город с населением в миллион человек. Мы ездили на экскурсии, по городу нас водили гиды, было реально очень интересно.
Да-да, моя школа (Даниил окончил гимназию №1 в Жуковском. – Прим. ред.) каждый год отправляет туда одного десятиклассника. Приезжают 50 человек из, наверное, 20 стран, разделяются на пять команд и делают отдельные проекты, но при этом цель у них общая. Первые несколько дней мне там было тяжело, потому что не было никого русскоговорящего. Но в принципе, я достаточно свободно говорю на английском, не идеально, но так, чтобы я понимал и меня понимали. Так что сначала был какой-то дискомфорт, а потом я привык и две недели уже спокойно там со всеми общался.
Я даже не думаю, я уже преподаю! Периодически в Московской области проводятся сборы различного уровня: одни готовят детей к региональному этапу Всероссийской олимпиады, другие – к заключительному, на третьи приходят ребята помладше – 6-8 класс, которые хорошо написали муниципальный. И мы с ними занимаемся астрономией. Это не самый популярный предмет, и во многих городах Подмосковья она не преподается в школах, кружков тоже нет, поэтому такие сборы очень полезны. А сейчас, во время карантина, мы занимались онлайн.
Да! В прошлом году я даже был руководителем команды Московской области на Всероссийской олимпиаде.
Это интересно. Я приехал на олимпиаду как руководитель через год после того, как сам участвовал в ней, поэтому с большинством ребят мы уже были знакомы. И ты с ними общаешься, а вроде они участники, а ты уже нет! Странное ощущение.
Во время занятий я вижу, что у одних участников все получается сходу, а другие прямо сильно заинтересованы, пытаются идти вперед, но у них не всегда получается, из-за этого могут быть проблемы с мотивацией. В таких случаях человеку надо найти стимул, чтобы не бросить занятия, довести дело до конца. И тут важно внушить ему, что он сможет добиться наивысших результатов, если будет работать.
Да, к концу второго курса как-то все это уже растворилось. К тому же, на мой факультет поступали, в основном, математики и программисты, в олимпиадах по программированию я вообще никогда особо не участвовал, поэтому никого не знал, а среди математиков у меня были знакомые с всероса, но большинство из них поступили в какие-то другие места. Я же больше общался с физиками и астрономами, но они если и шли в МФТИ, то на другие факультеты. Сейчас я в основном общаюсь с одногруппниками-однокурсниками, и олимпиада-не олимпиада – тут уже неважно.
В течение рабочей недели да, а на выходные приезжаю домой, в Жуковский. Правда, последние три месяца я дома из-за карантина. В общежитии у нас комната на четверых, в принципе, мне комфортно, я со всеми прекрасно лажу. Бывали ситуации, когда люди селились вместе, особо друг друга не зная, и у них потом возникали проблемы, но у нас с соседями вообще такого не было. В этом году нас переселяют в общежитие квартирного типа, и надо будет снова договариваться, с кем жить. Но сейчас мы уже гораздо лучше знаем однокурсников, поэтому проще определиться с соседями.
Достаточно. Я, правда, так и не смог приучить себя готовить. Вообще, я люблю готовить и часто что-то делаю дома. Но мне не очень нравится плита в общежитии: она долго греется, на готовку уходит больше часа, тратить на это занятие столько времени я не готов. Тем более, есть столовые, которые работают до полуночи, так что можно в любой момент пойти поесть.
Студенческий городок – это прикольно, все живут примерно в одном месте, у нас есть куча спортплощадок, до института не надо ехать два часа, как в Вышке, например: у них некоторые общаги расположены в Одинцово. Здесь пять минут и ты в институте. А если тебе нужно в центр города, то до него можно добраться за полчаса. По-моему, это прекрасный вариант.
Человеку интересно решать задачи, он любит общаться, хочет куда-то ездить – пожалуйста, пусть участвует в олимпиадах
Шахматами я занимался с 4-5 лет до 12-13. Потом получил первый разряд, и чтобы совершенствоваться дальше, нужно было отдавать этому делу очень много времени. Тогда я перестал заниматься целенаправленно, но при этом продолжал участвовать в турнирах, да и до сих пор периодически где-то играю. Шахматы помогли мне с усидчивостью: я мог сидеть и играть партию часа три, в дальнейшем это пригодилось на олимпиадах. Плюс когда играешь, просчитываешь различные варианты, необходимо быстрое мышление, это тоже полезно.
В футбол я сейчас играю в МФТИ: у нас есть первенство института, в котором принимает участие куча команд в течение всего года.
У нас было место где-то в середине. Участвовали первый год, сначала были небольшие проблемы с сыгранностью. А еще в МФТИ специфическая коробка: она как будто хоккейного плана, то есть, углы закругленные, соответственно, нет такого понятия, что мяч вышел, если он только за борт не улетел. К тому же, многие старшекурсники пользуются этой особенностью коробки и делают передачи от борта. Мы к такому не привыкли, так что первое время было сложно. Еще у нас обычно в мае проводится «Матч века», когда два факультета играют друг против друга 24 часа.
Да. Естественно, люди играют по несколько часов, потом меняются, участвует примерно 50 человек от факультета. Очень интересное мероприятие!
Ну да, в прошлом году, например, игра началась в 3 часа дня, вечером была куча народу, после полуночи все начали расходиться, к 5 утра остались только самые ярые болельщики, а потом уже все снова стали подтягиваться после 10.
Я поиграл, потом поспал, утром вернулся на поле. В общем получилось, наверное, часа 4-5.
Если мы говорим об олимпиадниках, которые уже заняли какие-то места, получили дипломы и при этом точно знают, чему хотят посвятить жизнь, то им, конечно, стоит пожелать попасть именно туда, куда им хочется. Тем же, кто еще не определился, советую выбирать факультет, который даст максимальное количество вариантов для дальнейшего развития. А тем, у кого пока нет дипломов, я бы порекомендовал поднажать и все-таки постараться их получить: пытаться поступить с помощью ЕГЭ – это все-таки достаточно большая лотерея с учетом того, что в топовые вузы очень высокие проходные баллы, а на экзамене можно наделать тупых ошибок и не набрать столько, сколько нужно.
Мне кажется, для олимпиадников, которым чуть-чуть не хватает до диплома, проще все же постараться и взять его, чем подготовиться к ЕГЭ. Экзамен нужно писать безошибочно, на олимпиадах такого нет. Но вообще, мне кажется, что участвовать в соревнованиях нужно не ради поступления. Я скорее так вижу картину: человеку интересно решать задачи, он любит общаться, хочет куда-то ездить – пожалуйста, пусть участвует в олимпиадах. А поступление в институт, денежные призы и прочее – это просто бонусы, которые не должны становиться основной мотивацией.